Загадка алтайской принцессы
Самая известная история о «проклятии курганов» связана с так называемой алтайской принцессой. В 1999 г. на горном плато Укок, расположенном на самой границе с Китаем, археологи нашли могильник, внутри которого покоилась мумия девушки в золотых украшениях. Эта находка стала одним из самых сенсационных открытий XX в.
Гробница, таившаяся среди скал, покрытых рисунками 5-6-тысячелетней давности, была вырублена в вечной мерзлоте и закрыта сверху бревенчатым срубом. Гроб из цельного куска дерева, заколоченный бронзовыми гвоздями, оказался засыпан кусками льда. Это и позволило телу покойницы сохраниться нетленным в течение многих столетий.
Как выяснилось, местные жители давно знали о существовании захоронения. По словам старожилов, мумия принадлежала прародительнице алтайцев, древней воительнице, некогда разгромившей врагов, напавших на её родную землю. Когда она умерла, дух её стал охранять народ от бед. Одни называют её «княжной Кадын», другие — «принцессой Очы-Бала»...
Место, где находится могила, почитается священным, а сама Кадын, соответственно, святой. Когда захоронение обнаружили, старики говорили, что трогать его нельзя — за это может настигнуть суровая кара. Однако мумию отправили для изучения в Новосибирск.
Пророчество о каре тут же стало исполняться. По пути в самолёте возникла неисправность, и он был вынужден совершить аварийную посадку, что было воспринято как знамение свыше — «алтайская принцесса» не хотела покидать родную землю! Однако люди не вняли предостережению. А осенью 2003 г. по Горному Алтаю прокатилась серия подземных толчков. Несколько посёлков были разрушены, произошли серьёзные изменения рельефа, возникли новые водоемы с горячей водой. Неужто этот живописный край поразило нечто вроде «проклятия фараонов»? Только его правильнее было бы назвать «проклятием принцессы Укок».
Алтайская шаманка Клара Кыпчакова утверждает, что периодически общается с душой Кадын, и та постоянно посылает ей призыв о помощи, произнося слово «Маата!» — «Спаси!»
По словам Кыпчаковой, «принцесса» заявила, что чем дальше она находится от своей родины, тем больше бедствий постигнут Алтайскую землю. А если её останки не вернут в гробницу, то в 2014 г. ужасная катастрофа ожидает уже не только Алтай, но и всю Россию. Осталось совсем недолго...
Шаманское добро
...Усть-Альминский могильник на берегу Чёрного моря... Здесь более 2 тыс. лет назад хоронили своих мёртвых скифы, сарматы, аланы. Сегодня там ведут раскопки археологи. От них можно услышать немало жутковатых историй.
По словам руководителя Альминской экспедиции Александра Пуздровского, в захоронениях попадается множество магических предметов — талисманов, оберегов и вещиц совершенно неизвестного назначения. Особенно часто они встречаются в женских могилах. Древние племена верили, что женщины способны отгонять злых духов. Поэтому девочек с раннего детства воспитывали как будущих жриц. Например, в одной из могил, где похоронена маленькая девочка, учёные нашли покрытый красным лаком сосуд, изображающий мифического героя Силена с головой греческой богини — Коры или Деметры. Исследователи полагают, что находка символизирует одновременно плодородие, возрождение и смерть.
Попадается также немало останков шаманов и прочих представителей колдовских профессий. Не так давно был обнаружен скелет женщины средних лет, рядом с которым лежала серебряная коробочка. А в ней — девять человеческих зубов и один звериный. Некоторые зубы, похоже, носили следы лечения. Возможно, обитательница могилы при жизни занималась врачеванием? В те времена целительство было тесно связано с магией, и ни один «сеанс лечения» не обходился без колдовских ритуалов. Вероятно, «лекарка» тоже совершала особые обряды при помощи зубов, удалённых у пациентов. Видимо, после кончины близкие колдуньи положили её «магический инструмент» в могилу, опасаясь мести злых духов...
Не меньший интерес вызвало у археологов и захоронение другой сарматки, вероятно, происходившей из знатного рода. В ногах у неё нашли мешок, куда были сложены разнообразные предметы: связки колокольчиков, бус, бронзовых колец, в каждой — по девять вещиц. Кроме того, в мешке находились артефакты, которые при жизни женщины уже можно было назвать антиквариатом: топоры и булавы эпохи бронзового века, обломки каких-то талисманов и статуэток... Исследователи предположили, что покойница была шаманкой и обыскивала древние могилы, извлекая оттуда то, что могла использовать в магических ритуалах.
