Третья часть. Задания, оцениваемые в 8 баллов.
В заданиях 11–13 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Запишите ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите номера выбранных ответов (без пробелов и других символов). В задании 15 выполните 4 подзадания 15.1–15.4: выбрав один правильный ответ из числа предложенных, укажите его номер в таблице ответов.
11. Соотнесите участников Гражданской войны в России и стороны, яркими представителями которых являлись эти люди.
Участники | Стороны |
1) А. Колчак | A) «белые» |
2) Н. Махно | B) «красные» |
3) Н. Юденич | С) «зелёные» |
4) В. Чапаев | |
5) С. Будённый | |
6) А. Деникин | |
7) А. Антонов | |
8) М. Фрунзе |
12. Установите соответствие между произведениями отечественной живописи ХХ в. и их авторами.
Произведение | Автор |
1) «Чёрный квадрат» | A) А.И. Лактионов |
2) «На Руси (Душа народа)» | B) И.Е. Репин |
3) «Письмо с фронта» | C) К.С. Малевич |
4) «Купание красного коня» | D) К.С. Петров-Водкин |
5) «Большевик» | E) В.А. Серов |
6) «Отдых после боя» | F) М.В. Нестеров |
7) «Портрет Николая II» | G) Ю.М. Непринцев |
8) «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» | H) Б.М. Кустодиев |
13. Соотнесите характеристики и имена деятелей науки и искусства ХХ в.
Характеристика | Деятель |
1) автор поэм «Реквием» и «Поэма без героя» | A) В.О. Ключевский |
2) русский поэт-футурист, один из авторов манифеста «Пощёчина общественному вкусу» | B) А. Эйнштейн |
3) один из самых известных европейских художников ХХ в., чьей музой была Гала – Елена Дьякова | C) А.А. Ахматова |
4) выдающийся историк и преподаватель, на чьих лекциях в Московском университете неизменно был аншлаг, автор «Курса русской истории» | D) П. Пикассо |
5) великий физик, автор общей теории относительности | E) М. Склодовская-Кюри |
6) французский художник испанского происхождения, автор «Голубя мира» и знаменитых полотен «Девочка на шаре», «Герника» и др. | F) В.И. Вернадский |
7) энциклопедически образованный исследователь, автор учения о биосфере и ноосфере, член конституционно-демократической партии | G) В.В. Маяковский |
8) учёный-физик, которому принадлежит честь открытия радиоактивных элементов радия и полония, первый дважды нобелевский лауреат в истории | H) С. Дали |
В задании 14 установите правильную последовательность. Запишите номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).
14. Расположите факты экономической истории нашего Отечества в хронологическом порядке от самого раннего к самому позднему:
1) принятие плана ГОЭЛРО
2) начало освоения целины
3) ввод в строй Днепрогэса
4) открытие Московского метрополитена
5) принятие «Продовольственной программы»
6) завершение строительства БАМа
7) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
8) открытие ВДНХ
В задании 15 выполните 4 подзадания 15.1–15.4: выбрав один правильный ответ из числа предложенных, укажите его номер в таблице ответов.
15. Рассмотрите плакат и ответьте на предложенные ниже вопросы (15.1–15.4).
15.1. Укажите год начала гражданской войны, с которой связан данный плакат:
1) 1931 г. 2) 1933 г. | 3) 1936 г. 4) 1939 г. |
15.2. Начало и конец гражданской войны, к которой относится данный плакат, непосредственно связаны с деятельностью:
1) Ф. Франко 2) Б. Муссолини | 3) Г. Димитрова 4) К. Радека |
15.3. Одной из героинь гражданской войны, с которой связан данный плакат, стала женщина, получившая прозвание «Пассионария». Назовите эту женщину:
1) А. Дэвис 2) Д. Ибаррури | 3) И. Арманд 4) Э. Триоле |
15.4. Лозунг на плакате в переводе с испанского языка означает:
1) «Не дождётесь!» 2) «Мы прорвёмся!» | 3) «Долой фашизм!» 4) «Они не пройдут!» |
Четвертая часть. Составное задание, оцениваемое в 20 баллов.
В задании 16 выполните 4 подзадания 16.1–16.4. Ответы запишите в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы и кавычки НЕ используются. Все слова указываются в форме именительного падежа, единственного числа (если не указано иное условие).
16. Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответы на вопросы 16.1–16.4.
«Государь! Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать… Государь, нас здесь многие тысячи, и всё это люди только по виду, только по наружности, – в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения… Россия слишком велика, нужды её слишком многообразны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой...»
Вносите ответы в таблицу ответов в следующем порядке:
16.1. Назовите год создания этого документа. В таблицу ответов запишите только число арабскими цифрами.
16.2. Назовите фамилию человека, возглавлявшего организацию, члены которой создали этот документ. В таблицу ответов запишите только фамилию (БЕЗ инициалов) в форме именительного падежа.
16.3. Назовите императора, к которому обращались авторы этого документа. В таблицу ответов запишите имя (в форме именительного падежа) и порядковый номер (арабской цифрой), НЕ используя пробелов.
16.4. Назовите явление российской истории, началом которого послужило трагическое событие, вызванное созданием этого документа. Ответ запишите одним словом – существительным в форме именительного падежа, единственного числа.