Теодецея – оправдание Б-га, (т.е. придание Ему Праведности).

«Сердце моё говорит от Тебя: "ищите Лица Моего"; и я буду искать Лица Твоего, Господи» Пс.26:8

Иов пытается построить свои концепции «правильного мира», и 29 глава его Книги, - описание мира Иова до того времени, когда на Небесном Совете прозвучало его имя, - наиболее полно рисует нам «правильный» с его точки зрения мир.

- Кто или что стоит в центре мира, который Иов рисует как идеальный?

= Иов остаётся единственной центральной фигурой, вокруг которой устроены остальные люди и на ком сосредоточено их внимание (найдём эти тексты):

«дети мои вокруг меня» Иов 29:5,

Иов - священник, и это ещё более упрочает его центрированность;

Иов (и его речи) - центр внимания всего города:

«когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище своё, юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их» Иов 29:7-10;

«Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моём. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, [как] дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им - они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» Иов 29:21-25.

- Почему Иов был в центре своего мира?

= «Потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» Иов 29:12-17

Потому что он был праведником. Иов находится не только в центре людей, но и для Б-га он - главная фигура:

«Б-г хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы; как был я во дни молодости моей, когда Милость Б-жия [была] над шатром моим, когда ещё Вседержитель [был] со мною» Иов 29:2-5

Взор Б-га сосредоточен на Иове, и в результате этого внимания он обретал благословение:

«когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи елея!» (Иов.29:6, - позже этот символ жизни Иова станет образом Обетованного!).

Таким выглядит правильный мир с точки зрения (кого?) Иова (это приятное зрелище отражает и наши потаённые ожидания от Б-га: мы – праведники, и наша праведность победно распространяется и утешает скорбящих).

- Откроем следующую, 30 главу, описывающую уже дни сокрушения Иова. Что помимо болезни «раздражает» Иова более всего (он говорит об этом даже ранее, чем о своих физических муках)?

= Иов 30:1-10 «А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих… Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим».

Иов оказывается среди тех, кто никогда не разделял его уважений к праведности. И эти люди не видят в нем притягательного («евангельского») для себя центра. Они удаляются от Иова.

- С точки зрения друзей, каков должен быть «правильный» мир, мир, задуманный Б-гом? (Что должно сопутствовать праведности?) (приведите сами цитаты).

= Например, «Сблизься же с Ним и будешь спокоен; и чрез это придёт к тебе добро» (Иов 22:21) – один из любых христианами стихов (увы, нам!), речь Елифаза. И суть её в том, что сближение с Ним обязательно несёт добро. Вряд ли в эту схему вписывается Голгофа.

Иов - центральная фигура в мире его друзей, потому что он является самым праведным, и даже в страданиях его величие всё ещё остаётся с ним. Когда друзья приезжают успокоить его, они вынуждены молчать, потому что человек, который был гадоль (велик, 1:3), был поражён страданием, которое тоже было гадоль(2:13). Как был Иов в высшей степени благословен, точно также сейчас он (благодаря своему величию) в высшей степени и проклят. Иов и друзья ждут восстановления его величия (случай, который, как все уверены, непременно скоро произойдёт): единственное, что им нужно, это возвращение Иову статуса. Здесь нет речи о том, чтобы узнать Б-га, приблизиться к Нему.

Не возникает ли у нас той же уверенности, что Б-жья вселенная построена именно так: у нас есть (данные Небом, конечно же) таланты, способности, которыми мы могли бы служить Б-гу и людям, распространять свою праведность на нуждающихся, страждущих и т.д. И, в конце-концов, они непременно должны явить себя чем-то добрым и важным для Великой Борьбы. Ведь именно этого хочет Б-г! Или … все же не этого? Тогда чего же?

- Кто ещё в Книге Иова рисует мир (и цель для мира), который сосредотачивается на праведности человека?

