Основные даты жизни и деятельности пр. Исайи и современных ему событий
Ок. 765 | Рождение пророка | В Израиле правит Иеровоам II; в Иудее Озия (Азария) | Основание Рима | ||
Призвание Исайи | Смерть Озии | Воцарение Тиглатпаласара III в Ассирии | |||
Воцарение Азаха в Иудее | |||||
Пророчество об Еммануиле | Война Ахаза с ефремо-сирийской коалицией | ||||
733-732 | 2-е мессианское пророчество | Вторжение Тиглатпаласара III в Галилею. Ахаз в ставке Тиглатпаласара. Языческие культы в | Покорение Сирии и Вавилона Тиглатпаласаром | ||
Иудее | Смерть Тиглатпаласара. Воцарение Салманасара V | ||||
725-724 | Пророчества о Самарии | Взятие царя Осии под стражу. Осада Самарии | |||
722-721 | Падение Самарии | Воцарение Саргона II | |||
Смерть Ахаза | |||||
Воцарение Езекии | Начало эфиопской династии в Египте. Фараон Шабако | ||||
713-711 | Выступление пророка против военных союзов | Войска Саргона II в Палестине | |||
2-я антиассирийская коалиция. Послы | Смерть Саргона. Воцарение Синахериба | ||||
Мардук-аплуиддина у Езекии | Синахериб разбивает войско Мардук-аплуиддина | ||||
Обличение народа пророком | 1-й поход Синахериба на Иудею | ||||
Начало династии Ахменидов в Иране | |||||
Пророчество о спасении Иерусалима. | 2-й поход Синахериба | ||||
3-е мессианское пророчество | |||||
Ок. 687 | Смерть Исайи | Воцарение Манассии. Гонение на пророков |
3. Писания пр. Исайи отличаются высокими литературными достоинствами. В его речах и гимнах соединились монументальная мощь сурового Амоса и лиризм Осии. Мы находим у него разнообразие жанров — от гневного обличения до торжественного славословия и притчи. Исайя был поэтом, язык которого признан классическим. Он образен, богат метафорами и сравнениями. Данное ему божественное Откровение пророк воплощал в совершенной форме, ставшей образцом для многих поколений наследников Исайи. Произведения Исайи — яркий пример сочетания гениальности писателя с воздействием Духа Божия.
Пророчества, заключенные в первой части книги, расположены учениками Исайи не в хронологическом, а в тематическом порядке:
1) Обличительные речи, ставшие введением в книгу (гл. 1). Между 733 и 701 годами.
2) