Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 2 страница
Постановления сената внесли важные изменения в семейное и наследственное право. В период империи роль сенаторов в принятии постановлений значительно падает, вся законодательная власть сосредоточилась в руках императоров.
Созывал заседание сената и председательствовал в нем консул или—в отсутствии консула—претор. Ведению сената подлежали вопросы религии и культа: установление общественных празднеств, очистительных жертвоприношений, предоставление магистратам чрезвычайных полномочий в случае угрозы безопасности страны, контроль финансами страны, регулирование государственного бюджета и распределение сумм между магистратами, чеканка монеты, управление провинциями, ведение дипломатических сношений.
При образовании Римской империи власть главы государства значительно усиливается, распоряжения императора становятся обязательными и приоритетными в цивильном праве.
Решение принцепсов назывались конституциями, которые делились на 4 вида. Эдикты (edicta) императора являлись распоряжением к жителям государства. Мандаты (mandata) направлены были чиновникам для регулирования их деятельности. Декреты (decreta) – судебные или административные решения императора, применяемые судами по аналогичным делам. Рескрипции (rescripta) – ответы императора на вопросы граждан, они имели также силу прецедента. В ответ на личное обращение одной из сторон по спорному делу император отвечал письменно. На прошение частных лиц императорская канцелярия внизу письма писала заключение, император под ним подписывался. Рескрипция вывешивалась в публичном месте, проситель мог снять с нее копию. Знатным лицам и корпорациям непосредственно направлялся ответ принцепса. В качестве примера можно привести рескрипцию Доминиана против злоупотреблений положением врача.
Со II века н.э. конституции императоров считаются «как бы законами», исходящими из высшей власти императора. В период домината распоряжение императора становится основным и имеет название имперский эдикт. Мандаты не применяются, а декреты и рескрипты имеют ограниченное значение. Ульпиан сравнивает волю императора с народной, утверждая, что постановление императора есть сам закон.
Эдикты принцепсов в основном относились к публичному праву. Известны 5 эдиктов Августов (557–4 гг. до н.э.), регулировавших судопроизводство в провинциях, 13 конституций Юстиниана, эдикт Константина (313 – 317 гг. н.э.), говорящий об апелляционном уголовном судопроизводстве. Эдикт Домициана (88 – 89 г. н.э.), предоставивший льготы ветеранам, эдикт Нерона, устанавливавший сроки при апелляции к императору, эдикт Веспасиана (74 г. н.э.), определявший личные привилегии врачей и учителей и т.д.
1.4. Преторское право
С 367 г. до н.э. должность претора являлась городским магистратом, избираемым народным собранием на 1 год. Должность претора была коллегиальной. Преторы издавали эдикты (edictum – «публичное объявление»), с помощью которых осуществлялось судопроизводство. Слово «эдикт» происходит от слова dico («говорю»), им первоначально обозначали устное распоряжение магистрата. Несколько позднее эдикты начинают записываться на белой доске черными или красными буквами.
Цицерон называл преторский эдикт законом на год, т.к. после окончания срока полномочий магистрата прекращалось действие изданных ими норм. Позднее из наиболее удачных эдиктов сформировался так называемый постоянный эдикт, переходящий от претора к претору. Именно он становится ядром преторского права.
В начале своей деятельности преторы не были ограничены, и их злоупотребления было очень трудно пресечь. Так продолжалось до 67 г. до н.э., пока не был принят закон Корнелия, предписывающий преторам осуществлять судопроизводство только на основе собственных эдиктов, запрещалось изменять эдикты после их озвучивания.
Магистраты имели право приказывать устно или письменно, на белых табличках, римским гражданам и другим жителям государства. Приказы претора назывались интердиктами (interdictum). Распоряжение претора представляло собой внесудебное, административное распоряжение без детального рассмотрения дела и выслушивания свидетелей. Основные формулы интердиктов содержались в преторских эдиктах.«В известных случаях претор или проконсул употребляет свою власть для прекращения споров. Это бывает преимущественно тогда, когда спор идет между сторонами о владении и как бы владении; вообще претор приказывает или запрещает что-либо. Торжественные же формулы приказания, которыми он пользуется в этом случае, называются интердиктами или декретами, или интердиктами в тесном смысле».
