Лекция 12: культура феодального общества
Межрегиональный характер земледельческого типа культуры.....281
Искусство как самосознание культуры феодального общества....292
Структура культуры феодального общества......................................294
ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)
Фольклорная субкультура....................................................................301
Религиозная субкультура......................................................................308
Взаимоотношения религиозного, эстетического,
художественного и научного в средневековой культуре...................319
ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)
Светская аристократическая субкультура...........................................329
Городская светская субкультура..........................................................337
Обобщающая характеристика культуры феодального общества как исторического типа
культуры..........351
Библиография........................................................................................355
Шестидесятилетию философского факультета
Ленинградского-Санкт-Петербургского университета,
с которым связаны сорок лет
моей педагогической и научной жизни,
в стенах которого родился, зрел и совершенствовался
излагаемый в этих книгах курс лекций,
хотя и ныне остающийся лишь концептуальным эскизом
истории мировой культуры
Понятие «Введение в..», использованное в названии этой книги, должно пояснить ее
возможному читателю, что поставленная в ней задача не сводится к краткому описанию
основных этапов истории культуры, подобно тому, как это делается в изданных в последние
годы многочисленных учебниках и учебных пособиях, но состоит, прежде всего, в обосновании
отличающегося от общепринятого понимания закономерностей процесса развития культуры.
Это связано с тем, что в отечественной, как и в зарубежной, культурологии противостоят два
подхода к осмыслению этого процесса: после того, как наука отвергла гегелевский
абстрактный схематизм в его, этого процесса, теоретической реконструкции (история культуры
как трехфазное развитие самопознания Абсолютного Духа), а в наше время разочаровалась и в
возможности марксистского объяснения этого процесса как отражения череды из пяти
общественно-экономических формаций, она оказалась перед альтернативой: либо предпочесть
всяким структурным схемам как можно более обстоятельное описание сменяющих друг друга
в строгой хронологической последовательности конкретных состояний культуры (или того или
иного ее раздела — искусства, науки, философии, техники и т. д., и т. п.), либо принять
представление О. Шпенглера, ставшее весьма популярным в XX в., об отсутствии единых
законов ее развития и трактовать ее как мозаичный набор «локальных цивилизаций», каждая из
которых самостоятельно возникает, развивается и гибнет вне какой-либо преемственной связи
с предшествующими и последующими.
Между тем, открытие в конце прошедшего столетия закономерностей процессов развития
сложных систем, приведшее к формированию новой науки — синергетики, позволило найти
более основательное решение данной проблемы; оно-то и обосновывается в настоящей
книге. Поэтому автор обращается к конкретному материалу истории культуры лишь
Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+
(2)320 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9
постольку, поскольку это необходимо для доказательства эвристического значения
обосновываемой концепции, и естественно, что в скромных объемах настоящего издания
объем этого материала мог быть весьма и весьма ограниченным. Именно эта ограниченность
конкретного историко-культурного материала и подчинение его освещения главной задаче —
выявления закономерностей историко-культурного процесса на основе применения
синергетического его осмысления — и объясняет значение понятия «Введение в...» в названии
этой книги.
Данная концепция разрабатывалась мной на протяжении ряда лет в ходе чтения
университетских курсов, а ее первые эскизные наброски были изложены в изданных во второй
половине 1990-х г. книгах «Философия культуры» и «Эстетика как философская наука». Для
проверки, уточнения и развития этой концепции нужно было в настоящей книге погрузить ее в
многообразие фактов, относясь к ним с той бережностью, которая является условием
подлинной научности вырабатываемого знания. Поскольку автор не может быть в равной мере
компетентен во всех разделах разнородного состава культуры, в многообразии национальных и
исторических форм ее бытия, он считал необходимым опираться в каждом случае на суждения
специалистов, дабы избежать возможных упреков в некомпетентной или тенденциозной
трактовке реальных фактов; оттого текст перегружен цитатами и ссылками. Хотелось бы,
однако, надеяться, что внимательный читатель сумеет оценить их служебную роль и «увидеть
за деревьями лес» — ту объективную картину исторического развития культуры, которую все
эти ссылки призваны, так сказать, «документировать и иллюстрировать».
Чтобы сохранить живую, лекционную форму изложения, облегчающую восприятие, и не
утяжелять текст, автор отказался от библиографических сносок, ограничившись завершающим
книгу перечнем цитируемых трудов, относящихся и ко всему ее тексту, и к отдельным
лекциям.
В заключение не могу не выразить мою искреннюю благодарность Галине Владимировне
Шевчук, на протяжении многих лет неизменному, неутомимому и самоотверженному
помощнику в издании моих книг.