Археологические памятники

Одним из видов памятников железного века являются каменные изваяния или как их называют в народе «каменные бабы». Это статуи людей. Их обычно вытёсывали из специально подобранных прямоугольных камней, которым придавалась форма, близкая к человеческой фигуре. Их начинают возводить с эпохи бронзы и до развитого средневековья. Вкопанные в землю их и сейчас можно встретить в Казахстане, Сибири, Монголии. В Казахстане они в большом количестве сохранились в Центральной части и Семиречье ( Баянауле, Атасу, Каркаралы, Бегазы), где, когда - то обитали кипчаки и карлуки. Они имеют монголоидное изображение. Так как именно им принадлежит изготовление этих каменных скульптур. В древнетюркских надписях каменные изваяния обозначаются как «блбл», отсюда происходит название «балбалы». Каменные изваяния являются отражением религиозных верований, обычаев, обрядов, существовавших на территории Казахстана.

Среди изваяний наиболее распространены фигуры мужчин-воинов в кафтанах с треугольными отворотами и узкими рукавами. В правой руке воин держит чашу, а левая опирается на кинжал или саблю висящие на узком поясе. Такие изваяния встречаются в Улытауском районе Карагандинской области. (См. фото) Иногда изображается женщина в головном уборе или с причёской в виде кос, с ожерельями и серьгами в ушах. Встречаются фигуры обнажённых женщин с подчёркнутыми возрастными особенностями. Некоторые каменные изваяния изображают одно только лицо, чаще голову человека. Каменные изваяния в основном устанавливались на могилах уважаемых, известных среди населения людей.

В Казахстане скульптуры воинов всегда расположены возле каменных оградок. Внутри оградок содержится слой золы и пережжённые кости. К востоку от каменного изваяния часто отходит цепочка вкопанных невысоких каменных столбиков – балбалов. Иногда колличество балбалов достигает 200. Их нет лишь у скульптур, изображающих женщин. Около 100 лет ведёт спор о смысле и назначении каменных изваяний. Наибольшее предпочтение отдают гипотезе, согласно которой каменные изваяния являются надгробным сооружением, а число балбалов в цепочке соответствует количеству врагов, убитых в сражении этим воином.

Каменные изваяния появились в 6- 7 вв. И просуществовали в некоторых районах до 11-12 в.в. С распространением новой религии ислам, культ каменных изваяний исчез.

Среди многообразия памятников исторического прошлого видное место принадлежит наскальным изображениям – петроглифам.Петроглифы – изображения, выбитые, высеченные или процарапанные на камне «петрос» - камень, «глифос» - рисунок. Процесс создания таких рисунков зачастую состоял из трёх этапов: 1. резцом делался набросок 2. орудиями с острой ударной частью удалялось в пределах изображения вся чёрная корка 3. весь углубленный силуэт подвергался дополнительной обработке - прошлифовке.

В Казахстане найдено более 130 крупных скоплений наскальных изображений. Однако цифра эта не окончательная. Больше всего петроглифов обнаружено в Прибалхашье, Семиречье и Южном Казахстане. В Центральном Казахстане известно 27 местонахождении петроглифов. Наиболее ранние рисунки, найденные в Казахстане, относятся к эпохе неолита. Наиболее крупные из них расположены в горах Каратау, в окрестностях Копчагая.

Одно из интереснейших мест древнего наскального искусства находится в ущелье Тамгалы. Это 170 км от Алматы. Петроглифы Тамгалы разновременные. На это указывает множество факторов, в первую очередь сюжеты: изображение колесниц, относимые большинством исследователей первобытного искусства к эпохе бронзы; фигуры архаров, оленей, переданных в типично скифо-сибирском зверином стиле; средневековые тюркские воины со знамёнами. В Тамгалы много многослойных изображений перекрывающих друг друга. Так, например, на одной из плит ущелья изображение оленя перекрыло фигуры солнцеголового божества и человека. Это даёт основания считать, что подобных оленей с большими ветвистыми рогами стали выбивать позже, чем солнцеголовых божеств.

Древнейшие изображения Тамгалы относятся к эпохе бронзы. Расположены они в основном в нижней части ущелья. Они наиболее многочисленны и разнообразны. Имеющийся материал позволяет судить о том, что в эпоху бронзы получили развитие культы солнца и плодородия. Именно в ущелье Тамгалы насчитывается более 20 изображений солнцеголовых божеств. Солнцеликие божества олицетворяли идеи космогонии, представление о тесной связи образа солнца с культом плодородия и расцветающей природой. Все они антропоморфны. Это фигуры различных размеров, головы их высечены в виде диска, в некоторых случаях вокруг голов-дисков выбиты расходящиеся по радиусу лучи и круглые ямки-углубления. Иногда солнцеголовые божества изображались над животными - быком, лошадью, оленем. В этом можно увидеть связь божеств с определёнными животными или зооморфными их перевоплощениями. (см. фото ) Есть рисунки, где изображены ряженые танцоры. Единого мнения, что они символизируют, нет. Иногда в них видят божества – покровителей охоты. Так могли изображать и колдуна – жреца, имитирующего процесс охоты и выступающего в звериной шкуре. Но поскольку ряженные в петроглифах чаще представлены парами или даже группами до пяти фигур, то можно предположить, что это посредники между божествами и людьми – жрецы, колдуны, шаманы. Если ещё учесть, что в Тамгалы было святилище, своего рода культовый храм и там устраивались определённые ритуальные обряды, то вероятнее всего здесь изображены ряженые шаманы.( см. фото ) Очень много в ущелье изображений диких животных и охоты на них. Преобладают изображения архаров, оленей, сайгаков, кабанов, верблюдов диких кабанов. Образ верблюда символизировал богатство, силу. Животные изображены в одиночку, группами, а иногда и целыми стадами, идущими слева направо, как исключение справа налево. ( см. фото ) Петроглиф «Громовержец» даёт представление нам о некоторых традициях. Так у казахского народа существует обычай кидать в небо камни, чтобы вызвать дождь. Корни обычая уходят в глубокую древность, что подтверждает этот рисунок. ( см. фото )

По рисункам Тамгалы можно прочитать всю историю народностей, населявших с древности территорию Казахстана. Подобные рисунки существуют во многих странах, но наши не имеют аналогов в мире. На небольшом участке собраны тысячи рисунков, складывается впечатление, что в Тамгалы специально приезжали люди, чтобы оставить о себе память. В рисунках отражены и доисламские религиозные верования племён, есть изображение буддийского храма, языческая символика, символика тенгрианства, элементы шаманизма.

Таким образом, в наскальных изображениях скрыта богатейшая информация о жизни человека на разных этапах его исторического развития, причём нередко те её стороны, о которых обычно молчат другие исторические источники. Петроглифы это ценный исторический источник, дающий представление об их хозяйственной и духовной жизни.

Другим важным археологическим источником являются курганы.Это искусственные сооружения, возведённые из камня или земли. Самое большое количество курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ. Насыпи царских курганов возводились в течение продолжительного времени и большим количеством людей. Так, на строительстве кургана «Иссык», потребовалось около 4 тысяч человек и дней. А для сооружения Большого Бесшатырского кургана в долине р. Или – почти в 10 раз больше.

Много тайн ещё хранят недра земли. Задача археологов открыть и разгадать историю древней жизни. А каждая новая находка будет делать историю достоверней.

Наши рекомендации