Кстати, когда вскрывали захоронение этой ведьмы, один из археологов внезапно заболел гепатитом. Как утверждает Александр Пуздровский, загадочные болезни, преследующие тех, кто принимает участие в раскопках «шаманских» могил, вовсе не редкость. Вот пример. Корреспондентка одной из центральных газет, присутствовавшая при вскрытии могилы девочки-подростка, жившей в начале I тысячелетия, сфотографировалась на память с древними серёжками — прекрасно сохранившимися массивными золотыми подвесками-цепочками, украшенными вставками из цветного стекла. Всего час спустя у журналистки ни с того ни с сего поднялась температура, заболело горло и заломило суставы... Она хворала целый месяц.
Непонятные чудеса происходят во время раскопок и с погодой. Как-то раскапывали женское захоронение. Ярко светило солнце. Но стоило одному из копателей дотронуться до кулона с кораллом на шее скелета, как грянул гром и на землю хлынул бурный ливень. Археологи выскочили из раскопа наружу, а через несколько секунд склеп обвалился и могилу засыпало землёй...
По преданию, одеяние умершего шамана и другие атрибуты его деятельности долго сохраняют свою магическую силу и, попав в чужие руки, могут принести несчастье.
Известный бурятский поэт Дондок Улзытуев, приехав на родину в Шибертуй, случайно набрёл в лесу на шаманское кладбище. Хоронить шаманов было принято не так, как простых смертных. Тела покойников клали на деревянные подмостки. Когда дерево сгнивало, содержимое захоронений оказывалось на земле... Среди останков Дондок увидел ржавый шлем-оргой, который шаманы надевали на голову во время ритуала камлания. Недолго думая поэт забрал его с собой и принёс на реставрацию местному кузнецу. Тот предупредил: прикасаться к этому предмету нельзя — грех! Но Улзытуев всё же уговорил его выполнить заказ.
Через день, явившись к кузнецу за обновленным оргоем, Дондок примерил его себе на голову — маловат! Тогда он надел шлем на оказавшуюся рядом жену кузнеца — ей оргой пришёлся как раз впору. Глаза женщины странно заблестели, и она, словно в трансе, запела старинную песню...
Позже Дондок Улзытуев узнал, что жена кузнеца скоропостижно скончалась... Он отправился на похороны. Заметив поэта, кузнец подошёл к нему со словами: «Ты уважаемый человек, но в наш дом ты принёс беду. Жена моя умерла от твоего оргоя. Выбрось его, пока он не наделал ещё бед!»
Вернувшись в Улан-Удэ, Дондок подарил оргой своему другу — художнику Владимиру Уризченко. Тот сам попросил отдать ему шлем, уверяя, что его сила действует только на бурятов. Убрав оргой на антресоли, художник позабыл о нём.
Однажды к нему в гости зашёл знакомый — бурятский лама Кенден. Едва переступив порог, лама произнёс: «В этой комнате есть что-то, принадлежащее шаману!» Он показал ладонями наверх: «Там!»
Владимир влез на стремянку и достал с антресолей подарок друга. Взяв шлем в руки, гость сказал: «От него идёт очень сильная чёрная энергия! Ещё немного — и ты бы умер!»
После этого Уризченко избавился от оргоя. Что же касается Дондока Улзытуева, то он вскоре тяжело заболел и скончался. Ему было всего 36 лет. Говорили, что он заплатил жизнью за то, что осмелился потревожить дух покойного шамана...
Проклятые сокровища Батыя
Множество легенд ходит о татаро-монгольском нашествии на Русь. И самые удивительные из них связаны с сокровищами хана Батыя. Немало находилось охотников ими овладеть, однако те, кому удавалось добраться до этих богатств, становились жертвой неведомого проклятия...
Под Пензой есть место под названием Золотарёвка, где сохранились остатки древнего городища. По словам историка Геннадия Белорыбкина, в XIV столетии полчища Батыя осадили и сожгли стоявшую здесь крепость. Видимо, по какой-то причине хан страшно спешил и потому приказал бросить трупы убитых воинов прямо на месте сражения. Не захватили с собой татарские всадники и ничего из оружия или украшений. Вскоре выпал снег, погребя под собой трупы... Мародёры обходили сожжённую крепость стороной — ходили слухи о том, что место «проклято», не зря супостаты не тронули ценностей! Впрочем, сейчас в районе Золотарёвки ведут раскопки археологи. Но несметных сокровищ пока не обнаружили.
Безуспешны и поиски так называемых золотых коней хана Батыя. Легендарные кони с рубиновыми глазами, отлитые из золота, собранного со всей покоренной Руси в качестве дани, стояли у ворот ханской столицы Сарай, построенной в низовьях Волги, как олицетворение могущества Орды, предводители которой гордо именовали её Золотой.
Позднее столицу перенесли в район нынешнего села Царёв Волгоградской области. Сюда же перевезли и золотых коней. С тех пор как русские войска на Куликовом поле разбили войско хана Мамая, о местонахождении сокровища никому неизвестно. Рассказывали, что одного из коней закопали вместе с телом Мамая, чтобы тот «сторожил» его. Загвоздка в том, что никто не знает точно, где находится могила хана — «Мамаев курган». Предание гласит, что предводитель Орды похоронен на одном из холмов Заволжья. Но захоронение до сих пор не найдено...
Другой конь, опять же по преданию, был похищен казаками, попытавшимися разграбить стан Орды. Однако ордынцы сумели догнать медленно двигавшийся перегруженный добром обоз... В бою полегло множество народу, но статуя исчезла. Есть предположение, что казаки успели утопить её в одном из близлежащих водоёмов.
Впоследствии говорили, что коня видели то здесь, то там... Эта история даже стала сюжетом для писателей-фантастов. Так, Иван Ефремов в «Туманности Андромеды» предрекал, что золотого коня найдут в XXX в. на дне Индийского океана... А Сергей Алексеев в романе «Сокровища “Валькирии”» утверждал, что ещё в 1960-е гг. Батыевых коней обнаружила «спецгруппа КГБ». Однако заключена ли здесь хоть доля истины — Бог весть...
В конце 1990-х гг. распространился слух о том, что одного из коней нашли во время раскопок вблизи посёлка Р. В 2000 г. туда направилась экспедиция научно-исследовательского объединения «Космопоиск». Однако опрос местного населения ничего не дал...
Ещё один миф гласит, что в районе озера Селигер Тверской области спрятан целый обоз с добром, награбленным на Руси воинами Батыя. Во времена Екатерины II в эти края прибыла комиссия из Санкт-Петербурга. При себе эти люди имели карту и бумаги, указывавшие на местонахождение клада. Там говорилось, что если копать с востока, то наткнутся на чугунную дверь, а за ней — «такое богатство, что на всю Тверскую губернию хватит на сто лет».
В раскопках принимало участие всё население близлежащей деревни Жеребцово. Выкопали широкую яму глубиной 12 аршин. Докопались сначала до груды щебня, затем до чьих-то костей, до чугунной посуды... Наконец обнаружили огромный тесак и угол какого-то каменного сооружения.
А ночью начальник, руководивший раскопками, вдруг увидел у входа в свою палатку при свете луны высокого, стройного черноусого богатыря в блестящих доспехах. Незваный гость держал в руке тесак — точно такой же, какой нашли в яме. Он громко произнёс: «Если ты завтра не уберешься по-добру-поздорову, я тебя и твоих рабочих всех здесь и похороню». И скрылся в ночи... А начальнику всю ночь не давали спать звучавшие откуда-то музыка и пение с переливами, напоминающими звон серебряных колокольчиков... Наутро двое рабочих рассказали, что мимо них проходил богатырь с тесаком... На этом раскопки были закончены, комиссия же вернулась в столицу.
Несколько лет назад сюда организовали экспедицию поисковики из московского клуба «Раритет». С ними приехала женщина-экстрасенс. На протяжении пятнадцати лет её посещали видения о сокровищах, спрятанных на дне озера Серебряного.
В воде озера действительно оказалось повышенное содержание серебра. Рыба в водоёме почему-то почти не водилась. На середине его, как раз там, где, по утверждению экстрасенса, должны находиться сокровища, обнаружился бугор. Дно там толстым слоем устилал ил. Большего выяснить не удалось, так как озеро находится на территории государственного заповедника, и получить разрешение для поисковых работ очень трудно...
Кстати, неделю спустя после отъезда поисковой группы в водоёме на глазах у туристов погиб аквалангист. По заключению экспертов, причиной смерти стала судорога из-за резкого перепада температур: на глубине есть отдельные области с ледяной водой. Теперь снова поговаривают о сверхъестественных силах, охраняющих клад Батыя...
Могильные клады
Поиски сокровищ — занятие хоть и увлекательное, но отнюдь не простое и порой смертельно опасное. Во всяком случае вокруг кладоискательства ходит немало странных баек. Кстати, сокровища нередко зарывали на кладбищах или поблизости от захоронений.