Первоначально претор тщательно рассматривал дело и издавал приказ, по которому необходимо подчиниться всем сторонам. Внесудебное вмешательство магистратов объясняется необходимостью быстрого разрешения конфликта (например, в случае жалобы на захват земельного участка, на котором уже созрел урожай). Существовали интердикты запретительные (запрещалось применять насилие), восстановительные (лицу предписывался возврат вещи), предъявительные (приказывают предоставить вещь или прийти на судопроизводство). Сальвианский интердикт установлен на приобретение вещи, оставленной в залог, посессорный интердикт защищал покупателя вещи. Интердикты были также простые и двойные: в простых интердиктах одна из сторон – истец, другая – ответчик, в двойных интердиктах оба спорящих лица являются в роли истца и ответчика.
Также были интердикты: запрет строить на берегах сооружения, мешающие судоходству, приказ очистить каналы по стоку нечистот, приказ о возвращении утраченного владения, приказ приводить в суд того, кто удерживает свободного в неволе, кто удерживает чужого вольноотпущенника, о возвращении в прежнее состояние или возмещение вреда. «Также в пользу покупателя имущества устанавливается интердикт, который иногда называют посессорным. Интердикт, называемый Сальвианским, установлен также ради приобретения владения; им пользуется помещик относительно инвентаря арендатора, который дал его в залог хозяину сельского имущества для обеспечения договорной наемной платы».
Существовали и эдикты куруальных эдилов, регулирующие торговые операции. Один из таких эдиктов гласил: «Кто продает рабов или скот, должен ставить покупателей в известность, какой болезнью или каким пороком страдает продаваемая вещь, является ли раб беглым или бродягой, или подлежащим ноксальной ответственности».
Преторское право возникло в результате больших изменений в общественной и экономической жизни римлян. Нормы цивильного права, с его строгостью и формализмом, все более тормозили развитие римского общества.
Претор, не имея права изменять нормы цивильного права, стремился избежать данной ситуации – он действовал, опираясь на собственные постановления. Юрист Папиниан определил, что «преторское право – это право, которое введено преторами для общественной пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить». Марциан назвал преторское право «живым голосом цивильного права».
При осуществлении своих функций претор зачастую прибегал к помощи так называемых юридических фикций. Юридические фикции представляли собой внесение в рассматриваемое дело заведомо несуществующих фактов или, наоборот, изъятие из дела определенного факта. Все это делалось ради торжества справедливости, невозможной при существовавшей строгости и несовершенстве цивильного права.
Ценность преторского права заключалась в том, что оно являлось гибким, постоянно изменяющимся правом, впитавшим в себя огромный опыт многочисленных преторов. Претор являлся практиком: рассматривая многочисленные коллизии, стремясь их разрешить, он издавал постановления, довольно часто идущие вразрез с нормами цивильного права.
В своей деятельности преторы опирались на идеи «доброй совести» и «справедливости». Под справедливостью римляне понимали прежде всего равенство всех перед законом. Философское обоснование справедливости было дано Пифагором: «справедливость во имя гармонии и пропорции на пользу того, что должно считать хорошим и прямым в отличие от дурного и кривого».
Не следует, однако, идеализировать деятельность самих преторов и взаимоотношения в римском обществе. Борьба за власть шла с применением всех дозволенных и недозволенных средств, процветала коррупция, ложь, обман и другие пороки. Но сама идея повлияла на формирование римского права.