= Сатана показывает мир, в котором центр сосредоточен на праведнике:

«… Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него» Иов 1:10

Чем ближе человек к (какой-то непонятной) праведности, тем более он прославлен у Б-га. Праведность делает человека центром заботы Б-га. Она имеет конкретные выражения в мире. В этом - проповедь сатаны, в это - молчаливое согласие с ним ангелов.

Обратимся к началу Книги – 1:1-3. Описание праведности Иова переходит в перечень имущества, которое «заработала» эта праведность, и завершается заявлением, что это был самый великий (гадоль) человек Востока. Так что достояние Иова оказывается зажатым между описанием его праведности и величия. Его имущество и власть - это то, что выступает знаком его статуса. Иов физически самый крупный (гадоль буквально большой) человек на Востоке: его имущество «присоединяется» к его телу и образу, расширяя его размеры. Фактически, дети Иова, слуги, домашний скот, - это часть самого Иова. Когда приходит первая волна несчастий, именно на детей, слуг и домашний скот приходится удар страданий. Иов оказывается сокрушённым через них, - явный признак того, что они не существовали самостоятельно. Эгоистичен ли Иов? Не в большей степени, чем мы, ожидающие, что имеем законное (во Имя Иисуса, конечно) право на Благословения Б-га, на должную оценку Им наших трудов и праведности, и, соответственно, на пространное место для наших дел, талантов и Евангелия.

И вот что интересно (по отношению к рассуждениям о нашей жизни): потери не лишили Иова его позиции центральной фигуры мира. Хотя он сидит уже на куче пепла, его представления о «правильном» мире не меняются, и он остаётся в центре вселенной: Б-г исатана ждут, чтобы увидеть, что он сделает и скажет. Потому что только то, что он делает и говорит, и представляет первостепенную важность. Не утешаем ли мы себя (на наших убогих пеплах) такими же рассуждениями о важной роли нашей жизни и свидетельства для хода Великой Борьбы? И всё же вовсе не вокруг человечества и его дел (не важно, каких) яростно схлестываются вихри Вселенского Спора. Не стоит героизировать свою роль (а далее - черпать в этом героизме призрачное утешение о наших страданиях), – она проста: мы можем только «влюбиться» в Его образ, – колкий, неподдающийся анализу, непредсказуемый, жесткий, властный, – влюбиться непонятно как, и непонятно за что (а это всегда происходит только так):

«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит…» Еф.5:32, 33

Но только эта Тайна и способна преобразовать наши страдания в что-то совсем иное, а затянутость жизни – в Приключение. Направлять же Борьбу и Войну сквозь непонимание ангелов и наш ужас, – это Его дело. Он – Господин Брани (Исх.15:3).

«В основе Великой Борьбы лежит вопрос Божьего характера. Этот же вопрос встаёт при обсуждении проблемы человеческих страданий»

(Урочник СШ с комментариями, 71с.)

Когда появляется Б-г и начинает Сам говорить о Своём мире, становится ясно, что система взглядов Б-га на вселенную и её закономерности отличаются от представлений Иова и его друзей.

- Как Б-г описывает мир, который он действительно Сотворил? Чтобы вы выделили в Его ответе?

= 1. Нет разделения на «хороших» и «плохих» животных, «полезных» или «бесполезных». Тогда как для Иова и его друзей мир непременно делился на достойных и не достойных людей, на праведников и грешников, для Б-га дело обстоит вовсе не так. Да, однажды люди действительно разойдутся «по правую» и «по левую сторону» (Мтф.25:31…), но время этого Суда - это не наше время. Поэтому неверно и опасно требовать от сегодняшнего дня справедливого воздаяния «праведности» и жить (мучиться) ожиданием этого. Наше время – время «падения Вавилона», когда нечестие, наоборот, будет преуспевать и раскрывать самые опасные свои стороны.

«Подобно Иову, вы почувствовали, что имеете причину для печали, но (в отличие от него – наше добавление) не захотели получить утешение. Разумно ли это? Вы знаете, что смерть — это сила, которой никто не может противостоять, но вы, тем не менее, своими бессмысленными огорчениями делаете чуть ли не бесполезной и саму жизнь»

(СЦ 32, том 5, гл.33).