По преданиям, большинство кладов являются заговорёнными, то есть овладеть ими можно, лишь соблюдая определённые условия. Иногда нужно знать заветное слово, иногда клад открывается лишь в назначенный срок (а бывает, он заговорён навечно оставаться в земле). В старину тот, кто хотел спрятать клад, обычно обращался к услугам мага или колдуна (если, конечно, сам не обладал необходимыми знаниями). Ходило поверье, что клад может оборачиваться человеком или животным. Вступив в контакт с потенциальным хозяином, он, при условии правильного поведения со стороны последнего, рассыпался перед ним золотом или серебром... Возможно, основой этих легенд послужили реальные истории о призраках, сторожащих клады или мечущихся в поисках зарытого ими при жизни богатства. Это явление носит весьма распространённый характер — привидения действительно часто появляются вблизи тех мест, где скрыты клады...
Люди, услышав о сокровищах, иногда пытаются отыскать их самостоятельно. Ранее считалось, что есть особые знаки, указывающие на местонахождение кладов — например, огоньки на могилах. Иные смельчаки специально отправлялись ночью на кладбище, надеясь их увидеть. Однако чаще всего «заговорённый» клад не даётся в руки. Он может «поманить» незадачливого кладоискателя. Так, горящая на могиле свечка вместо огоньков свидетельствует о том, что там зарыт «ложный» клад.
Вспомним хорошо известную повесть Гоголя «Заколдованное место»:
«Ввечеру, уже повечерявши, дед пошёл с заступом прокопать новую грядку для поздних тыкв. Стал проходить мимо того заколдованного места, не вытерпел, чтобы не проворчать сквозь зубы: “Проклятое место!” — взошёл на середину, где не вытанцевалось позавчера, и ударил в сердцах заступом. Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно. “Ну, хорошо, что догадался взять с собою заступ. Вон и дорожка! вон и могилка стоит! вон и ветка навалена! вон-вон горит и свечка! Как бы только не ошибиться”».
Но, как только герой взялся доставать клад, начались «страсти-мордасти»:
«Со страхом оборотился он: Боже ты мой, какая ночь! ни звёзд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за неё мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-Богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и ещё и язык высунула и дразнит!»
В котле же, выкопанном-таки дедом близ могилки, оказалось никакое не золото, а «сор, дрязг... стыдно сказать, что такое».
Исследователи полагают, что магическая защита кладов работает, воздействуя на человеческую психику. При приближении к ним у людей начинаются галлюцинации, которые они не в состоянии отличить от реальности — так называемый морок.
Найденный клад тоже не всегда приносит счастье новым владельцам — ведь здесь замешана чёрная магия. Так, в 1940 г. английский профессор Дж.Хопкинс заявил, что к нему в руки попал манускрипт, написанный рукой графа Дракулы, где тот сообщает, что зарыл на территории Великобритании 666 кладов, каждый из которых наделён магической силой. Все сокровища представляли собой личные вещи графа. Сомнительная ценность этих предметов заключалась лишь в мистических свойствах, приобретаемых новым обладателем. Выкапывать клад следовало ночью в июле, обязательно в понедельник, когда разразится гроза с дождём...
Вскоре в места, указанные в графском завещании, начали стекаться люди, прозванные «сингоманами» (от английского thing — «вещь»). Это были, в основном, поклонники сатанистских и оккультных учений. Они и в самом деле находили странные предметы — бутылки с какой-то жидкостью, шкатулки с крысиными и змеиными черепами, ларцы, внутри которых лежала одна-единственная монета, сломанный крест или гребень.
Одна англичанка откопала неподалёку от сельского кладбища небольшой ларец. Не открывая его, показала находку местному священнику. Тот посоветовал отнести дьявольский дар обратно и зарыть на том же месте. Но женщина не послушалась и всё-таки вскрыла ларчик. Внутри лежал большой жёлтый зуб со следами засохшей крови. Наутро её нашли мёртвой. При вскрытии в желудке обнаружили тот самый зуб...
Духи и «следопыты»
Нередко предостерегают «кладоискателей» и от раскапывания воинских захоронений. Так, на Украине под Уманью якобы захоронены сподвижники гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего в тех краях. Одна из таких казацких могил на окраине села пользовалась странной славой. Поговаривали, что возле неё видят призраков покойных казаков и даже самого атамана Хмельницкого. А ещё — что там припрятаны несметные сокровища...