Активная деятельность магистратов приходится на 250 – 80 гг. до н.э. и прекращается в 130 г. н.э., с принятием императором Андрианом «вечного эдикта». Юристом Юлианом были собраны, систематизированы и составлены лучшие постановления римских магистратов, которые уже нельзя было дополнить или изменить. Эра преторского права закончилась, усилившаяся роль императоров не терпела самостоятельной деятельности магистров.
1.5. Право народов
В 240 г. до н.э. была учреждена магистратура перегринского претора, разрешавшего спорные вопросы как между римлянами и чужестранцами (перегринами), так и между иностранцами разных национальностей. С древнейших времен действовал принцип, по которому любой человек мог требовать, чтобы его судили по законам его племени.
Коллегия преторов состояла из 16 человек, свои полномочия они определяли жеребьевкой или соглашением. В основе деятельности перегринского претора лежало естественное право, естественный разум.
Понятие естественного права появилось еще в Древней Греции. Основоположником этой идеи был Аристотель. Наблюдая за отлетом птиц, он пришел к выводу, что они живут по естественным законам, данным свыше. Богом даны естественные законы, по ним живут не только животные, но и люди. Эти законы едины для всех людей, невзирая на национальные и расовые различия. Они могут быть не облачены в форму закона, но тем не менее нормы естественного права продолжают действовать. Однако естественные права не распространялись на рабов, которые не считались людьми, рабство также считалось естественным.
Право народов – «юс генциум» (ius gentium) – регулировало освобождение из рабства, ведение войны, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговлю, куплю и продажу, найм, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.
Право народов формировалось на основе правовых систем различных народов, покоренных римлянами. Огромную роль при формировании права народов сыграло высокоразвитое греческое право. Некоторые исследователи рассматривают право народов как коммерческое, торговое право, лишенное многих формальностей цивильного права.
Все лучшее, выработанное правом народов, постепенно впитывало в себя цивильное право. «Что же относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным», – отмечал Цицерон. Из права народов были заимствованы: простота судопроизводства, письменная форма договоров, принцип равенства сторон, третейский суд. Постепенно происходит сближение, взаимообогащение и затем полное объединение преторского права с правом народов. Это произошло в 212 г. н.э. по эдикту римского императора Антонина Каракаллы.
1.6. Деятельность римских юристов.
Первыми юристами в Риме были жрецы-понтифики. В древности они являлись знатоками права, консультировали по правовым вопросам, помогали оформлять сделки. К правовым знаниям не допускался никто кроме жрецов.
Это продолжалось до тех пор, пока Гней Флавий, служивший мелким клерком, не украл у жрецов тайную книгу судейских формул и календарь с указанием дней, в которые можно совершать судопроизводство. Он зачитал ее на народном собрании, став национальным героем. Хотя он и был сыном вольноотпущенника, ему даровали чин трибуна, затем сенатора и куруального эдила. В переданной книге содержались иски, она стала называться Флавиевым цивильным правом. Теперь знание права стало доступным всем римлянам.
Юристами были или сами магистраты, сенаторы, императоры, либо их консультировали профессиональные юристы с помощью responsa («респонса») – ответов.
Слово юриспруденция (jurisprudentia) означает «сведущий в праве». Юристы участвовали в судебных заседаниях в качестве адвокатов, их выступления, мнения оказали заметное влияние на развитие римского права. При толковании закона юристы, фактически, на практике формировали нормы права. Благоприятное влияние на качество правотворческой деятельности юристов оказывало то обстоятельство, что они являлись не только теоретиками, но и практиками. Начиная с правления императора Августа, некоторым юристам предоставлялось право давать официальные консультации. Адвокату, выигравшему судебный процесс, дарили пальмовую ветвь – символ победы.
Тиберий Корунканий (верховный жрец) первым стал преподавать римское право всем желающим. Первая юридическая школа была организована юристом Сабином в I веке н.э., где читались лекции и велись диспуты по римскому праву.