Мы не доверяет этому миру. Может быть и законно. Но описывая его круговорот, Б-г напоминает Иову:

«Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её,… Иов 38:12…

Каждый день Б-г обновляет мир. Отчего Он делает это? Обязанность Творца? Договоренность по Плану Спасения? Судя по тому, как легко и подробно Б-г описывает это Своё деяние, дело скорее в Его потребности делать это. Любовь – великий внутренний деспот. Она властно требует от нас что-то постоянно делать во имя другого. И Б-г постоянно продолжает и обновляет наш мир. Вспомним это, когда в следующий раз он будет пугать нас.

= 2. Разделение между праведниками и грешниками не является главным в беседе Б-га. Б-г говорит о грешнике:

«Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её, чтобы она охватила края земли и стряхнула с неё нечестивых,… и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?» Иов 38:12-15

Б-г знает о существовании этой категории людей. Но Он нигде в Своей речи не упоминает праведников. Если задача разделения знакомых нам людей на хороших и плохих когда-то и будет доверена нам, всё же она станет прерогативой вовсе не нашего времени. Сегодня нам стоит смотреть на окружающих людей иначе:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Б-га. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» 1Кор.4:5, 6

Другой взгляд на окружающих нас людей «отравит» наше существование и станет причиной многих наших мучений.

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своём: довольно для [каждого] дня своей заботы»

Мтф.6:34 – Памятный стих на этот урок.

= 3. Люди вообще не появляются в описании Б-жьего мира; Б-г словно бы думает только о животных, - именно животные – главные обитатели Его мира. Иов и его друзья обеспокоены отношениями и иерархиями между людьми, тогда как Б-г озабочен животным миром. Отчего же так? Вспомним о круге обязанностей человека от начала:

«И Благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» Быт.1:28

Животный мир является тем, что действительно входит в ответственность человека. И именно при исполнении дел, действительно порученных нам Б-гом, мы и находим ответы на свои вопросы к Небу. А, допустим, политика? Кто отвечает, борется и «переживает» за неё?

«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских» Дан.10:13

Увы, это тоже не наша сфера приложения (по крайне мере не в той мере, в какой мы пламенно отдаёмся ей). Поэтому стремясь установить «Царствие Б-жие» там, где нам не поручено, нам стоит ждать только разочарований.

Любовь неотменяемо требует всё большего откровения себя, всё больших горизонтов открытости между собой и предметом любви. «От Славы в Славу» (2Кор.3:18) – потребность Б-га, которая заставляет Его выстраивать наши жизни так, чтобы как можно чаще сталкивать нас с неизбежностью обращений к Его Имени. То, что в Его мире пока «нет человека для возделывания земли» (Быт.2:5), – Его мука, которая, как знал Иов, непременно заставит Его создавать в нас человека по Своему образу (Быт.2:7).

= 4. Иов описал праведника как центральную фигуру в «правильном» мире, вокруг которой организовано всё остальное. Но в Б-жьем мире нет никакой центральной точки, к которой животные направляют свой пристальный взгляд (как все горожане когда-то смотрели на Иова). Наша религиозность требуют, чтобы в мире, представленном Б-гом, все непременно и непререкаемо смотрели на Него; но тогда это был бы всё тот же мир, нарисованный Иовом, лишь с заменой центральной фигуры в нём. Б-г уверенно представляет Себя Создателем и Господином мира, без чьей поддержки и заботы он не выжил бы. Но за исключением воронов ни одно из животных, названных Б-гом, не смотрит на Него (Быт.38:41). И это не беспокоит Б-га; Он восхищается этим миром. И вспоминает, как когда-то таким миром восхищались и ангелы (38:7).

В мире, представленном Б-гом, попадаются и очень крупные фигуры (бегемот, Левиафан), но остальные животные не интересуются ими. И вместо того, чтобы сосредоточить внимание Иова на одном центральном образе, вопросы Б-га заставляют Патриарха смотреть и задумываться над особенностями жизни различных тварей, населяющих мир.