До революции суеверные селяне не трогали могилу и даже ухаживали за ней. Но в годы Советской власти о могиле позабыли, и она постепенно пришла в запустение.
В конце 80-х легенда о кладе всплыла. Многие зарились на предполагаемое богатство, но никто из местных не отваживался приступить к раскопкам: в сердцах людей всё ещё таился суеверный страх.
И всё же такие люди сыскались — приезжие русские студенты-археологи. Ночью они отправились к месту старинного захоронения. К полуночи вырыли уже довольно глубокую яму, но ничего интересного не нашли. Уже собирались прекратить раскопки, как вдруг лопата стукнулась обо что-то твёрдое. Но разглядеть находку гробокопатели не успели. Какая-то чёрная тень возникла перед ними. Это был всадник на буланом коне. Наклонившись к краю могилы, он укоризненно покачал головой: «Чужак, не займай!» Взмахнул нагайкой и унёсся прочь, растаяв в облаке серой пыли из-под лошадиных копыт...
Трясясь от ужаса, студенты побросали лопаты и пустились наутёк. Позднее они услышали от старожилов, что в могиле действительно хранится клад, но над ним «стражник поставлен». Уж не тот ли «стражник» им явился?
В Псковской области трое поисковиков в сумерках «работали» на бывшем немецком кладбище. Внезапно неподалёку на берегу реки они увидели какое-то странное существо — полумедведя-полукабана, покрытого чёрной шерстью. Зверь на глазах у изумлённых людей зашёл за куст и бесследно исчез...
В 1985 г. «следопыты» раскопали захоронения на немецком кладбище в посёлке Михайловском. А ночью над посёлком завис НЛО, от которого отходил яркий луч. Все собаки в посёлке тревожно залаяли, а в домах начались перебои с электричеством. Спустя четверть часа луч погас, и объект улетел...
В конце 80-х в Новгородской области на окраине деревни, за которой начиналось немецкое кладбище, поисковики наблюдали, как от угла заброшенной избы отделился белый бесформенный силуэт высотой около 3 м. Он поплыл куда-то в сторону, на ходу меняя очертания: становясь то коровой, то лошадью, то человеком огромного роста... Призрак пересёк поле и скрылся в лесу...
В 1988 г. трое искателей военных трофеев обследовали одно из захоронений местных жителей, расстрелянных немцами. Оно располагалось у заброшенной дороги. Вдруг вдали показалась человеческая фигура. Человек был в костюме, лица почему-то не видно — бесформенное чёрное пятно. Мужчина двигался навстречу поисковикам.
Когда он очутился метрах в 15 от них, те его окликнули. Но, вместо того чтобы отозваться или подойти ближе, незнакомец, как по натёртому паркету, плавно заскользил к лесополосе. Разумеется, никаких следов привидения там не обнаружили...
Под Любанью среди болот лежат развалины Макарьевского монастыря, разрушенного во время войны. Чёрные следопыты не раз наведывались сюда, но всякий раз их подстерегало нечто непонятное и жуткое.
В 1997 г. к Макарьевскому монастырю направилась группа из шести человек. Подходя к развалинам, они издали заметили пламя костра. Каковы же были их изумление и ужас, когда оказалось, что костёр... висит прямо в воздухе! Стоило подойти ближе, и он исчез...
Всю ночь следопытам, разбившим лагерь в руинах, мешали спать дикие человеческие вопли, доносившиеся из леса. Никто из парней так и не решился поспешить на помощь...
Наутро один из поисковиков отошёл по нужде — и заблудился. Вернулся в лагерь лишь спустя три часа. Его одежда была испачкана, взгляд безумен... На расспросы товарищей он не отвечал...
И ещё... Какая бы ни стояла погода, почему-то во время раскопок захоронений чёрными следопытами всегда сгущаются тучи и идёт дождь. Будто сама природа восстаёт против кощунства...
В 2001 г. при загадочных обстоятельствах погиб у себя дома руководитель московской организации «Экипаж» Сергей Цветков. Вместе со своими помощниками он прочёсывал места фронтовых боёв в поисках старой военной техники... Случайна ли его смерть? Может быть, лучше и в самом деле не тревожить покой мёртвых?
Кладбищенские проклятия
Впрочем, всё, что связано со смертью, традиционно может нести опасность — недаром в чёрной магии часто используют вещи покойных, фрагменты их тел, например, языки, волосы или ногти, могильную землю или цветы с кладбища... Мёртвым — мёртвое, а живым — живое: тем, кто нарушил это правило, может грозить беда. И это не просто суеверие.