Начиная с республиканского периода, юристы часто консультируют судей, а иногда и сами ими становятся. Также римскими юристами написаны многочисленные научные и учебные труды, значение которых невозможно переоценить. Издаются институции – учебники, по которым студенты обучаются праву. В IV в. н.э. появляются юридические школы с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Александрии, Цезаре, Бейруте).
В 460 году император Лев предписал всем кандидатам на должность барристера преторианской префектуры Востока обучаться у профессоров права.
Источником римского права является интерпретация (interpretatio – «толкование права»). Юристы, особенно в классический период, начинают вольно трактовать право, широко применяя аналогию. В имперский период прерогатива в интерпретации права стала принадлежать императору и подчиненным ему юристам.
Расцвет деятельности римских юристов приходится на I–III вв. н.э., с середины III в. начинается упадок юриспруденции. Огромным авторитетом пользовался юрист классического периода Папиниан (Papinianus). В законе о цитировании юристов он назван «царем сената мертвых».
Сентенции (суждения, решения) таких римских юристов, как Цельз, Павел, Ульпиан, Гай и других, часто цитируются в современной юридической науке, на них ссылаются знаменитые юристы всего мира.
Юрист Павел был один из самых плодовитых писателей: он написал более 300 книг.
В римском праве появляется понятие презумпция невиновности (praesumptio – «предположение невиновности»). Особое значение презумпция невиновности приобретает в постклассический период.
От умения выступать, красноречия юристов часто зависело судебное решение. Примером этого является деятельность знаменитого Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.). Цицерон (т.е. «горох» – это прозвище была дана предку Марка за схожесть кончика носа с горошиной) считал, что государственному деятелю необходимо знать людей, так же как ремесленнику свой инструмент, стараясь не только запомнить имена значимых людей, но и их местожительство, их друзей и соседей. Цицерон был робок, говорил со страхом, в начале судебных разбирательств он буквально трясся от страха, постепенно пересиливая себя и доходя до наивысшего эмоционального подъема. Его речь была блистательна, мысли быстры и остры. Ораторское искусство Цицерона была настолько восхитительно, что взволновала даже Юлия Цезаря. Покоренный оправдательным выступлением знаменитого юриста, Цезарь оправдал Лигария, одного из подзащитных Цицерона, хотя еще недавно считал его негодяем и врагом.
Ораторству обучались в школах риторов. Часто ученики участвовали в вымышленных судебных делах, где один выступал в качестве обвинителя, другой в качестве защитника. В школах изучался простой, строгий аттический стиль ораторского искусства, данное направление называлось еще театральным, так называемым азианизмом. Приверженцами азианизма были Цицерон, Цезарь. Сторонники этой системы огромное внимание уделяли жестам, позам, интонации голоса, остротам, оригинальным оборотам речи.
Сам Цицерон сравнивал выступление юриста на судебном разбирательстве с игрой на флейте, сопровождаемой выступлением актера на сцене. Он считал, что оратор должен быть знаком с философией, правом и историей. «Не знать, что произошло до времени твоего появления на свет, – значит навсегда оставаться ребенком», – говорил он.
В конце республиканского периода большинство юристов принадлежало к двум направлениям: сабинианцам и прокулианцам. Основателем сабинианцев был Капитон, школа начала называться от имени ученика Капитона – Сабина. Основателем школы прокулианцев был Лабеон, и называлась она в честь его ученика Прокула. Эти два течения по-разному рассматривали вопросы частного права. Лабеон, в области права выступал новатором, меж тем как Капитон был консерватором.
Так, обмен товара на товар сабинианцы считали договором купли-продажи, ссылаясь на то, что еще греки покупали вино за железо, медь и рабов. Прокулианцы настаивали на том, что здесь налицо договор мены. Разногласия существовали и по поводу вопроса о том, кто является собственником вещи: собственник материала или мастер, изготовивший из этого материала вещь. Сабинианцы считали собственником вещи владельца материала, полагая, что без материала не было бы и самой вещи. Прокулианцы настаивали на том, что материя не существует, пока не приобретет форму, следовательно, собственником вещи является ее создатель. Сабинианцы занимали консервативное положение, а прокулианцы были более прогрессивными.
