Деятельностно-коммуникативной
Билет № 1
- Древняя Русь в IX - начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.
- К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.
- Работа с источником.
Билет № 2
- Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.
- C какими событиями отечественной истории связаны понятия «старообрядчество», «никониане», «священство»? Объясните, как они характеризуют эти события.
- Работа с источником.
Билет № 3
- Культура Руси в ХIV-ХVI вв.
- С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.
- Работа с источником.
Билет № 4
- Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого
Российского государства в ХIV-ХV вв. - С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.
- Работа с источником.
Билет № 5
- Преобразования Петра I: содержание, итоги.
- Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.
- Работа с источником.
Билет № 6
- Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
- К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.
- Работа с источником.
Билет № 7
- Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.:
задачи, основные направления, итоги. - К какому периоду ( периодам) отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.
- Работа с источником.
Билет № 8
- Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.
- Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.
- Работа с источником.
Билет № 9
- Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.
- К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.
- Работа с источником.
Билет № 10
- Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.
- Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.
- Работа с источником.
Билет № 11
- Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.
- С каким событием отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.
- Работа с источником.
Билет № 12
- Россия в первой мировой войне. Роль Восточного фронта в кампаниях 1914-1916 гг.
- С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.
- Работа с источником.
Билет № 13
- Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.
- К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.
- Работа с источником.
Билет № 14
1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные
события, их участники, итоги.
2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава,
Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны
3. Работа с источником.
Билет № 15
- Гражданская война 1918-1920 гг. в России: причины, участники, итоги.
- Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?
- Работа с источником.
Билет № 16
- Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.
- Когда в России происходили дворцовые перевороты? Объясните к каким последствиям они привели.
- Работа с источником.
Билет № 17
- Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.
- С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.
- Работа с источником.
Билет № 18
- Основные направления и события внешней политики СССР в 1920- 1930-е гг.
- Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?
- Работа с источником
Билет № 19
1.Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.
2.Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в
чем заключались основные различия.
3.Работа с источником.
Билет № 20
- Великая Отечественная война: основные этапы и сражения. Роль СССР во Второй мировой войне.
- С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.
- Работа с источником.
Билет № 21
- СССР в 1945-1953 гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.
- К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?
- Работа с источником.
Билет № 22
- «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».
- Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в ХIII-ХIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.
- Работа с источником.
Билеты составлены учителем истории и обществознания С.А.Муратовой, первая квалификационная категория.
СОГЛАСОВАНЫ.
протокол № 4
секции учителей обществознания
МАОУ СОШ № 178 с углубленным изучением отдельных предметов
от 22 февраля 2012 г.
Приложения к билетам
1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий -Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду... и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...»
4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании его вы это определили.
«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»
5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину...»
6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите фамилию династии, о которой идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Не убоявшись сложных проблем, именно здесь, на Урале, сосредоточили они свои главные усилия, развернув масштабное и всестороннее освоение края. Под их защитой в родовых владениях активно строились городки возникали поселения, жители которых занимались сельским хозяйством и разнообразными промыслами, включая высокоразвитое иконописание и лицевое шитье. Наиболее перспективным оказался соляной промысел, который радением их превратился в XVII веке в крупное промышленное производство, приносившее владельцам большие доходы».
7. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Они отправились на стругах вверх по Чусовой, прошли по рр. Серебрянка, Баранчи, Тагил, Тура, Тобол. Кучум выслал навстречу казакам отряд под предводительством Маметкула, а под Чувашевым мысом, на подступах к столице кучумова «царства», началось спешное строительство засеки и других укреплений. На Тоболе казаки разбили отряд Маметкула, а на Иртыше обратили в бегство поджидавших их конных и пеших татар».
8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».
9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку от носятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Борис Годунов... начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение... а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства...»
10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».
11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны... возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, - решительностью и твёрдостью в своих действиях - Аракчееву».
12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».
13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».
14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили. «...Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости ...»
15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это
определили.
«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий... и без контрибуций».
16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности...»
17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка...»
18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом...»
19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии,
и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...К середняку применили политику, направленную против кулака... Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. ...В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».
20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.
«...Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию... Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».
21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К.Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.
«В кольце... оказалось двадцать две дивизии... Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение... Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».
22. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности... ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».
23. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.
«Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», - подумалось мне... В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле...»
24. Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.
«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».
25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина
и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».
Пояснительная записка
Предмет история России.
Программы Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца ХVI века, 6 -7кл., -
М., 2008 год
Т.В. Черникова. История России. IХ-ХVIII века. М.,2007год.
А.Н. Боханов, Д.А. Фадеева. Программа курса «История России. XIX век». 8 кл.
М., 2008год.
С.И. Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. История Отечества. XX век:
Программа курса для 9 кл. М., 2007 год.
Учебники
Е.В. Певцов. История России. С Древнейших времен до конца ХVIв. М., 2010г.
Е.В. Певцов. История России. ХVII – ХVIIIв.М., 2010 год
А.Н. Боханов. История России. XIX в. М., 2010 год
Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров. История Отечества.
XXв. М., 2010 год.
Количество учебных часов: 125.
Билеты составлены в соответствии:
- с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
и на основании «Примерных экзаменационных билетов для проведения итоговой аттестации выпускников IX классов образовательных учреждений» («Вестник образования» № 3-4, 2007 год).
Представлен вариант экзаменационных билетов для общеобразовательной школы,
количество билетов 22. Каждый билет включает 3 вопроса. Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.
Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.
Третий вопрос носит практический характер, требует применения умения анализировать предложенный материал. Он предусматривает работу с историческим текстом - отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).
В предложенные примерные билеты были внесены изменения: в билете №2 заменен второй вопрос, в билете №12 заменен первый вопрос.
Билеты позволяют определить уровень образованности по следующим составляющим результата образования:
предметно-информационной:
· знать основные источники получения информации об экономическом, политическом и социокультурном развитии Российского государства;
· знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
· знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
деятельностно-коммуникативной
· уметь соотносить достижения художественной культуры региона с тенденциями ее развития в стране и мире;
· умело реализовывать постоянно возрастающие права и обязанности подростка в учебной и внеучебной деятельности;
· демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
· проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
· уметь использовать различные источники информации для получения сведений об экономическом, политическом и социокультурном развитии свердловской области и конкретного муниципального образования;
· владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
· уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
· уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
Ценностно-ориентационной
· уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности;
· понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
· принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
· ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
· понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона;
· ценность собственного психофизического и социального здоровья и необходимость его постоянного укрепления и сохранения;
· понимание собственной гендерной социализации в подростковом возрасте и необходимости умелого управления теми процессами, которые происходят при половом созревании.
· умелое самоопределение с родителями, педагогами, сверстниками;
· Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
· понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности;
· сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
· ценность осознанного выбора кумиров;
· ценность овладения этическими нормами, регулирующими мужское и женское поведение в типичных жизненных ситуациях.
· понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации;
· понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного, перспективам личного участия в развитии региона;
· осознание ценности получаемых школьных знаний для собственного выбора профиля обучения в старших классах;
· понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения дальнейшего развития.
· любовь к малой родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящее в социально-территориальном пространстве процессы;
· готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
· понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного
· пространства региона и чувство ответственности за его будущее;
На подготовку к устному ответу отводится 30 минут.