Покойникам — покой !
Вот что случилось с Ниной К. из Владикавказа. В детстве они с ребятишками часто играли в догонялки на похоронах. Взрослые же говорили, что нельзя перебегать дорогу покойнику. Вдруг ни с того ни с сего у Нины между большим и указательным пальцами на руке начала расти огромная шишка. Родители повели её к врачу, тот назначил операцию... Неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы кто-то не сказал девочке: «Это у тебя оттого, что ты мертвецу дорогу перешла. Надо прикоснуться шишкой к покойнику, тогда пройдёт...»
В это время у соседей умер маленький сынишка. Нине было страшно, но она улучила момент, подошла к гробу и потёрла свою шишку о руку мёртвого мальчугана. С того дня опухоль начала постепенно рассасываться. Операция так и не понадобилась...
Геннадий Т. из Новокузнецка собирал грибы в сосновом бору. Случайно набрёл на чью-то затерянную в лесу могилу. Посреди могилки высился небольшой каменный памятник в форме пирамиды. Надпись на нём давно стёрлась. По краям — четыре каменных шара, соединённых ржавой цепью...
Грибник присел отдохнуть под елью. Про себя подумал об усопшем: «И кто же ты такой? Почему лежишь здесь один-одинёшенек? Не дай Бог никому такой доли...» Внезапно Геннадию почудилось, что его гладит чья-то тёплая ладонь.
Уходя, он ясно ощущал: за спиной кто-то стоит. Обернулся — никого, но ему показалось, что от памятника исходит слабое свечение.
А потом сознание как бы отключилось. Геннадий бесцельно бродил по лесу, не разбирая дороги. Опомнился опять на том же месте, у безвестной могилы. Двинулся как будто в направлении шоссе, но не тут-то было! Неведомая сила тянула путника вправо. И снова он очутился у надгробия. Это повторилось и в третий раз, и в четвёртый...
Начало темнеть, а Геннадий всё никак не мог отыскать дорогу. В очередной раз оказавшись у знакомого памятника, он ясно различил в сумерках неяркое свечение над могилой. Смекнув, что дело неладно, трижды перекрестился и бросился наутёк, не оглядываясь. К счастью, всё же успел на последний автобус. С тех пор он стал обходить заколдованное место стороной...
В 1984 г. в деревне Власовка Тульской области произошёл такой случай. Два восьмиклассника вечером возвращались из школы мимо заброшенного кладбища и заметили, что из-под земли торчит небольшой крест. Времена были ещё атеистические, один из школьников подошёл и пнул крест ногой. Говорят, на следующий день у него отнялись обе ноги...
Проклятие мёртвой головы
Традиционно «проклятыми» считаются любые вещи, связанные со смертью. Например, останки людей и животных. Исключение составляют лишь мощи тех, кто причислен к лику святых... Так, во все времена черепам мёртвых существ приписывались сверхъестественные свойства. Древние считали, что в черепе заключена душа, и если её потревожить, она вырвется наружу. В любом вымысле есть доля истины...
Помните, как умер русский князь Олег? Ведь это исторический факт! Он наступил ногой на череп любимого коня, оттуда выползла ядовитая змея и ужалила его. Может, духу коня было грустно на том свете без своего господина...
Туземцы хранили у себя черепа убитых врагов и зверей. Чем больше черепов, тем большим могуществом якобы обладал «охотник за головами». Жительницы Папуа и Новой Гвинеи насаживали на колья головы умерших мужей в качестве оберегов. Иногда их наполняли пищей и питьём, как горшки...
Скандинавские воины пили из черепов противников вместо чаш. А древние кельты поклонялись черепам как святыням...
В Средние века черепа нередко становились предметом колдовских обрядов. Так, в 1612 г. в Англии судили некую Анну Чатокс по обвинению в том, что она выкопала на церковном кладбище три черепа, чтобы использовать их в ритуалах чёрной магии...
С черепами связано множество таинственных, леденящих душу легенд... Например, в Уордли-холле (Ланкастер, Англия) хранится череп католического священника Амброза Барлоу, жившего в XVI столетии. По поверью, если потревожить череп, он может издавать пронзительный крик...
В XVII в. в резиденцию Бартон-Агнес-Холл в Йоркшире забрались грабители. Жертвой их стала молодая девушка по имени Анна Грифите. Преступники нанесли ей смертельные раны, от которых она скончалась. Но, прежде чем умереть, Анна высказала просьбу — похоронить её голову в доме... Однако к её словам не прислушались и захоронили тело на кладбище по обычному обряду.