Разные точки зрения юристов по различным правовым вопросам способствовали качественному развитию римского права.
Нормы права оценивались юристами с точки зрения их практического применения в конкретных случаях. Знаменитого юриста Корнелия Цельса спросил Домиций Лабеон, может ли завещатель быть и свидетелем своего завещания. На что разгневанный юрист ответил: «Или я не понимаю, о чем ты спрашиваешь, или твой вопрос слишком глуп».
Юристы-нотариусы подтверждали подлинность документов, изготовляли их сами. Занятие этим ремеслом требовало разрешения, лицо, претендующее на такую должность должно быть кристально честным. Нотариусы составляли завещания, договоры об аренде, все виды контрактов.
Приведем наиболее яркие изречения римских юристов. «Знать законы, – значит, воспринимать не их слова, но их содержание и значение» (Цельс); «Если закон говорит двусмысленно, заслуживает то значение, которое лишено порока» (Цельс), «Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать» (Модестин), «Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо частицы закона, без рассмотрения закона в целом» (Цельс), «Принсепс свободен от (соблюдения) законов» (Ульпиан).
В 426 г. н.э. был принят закон о цитировании, по которому в источники права включались труды пяти римских юристов (Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана, Модестина), в случае противоречий между ними мнение Папиниана ставилось выше, чем мнение любого юриста. Папиниан считался самым выдающимся римским юристом, часто его называли «блистательным». Папиниан отличался порядочностью. Император Каракалла, убив своего брата, потребовал от Папиниана оправдать преступление, опираясь на право. Но юрист отказал императору, сказав: «Легче совершить братоубийство, чем его оправдать», подписав тем самым себе смертный приговор.
Также необходимо выделить следующих юристов: Секст Элий Пэт Кат, составивший сборник, в котором давалось описание различных форм процесса, Марк Манилий, Юний Брут, Публий Муций Сцевола, Квинт Муций Сцевола, Аквилий Галл, Цельз-отец и Цельз-сын, Юлиан, Гай и многие другие.
Во второй половине V в. н.э. стал проявляться регресс в деятельности юристов. Юристов используют в основном в качестве чиновников, они становятся полностью зависимыми от власти императора. Мнения юристов не должны были противоречить императорским конституциям
1.7. Дигесты Юстиниана
В III–IV вв. в Римской империи происходят большие изменения, в том числе и в праве. Большую часть населения империи составляли в это время так называемые варвары. Высокоразвитое римское право не часто использовалось при регулировании частных отношений варваров, в связи с их значительным отставанием от римлян в экономическом, общественном, правовом развитии. Главным достижением постклассического права является свод императора Юстиниана.
Византийский император Юстиниан (славянин по происхождению, и по родному имени «Управда»), понимал необходимость упорядочивания римского права, уничтожение противоречий между двумя школами римских юристов – прокулианской и сабинианской. В 829 и 830 гг. были изданы, в виде особых постановлений, пятьдесят решений (quinquaginta decisiones) спорных вопросов, вошедшие в состав кодекса.
Византийский император Юстиниан кодифицировал римское право, издав свод гражданского права. Необходимость его переработки назрела уже давно. Дело в том, что римляне очень неохотно шли на изменение и отмену своих законов, полагая, что отмена каких-либо законов может повлечь потерю веры в силу права. Закон отменялся тем же органом, что и был принят, вообще римляне очень редко отменяли законы. За многие столетия накопилось значительное количество различных законов, не применяемых на практике, зачастую противоречащих друг другу. Существовало различие между классическим правом и правом, создаваемым императорами. Другой причиной кодификации принято считать стремление Юстиниана восстановить единую Римскую империю.
