Тема 12. Наследственное право
Понятие наследования, его виды. Развитие римского наследственного права. Виды наследования.
Право наследования по закону (succcssio legitima). Порядок наследования вдревнем, классическом и постклассическом праве. Heres и bonorum possessors.
Право наследования по завещанию (testamentum). Порядок составления завещания. Условия действительности завещания. Содержание завещания. Обязательная доля. Назначение (mstitutio) и подназначение
наследника.
Легаты и фидеикомиссы: понятие, различия. Виды легатов, ограниче-
ния легатов. Универсальный фидеикомисс.
Открытие наследства. Принятие наследства. Последствия принятия на-
следства. Принципы ответственности наследника по долгам наследодателя. Ос-
нования ограничения этой наследственности.
Трансмиссия и выморочное наследство. Иски о наследстве.
Методические рекомендации преподавателям по организации и проведению занятий по дисциплине «Римское право »
Римское право является одним из источников современных правовых систем континентальной Европы, стран Латинской Америки и других государств, составляет основу современной российской цивилистики.
Основная цель дисциплины заключается в формировании у студента представлений о возникновении и развитии основных институтов частного права и их отражении в действующем законодательстве.
Главное заключается в формировании у студента юридического мышления, овладении им понятийным аппаратом, приобщение к накопленной человечеством юридической культуре.
Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, включающая чтение и анализ рекомендуемой литературы, выполнение домашних заданий, подготовку к семинарам, написание рефератов и докладов по наиболее актуальным проблемам курса.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по курсу, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области знания, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию юридического мышления.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией схем, плакатов, компьютерных презентаций. На лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных ученых.
Семинары призваны обеспечить углубленное изучение курса, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, сформировать и развить у студентов научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать свое мнение.
Самостоятельная работа обучаемых является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к экзамену.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.
Проверка усвоения учебного материала студентами осуществляется преподавателем в ходе текущего и итогового контроля. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и заданий на семинарских занятиях, а также по результатам самостоятельной работы. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом.
Итоговый контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей по учебной дисциплине и проводится в форме экзамена.