С тех пор обитателям замка по ночам не давали покоя непонятный шум, стоны и хлопанье дверей. В конце концов кто-то догадался, в чём дело. Могилу Анны Грифите вскрыли, череп эксгумировали и замуровали в стене замка. После этого всё успокоилось...
В XVIII столетии лорд и леди Пинней из Дорсета возвратились из Вест-Индии в своё родовое поместье. С собой они привезли раба-негра. Вскоре негр заболел и умер, перед кончиной взяв с хозяина слово, что его тело похоронят на острове, где он родился. Разумеется, эсквайр и не подумал выполнять просьбу какого-то раба. Умершего похоронили на местном кладбище. Но с того дня из-под земли стали доноситься жуткие крики. Чем кончилось дело, так и неизвестно...
Череп Гоголя
Крайне опасными могут оказаться любые попытки «присвоить» имущество покойника...
Н.В.Гоголь словно предчувствовал, что и на том свете не будет ему покоя. В завещании своём он писал: «Стыдно тому, кто привлечётся к гниющей персти, которая уже не моя...»
В 1931 г. в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах писателя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же Гоголя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.
Когда вскрыли гроб, оказалось, что у скелета не хватает головы — она лежала отдельно. Так, в расчленённом виде, было принято хоронить покойников у некоторых языческих племён. В XIX же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что в безголовое тело душа вернуться не сможет.
Однако участники церемонии не верили ни в Бога, ни в дьявола. Они без зазрения совести растащили останки великого русского писателя себе на память. Хватали фрагменты скелета, лохмотья одежды...
Всеволод Иванов взял в качестве «сувенира» ребро Гоголя. В Ленинграде, приехав в гости к друзьям, он начал хвастаться, что владеет замечательной реликвией. Кость в это время лежала в прихожей, во внутреннем кармане его пальто. Но когда Иванов пошёл в прихожую, чтобы продемонстрировать хозяевам дома, ребра в кармане не оказалось. Оно бесследно исчезло...
Александр Малышкин, взявший из гроба украшение из фольги, вскоре скончался, сражённый внезапной болезнью.
Владимир Лидин, дерзнувший оторвать лоскут от писательского жилета, тяжело захворал.
Директор кладбища Аракчеев не постеснялся снять с Гоголя сапоги и принести их домой. Но с тех пор каждую ночь ему снилось: сапоги оживают и принимаются его душить! По совету Лидина, уже наученного горьким опытом, Аракчеев в конце концов закопал «реликвию» рядом с могилой Гоголя. Только тогда кошмары прекратились...
А что же произошло с гоголевским черепом? Эту историю связывают с основателем Театрального музея в Москве Алексеем Александровичем Бахрушиным. Монахи Свято-Данилова монастыря якобы поведали, что Бахрушин, участвовавший в реставрации могилы писателя накануне столетия со дня его рождения, в 1909 г., забрал его в свою экспозицию. Пошли слухи, что пресловутый череп и впрямь видели в Бахрушинском музее, где он лежал, увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем. Эту версию подтверждал и Владимир Лидин, который в своих воспоминаниях сообщал, что в Музее Бахрушина хранятся три черепа — актёра Михаила Щепкина, Николая Гоголя и неизвестно чей...
Поговаривали, что череп Гоголя навлёк на Бахрушина неприятности (как раз в это время у него начались проблемы с музеем). Тогда, мол, коллекционер избавился от «экспоната», отдав его внучатому племяннику Гоголя — Яновскому, и после этого дела его наладились...
Хотя эту легенду принять за истину весьма сложно. Все представители рода Бахрушиных были глубоко интеллигентными людьми, и Алексей Бахрушин, основатель Театрального музея, не являлся исключением из правил. Вряд ли он был способен тайком присвоить мощи усопшего литератора, тем более выставить их напоказ в своём музее! Скорее всего, это просто историческое заблуждение.
Но не зря существует поверье: если взять у мертвеца то, что ему принадлежит, хозяин может явиться за своим добром. А ежели он колдун — вероятность подобного исхода троекратно увеличивается. Все эти страшные истории о «золотой руке», «золотой ноге» и т.д. основаны на реальных событиях: не раз бывало, что осквернители могил впоследствии горько раскаивались в своём поступке, ибо их начинали преследовать страшные сны, а то и кошмарные видения наяву; порой же они становились жертвой болезни, несчастья или насильственной смерти. В старину верили, что колдун связан с дьяволом. Осмелившиеся нарушить покой мёртвого кудесника рискуют пробудить к жизни дьявольские силы, куда более могущественные, чем человек, и способные преодолевать грань между жизнью и смертью. Вспомним легенду о «красной свитке», изложенную в «Сорочинской ярмарке». Ведь чёрт таки явился за своей собственностью...