Существенно ускоряло проведение кодификации – это зарождение и развитие феодальных отношений, поскольку старые нормы регулировали отношения еще при рабовладельческом строе.
Юстиниан образовал из знатоков римского права так называемую «комиссию семнадцати», приступивших к переработке норм римского права. Комиссия изучила более 2000 книг, написанных 39 юристами. Чаще всего цитировались труды римского юриста Ульпиана.
В 533 г. был принят сборник под названием Дигесты (Digesta – «собранное»), или Пандекты (Pandectae – «все вмещающие») Юстиниана, где представлены фрагменты сочинений римских юристов, посвященных определенным темам.
Дигесты включали 50 томов, состоящих из титулов; отдельные титулы делились на фрагменты, в которых указывается имя автора. Именно из текста Дигест нам стали известны многочисленные законы и труды римских юристов. В Дигестах цитируется 51 юрист, сочинения которых не были включены в кодекс.
Институции (Institutions) Юстиниана (533 г.) состояли из 4 книг, имеющих большое учебное значение. Они были подготовлены Феофилом и Дорофеем. Институции получили силу закона. Они составлены также на основе трудов римских юристов, в частности Гая.
Кодекс (Codex) Юстиниана (534 г.) является собранием законов, принятых римскими императорами. Кодекс состоит из 12 книг.
Новеллы (Novellae) Юстиниана представляют собой кодификацию 150 законов Юстиниана, но официально они не объединены. Новеллы Юстиниана были опубликованы после смерти императора, написаны они на греческом языке. До нас дошли лишь три частных сборника, самый большой кодекс состоит из 168 новелл. Большинство новелл регулируют в основном публичное и церковное право.
Многие исследователи считают, что принятие свода Юстиниана было большим шагом в развитии права, уровень юридической мысли поднялся значительно выше, чем в V в.н.э.
Объединенные Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы получают название Свод гражданского права, ставший правовой базой Византийской империи. Значение кодификации очень велико. Позднее Дигесты становятся тем фундаментом, на основе которого началось и строительство европейского права.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ДРЕВНЕГО РИМА
2.1. Основание Рима
Государственное развитие Рима можно разделить на ряд периодов.
1. Царский период (VIII–VI вв. до н.э.). Первый царь – Ромул, основатель Рима, последний царь – Тарквиний Гордый, изгнанный в 509 г. до н.э.
2. Республиканский период (respublicae – «общие дела») (509-27 гг. до н.э.). Римский народ обладал верховной властью. Характерно существование принципа сдержек и противовесов между государственными органами, который выражался в существовании нескольких народных собраний, коллегиальности магистратур, невмешательстве одной магистратуры в дела другой, отделении судебной и исполнительной власти, отсутствии у сената исполнительной власти.
3. Период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.), делившийся, в свою очередь, на период принципата (ограниченной монархии) – с 27 г. до н.э. по 193 г. н.э., и домината (абсолютной монархии) – с 193 по 476 гг.
До основания Рима в VIII в. до н.э., в Италии проживали многочисленные индоевропейские племена. На значительно высоком культурном уровне находились этруски и греки, оказавшие огромное влияние на развитие римского народа. Греки имели свои колонии на юге Италии и на Сицилии, создав сильное государство – Сицилийскую державу (VI-III вв. до н.э.).
В 1 тыс. до н.э. доминирующей нацией в Северной Италии были этруски. Они создали сильное государство, к которому был присоединен Рим. Этруски оказали заметное влияние на формирование государственного аппарата римлян. Последние римские цари носили этрусские имена. Юпитер, которого римляне почитали патроном римского государства, являлся поначалу этрусским богом Тином. Жреческие коллегии, погребальные церемонии, письменные правила религиозных действий, церемония триумфа также имеют этрусские корни. Этруски оставили многочисленные письменные памятники, которые до сих пор не расшифрованы.
