Толковый словарь живого великорусского языка в. и. даля
ИСТОРИЯ ж. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном знач. бытописание, дееписание, бытословие, описание происшествий, повесть о событиях. Слово ИСТОРИЯ иногда знч. происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приключилась историйка.
БРАНДТ М. Ю., ЛЯШЕНКО Л. М.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ. М., 1994.
Объектом исторической науки может считаться лишь человеческое общество во всем многообразии его прошлого, в его развитии и изменении. Общество, ибо история, наряду с социологией, философией, этикой, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе. Общество прошлого, ибо история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим. Общество во всем многообразии его прошлого, ибо история ищет не только, а может быть, и не столько повторения, типичности в прошедших эпохах и событиях, но – уникальности, единичности, неповторимости. Человеческое общество, ибо история есть наука о человеке, исследующая прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности. Общество прошлого в его развитии и изменении, наконец, ибо историк видит прошлое сквозь сетку координат, задающих параметры пространства и времени и уже в силу этого делающих тщетной любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.
10) Выскажите свое мнение по поводу «несерьезных» высказываний об истории (может выполняться письменно).
НЕСЕРЬЕЗНЫЕ (?) ВЫСКАЗЫВАНИЯ
а) История не меняется, меняется ее освещение (АиФ).
б) Хорошо все-таки, что не вся наша история черная. Есть в ней и белые пятна (Аргументы и факты).
в) История России – война невежества с несправедливостью (М. Жванецкий).
г) История – это расхожая девка, которая спит в постели победителя (Наполеон Бонапарт).
д) Чтобы говорить об истории, нужно забыть об уважении (Мишле).
е) История и истина не одно и то же. Начала – вместе, окончания – врозь (Олжас Сулейменов, поэт).
ж) История и философия имеют следующее различие: история рассказывает о вещах, которые никто не знает, словами, которые знают все, в то время как философия повествует о вещах, всем известным, словами, которых никто не знает (Энрике Хардиэл Понсела).
з) Даже боги не могут изменить прошлое (Агафон).
д) Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование (Сэмюэл Батлер).
и) История – слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам (Йан Маклеод).
к) Первое, что необходимо историку, – это крепкая задница (Людвик Базылев, историк).
л) «Что скажет история?» – «История, сэр, солжет, как всегда» (Джордж Бернард Шоу).
м) История учит, используя запрещенные педагогические приемы (Веслав Брудзиньский).
н) Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история? (Козьма Прутков).
о) Прошлое не вернуть. Верните хотя бы веру в будущее! (Борис Крутиер).
п) С тех пор как существует цивилизация, никто так не изменил хода истории, как историки (Андре Моруа, историк).
11) Подберите из литературы и прокомментируйте 2–3 высказывания известных мыслителей (историков) о смысле изучения истории.
12) Перед Вами исторические тексты, содержащие научную, религиозную и художественную версии происхождения славян. Сравните эти тексты: выявите общее и особенное в предложенных вариантах интерпретации прошлого.
Текст № 1.
Нестор пишет, что славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами (доныне живущими в Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. Сие известие о первобытном жилище наших предков взято, кажется, из византийских летописцев, которые в VI в. узнали их на берегах Дуная; однако ж Нестор в другом месте говорит, что св. апостол Андрей – проповедуя в Скифии имя Спасителя, поставив крест на горах киевских, еще не населенных, и предсказав будущую славу нашей древней столицы – доходил до Ильменя и нашел там славян; следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили в России уже в первом столетии и гораздо прежде, нежели болгары утвердились в Мизии… Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, славяне в то же время обитали и внутри России… Но историк не должен предлагать вероятностей за истину, доказываемую только ясными свидетельствами современников…
Текст № 2.
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу… Хаму же достался юг… Иафету же достались северные страны и западные… В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы… Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие…
Сим же, Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и порешили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, – было это в дни Иоктана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном…
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский, от имени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне…
Текст № 3.
Племя Русь первый раз появилось в России в 862 г. Откуда оно появилось – никому не было известно.
Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы.
– Мы происходим от Адама! – говорили одни.
Летописцы накидывались на свои пергаменты, чтобы записать эти слова, но тут подходили другие из племени Русь и не без лукавства замечали:
– Вас обманули, господа летописцы. Мы происходим от Евы.
И бедные летописцы тщетно ломали головы, стараясь угадать, какой из этих двух разноречивых ответов можно считать верным.