Коронки мертвеца
А вот история ещё более странная... В 1969 г. в Житомирской области за убийство судили 42-летнего Дмитрия А., лишившего жизни двух человек. В общем-то довольно рядовая ситуация, если бы не престранные обстоятельства дела, из-за которых со всех участников суда были взяты подписки о неразглашении. Ведь в те застойные времена никакой «мистики» в Советском Союзе и в помине не было!
Однажды ночью Дмитрию А. привиделся сон — будто он умер и лежит в гробу. Но при этом всё осознаёт. Знает, что был при жизни чиновником городской управы, что скончался от скарлатины и покоится в могиле уже без малого 70 лет... Гроб почти сгнил, а труп давно превратился в скелет...
На другую ночь сон повторился. Но на сей раз «покойника» потревожили. Кто-то откинул трухлявую крышку гроба, и на фоне ночного неба Дмитрий увидел над собою силуэты трёх человек. В одном из них он узнал своего соседа с первого этажа, запойного пьяницу по прозвищу Бутылкин. В руке у Бутылкина блеснул какой-то металлический инструмент. Его товарищ осветил фонарём лицо скелета (если это можно было назвать лицом):
— А коронки-то точно золотые!
Рука Бутылкина с металлическим предметом потянулась к Дмитрию, и он ощутил дикую боль — феснула челюсть, из которой с силой вырвали две золотые коронки. После этого кладбищенские воры наспех забросали могилу землёй и ушли...
Проснувшись наутро, Дмитрий с удивлением увидел кровь на подушке. Во рту не хватало двух передних зубов! Вспомнив странный сон, мужчина сразу понял, кто в этом виноват, и отправился домой к Бутылкину. Тот пил самогон с двумя приятелями — теми самыми, что были на кладбище.
Сомнений у Дмитрия больше не оставалось: это они, забулдыги, ночью выдрали у него два совершенно здоровых зуба!
— Вы зачем вырвали мне зубы? — прорычал он, ухватил за шиворот хозяина квартиры и при этом показал свою кровоточащую верхнюю десну.
Пьянчуги, видимо, не признали в госте соседа Бутылкина. Они решили, что ограбленный мертвец сам вылез из могилы и явился за своим достоянием. Насмерть перепуганный Бутылкин велел товарищу отдать покойнику его коронки. Тот кинул их прямо на пол, к ногам Дмитрия:
— На, забирай и ступай назад, в могилу!
В это время у третьего алкаша сдали нервы, и он запустил в визитёра кухонной табуреткой. Дмитрия вдруг охватила непонятная ярость. Он схватил тот же табурет, замахнулся и... проломил Бутылкину череп! Потом ударил по голове второго приятеля. Оба свалились замертво... Третий, не дожидаясь, пока и его настигнет расправа, выскочил из квартиры через окно прямо на мороз и бросился в ближайшее отделение милиции...
Дмитрия арестовали. Он поведал следователю невероятную историю о своём сне, которую, ко всеобщему изумлению, полностью подтвердил оставшийся в живых кладбищенский грабитель.
Прокуратура на всякий случай отдала распоряжение о вскрытии могилы чиновника Головлёва, умершего ещё в 1901 г. Действительно, челюсть скелета оказалась сломанной. И вещественные доказательства — коронки — пришлись как раз к месту. Но кто же всё-таки вырвал зубы у Дмитрия?
Дело передали в ведение КГБ. С Дмитрием работал опытный психиатр, которому, видимо, ранее уже приходилось сталкиваться с подобными случаями. На суде врачу позволили высказать свою версию. Согласно ей, в Дмитрии А ...воплотилась душа покойного Головлёва! Когда труп потревожили, что-то нарушилось в заведённом порядке, и Дмитрий очутился в своём прежнем воплощении. Возможно, наше физическое тело теснее, чем мы думаем, связано с психической субстанцией, отсюда и вырванные зубы, и необъяснимое бешенство, охватившее убийцу...
Хотя Дмитрия А. признали вменяемым, его всё же не осудили за преступление и поместили в психиатрическую лечебницу. Что с ним сталось далее — Бог весть...