Точное время основания Рима неизвестно. Катон считает датой возникновения 751 г. до н.э., Варон – 763 г. до н.э., Ливий – 754 г. до н.э. Предание отводит роль основателей Рима близнецам Ромулу и Рему (VIII в. до н.э.), сыновьям Реи Сильвии и Марса, вскормленным волчицей.
Из глубины веков дошло предание о том, что Ромул образовал на Капитолийском холме, между двумя рощами, так называемый азилум – священное убежище для всех обиженных. Колыбель города находилась на холме, имевшем название Палатин. Здесь находилось большое количество императорских дворцов, домов богатых граждан, храмов, на вершине холма стояла хижина Ромула.
Население древнего Рима первоначально занималось скотоводством. Позже римляне начали осваивать земледелие и ремесло. С VI в. до н.э. образовывается центр города – форум, первоначально как место проведения праздников. В этот же период на одном из холмов Рима жителями строится крепость – Капитолий. Были установлены нундины (nundinae) – священные дни, в которые происходили религиозные обряды и обмен товарами. Нундины действовали каждый девятый день месяца. Мерилом ценности становится медь. Торговлей первоначально занимались иностранцы (греки и этруски).
Государственный строй воспринимался римлянами как повторение семейных отношений. Государству, как и семье, в Древнем Риме была присуща сильная государственная власть.
Первые цари Ромул и Нум Помпилей произвели религиозную реформу, по которой появился единый культ, который способствовал укреплению межплеменных связей.
Постепенно сформировался единый римский народ (Populus Romanus), объединявший племена рамнов (латинян), тициев (сабинян) и этрусское племя луцеров. Союз племен назывался квиритами (quirites).
Римский народ состоял из 300 родов. Курии объединялись в племена или трибы, руководимые советом старейшин родов. Племя состояло из 10 курий, или 100 родов. Род («генс») объединял потомков определенного легендарного героя. Во главе рода стоял старейшина, совместно с советом всех мужчин, управлявших делами рода. Римский юрист Сцевола писал, что в род входили лица, имевшие общее имя и свободных родителей, не лишенных прав граждан. Род отличался от другого рода. Например, запрещалось носить женщинам одного рода золотые украшения, мужчины другого рода носили отличительные прически. Член рода получал земельный надел, принадлежавший роду, мог наследовать имущество сородичей, находить защиту и помощь у родичей, участвовать в религиозных празднествах рода.
Роды объединялись в курии или братства. Курия (сходка мужей) состояла из 10 родов, во главе которых стояли старейшины, избираемые собранием. Курии – признанное государством деление римских граждан. Курии должны были контролировать составление завещания и усыновление римских граждан. Существует версия, что курии являлись органами формирования войска. В противоположность греческим фрактиям, курии не имели корпоративного характера, не могли совершать юридические сделки и представляли собой лишь сакральные и административные единства.
В Риме существовало три трибы (племени). Каждая триба состояла из 10 курий. Союз трех триб составлял римский народ квиритов. Четкое деление всего населения напоминало устройство армии. Во главе народа стоял царь и сенат (совет старейшин), а также народное собрание (куриатные комиции, собирающиеся по куриям).
С экономическим развитием происходит распад рода на семьи, во главе которых стояли патерфамилиасы, обладавшие большими полномочиями. Римским семьям (консорциумам) земля передавалась во временное пользование, сроком на 5 лет. Постепенно, в связи с выращиванием постоянных культур, прекращаются пятилетние переделы, и земля переходит в частную собственность семей. Аграрный закон 3 г. до н.э. окончательно установил частную собственность на землю.
В период своего расцвета город Рим представлял собой огромный мегаполис, население которого составляло до 1,5 млн человек, концентрировавший в себя интеллектуальный цвет империи и людей разнообразных профессий.
2.2. Царь
Царь (rex – «рекс») являлся вождем племенного союза, был главным военачальником, жрецом и судьей. Царь обладал законодательными функциями, оставлял своего преемника, одобряемого на куриатных комициях.