Урок 29. Итоги и значение Ленинградской битвы

Содержание урока. 1. Героизм блокадников. 2. Итоги и значение Ленинградской битвы. 3. Медаль «За оборону Ленинграда». 4.Память.5.Память жертв блокады в Нижегородской области.

I. Героизм блокадников

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Закончи предложение: «Из представленных здесь трех героических

эпизодов на меня наибольшее впечатление произвел _____________________

________потому, что_______________________________________________

___________________________________________________________________».

Шоферский труд на Дороге жизни

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомни, какую роль играла Дорога жизни во время блокады.2. О каких трудностях работы шоферов ты узнал из этого отрывка?

Не забыть мне рейс по ледовой трассе в канун нового 1942 года. Груз необы-чайный - мандарины для ленинградских ребятишек. Ночь никакой опасности не предвещала. Проехали мы почти половину пути. И в этот самый момент застучали наши зенитки. Откуда ни возьмись, два гитлеровских самолета. Я газу поддал. Слышу: из пулеметов строчат. Решил сманеврировать и резко тормозить. Но не повезло. Пулеметная очередь прошила кабину, и лобовое стекло разлетелось вдребезги. Даже кусок рулевого колеса пулей отбило. Хорошо, что сам каким-то чудом уцелел. Попробовал рулить, машина слуша-ется. Только в тридцатиградусный мороз, да еще при встречном ветре плохо-вато без стекла ехать. Еле-еле добрался до места. Мандарины детишкам ленинградским доставил. Шофер М. Твердохлебов.

Александр Матросов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем смысл подвига Александра Матросова?

23 февраля 1943 года рота, в которой служил рядовой Александр Матросов,

вела бой за деревню Чернушки (Псковская область). Как только красноар

Урок 29. Итоги и значение Ленинградской битвы - student2.ru А. Матросов

мейцы прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника - пулемет в дзоте* прикрывал подступ к деревне. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил.

Тогда Александр поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.** Ценой своей жизни он выполнил боевую задачу. Подвиг Матросова стал симво-лом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Его имя присвоено полку, в котором он служил. Матросов навечно зачислен в списки этого полка. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

___________________

*Дзот -дерево - земляная огневая точка.

**Амбразура-бойница. Отверстие для стрельбы в оборонительном сооружении.

Иван Томбасов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что общего в подвигах Александра Матросова и Ивана Томбасова?

Это было 16 апреля 1943 года. Фашисты отчаянно бомбили и обстреливали Ленинград и стоявшие около его стен корабли. Один снаряд разорвался недалеко от снарядов, уложенных на палубе линкора «Октябрьская революция». Загорелась палуба и краска. От огня снаряды стали накаляться. Командир зенитного орудия старшина Иван Томбасов мгновенно оценил обстановку. Команда на ужине. Рядом никого. Промедли - и страшно подумать, что может произойти. …Не раздумывая, Иван бросился к боеприпасам и стал сбрасывать за борт накалившиеся снаряды. … Последний снаряд разорвался у него в руках, но товарищи и корабль были спасены. По приказу командующего Краснознаменным Балтийским флотом орудию, которым командовал Томбасов, присваивалось его имя. Имя храброго старшины навечно вносилось в списки экипажа линкора. Иван Томбасов был посмертно награжден орденом боевого Красного Знамени.

Писатель Н. Флеров.

Наши рекомендации