Религия, ставящая в центр своих исследований и поисков образ Б-га, - не единственная сфера приложения Б-га. Б-г действует во всём человеческом мире. Ему интересно поставить хороший спектакль, прокладывать дороги, и т.д. А как вам Б-г в роли, допустим, «покровителя» компьютерщиков? Нет ни одной малой работы на земле, которую невозможно было бы сделать для Б-га и вместе с Ним. Он готов везде найти человека, подхватить и увлечь Своими представлениями о нашей скромной жизни. Причём, … независимо от намеренья человека смотреть на Него.

Б-г обращает внимание Патриарха на какие-то очень индивидуальные, иногда малозаметные особенности животных и птиц, - почему? - потому что Б-гу интересно выделять их, различать. Может быть, вы обращали внимание на то, что ваше уже достигнутое (и закреплённое брачным документом) отношение к человеку всё же не успокаивается и продолжает желать чего-то ещё, чего-то нового. Любовь, живущая в нас, непременно требует смотрения на предмет любви, выделения его каких-то индивидуальных черт, малых жестов (которые непременно приводят нас в восхищение). Б-г должен постоянно всматриваться в нас, это Его неистребимая потребность, - Его малый жест, который подметил Иов.

Таков мир, который однажды Б-г сотворил для Себя («всё Им и для Него создано», Кол.1:16). Ему удобно в таком мире. А нам?

Когда Б-г очертил перед Иовом круг Своего мира, Иов понял мечту Б-га. Но друзья - нет. Б-г должен был конкретно сказать им, что им делать и какой вывод вынести из Его речи. И Его слова сводились к Жертвеннику:

«Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя Жертву…» Иов 42:8

Семь жертвоприношений – безжалостное воспоминание для Иова. Но оно приводит на память следующее замечание Иисуса:

«Б-г же не есть [Б-г] мёртвых, но живых, ибо у Него все живы»

Лук.20:38

Может быть, вы обращали внимание на то, что ушедшие от нас навсегда словно остались живы для нас: мы страдаем потерей именно потому, что доныне хотим прикоснуться к ним, разделить с ними какое-то участие. Такого своего выражения настойчивого и надсадно требует наша любовь и привязанность к ним. У Б-га живы все… За этой краткой фразой о Себе - признание в том, насколько Его саднит, мучает и изводит желание снова прикоснутся к ним, снова видеть. Я не знаю, почему ко мне приходит горе, но я знаю, что чувствует в этот момент Б-г.

Дилемма.

- У нас в урочнике оставлен вопрос: «Какой вопрос не дает покоя Иову?» (Урочник СШ с комментариями, 63с), и предлагалось ответить на него, читая тексты Иов 6:4-6, Иов 9:1-12. Как вы ответили на него дома?

(9:1-4 - Как же человеку оправдаться? Здесь не помогут опора на мудрость или силу.

5-12 - слишком велики дела Его, чтобы соответствовать Его уровням (в том числе оправдания).)

= Удалённость от Б-га, от понимания Его мира таким, каким его видит Б-г.

- Б-г действительно слишком велик в замыслах и делах, чтобы творение постигало Его движения, и смотрело на мир «Его глазами». Но такое положение было от начала Творения, и наше грехопадение здесь не при чём. (И вспомним праведных ангелов, стоящих на Небесном Совете и не понимающих действий Б-га по отношению к Иову.) Какой совет оставляет Книга Иова тем, кто, как и Иов, желал бы примирения с действиями Б-га?

= (Здесь, конечно, можно удовлетвориться и общим мессианским ответом: «И ныне вот на Небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних» и т.д. Но всё-же Книга Иова очень последовательно и логично углубляет этот Образ от речи к речи. Рассмотрим это на примере, который «зацепил» автор урочника)

В нашем тексте Иов выдвигает плач:

«И отвечал Иов и сказал:

Наши рекомендации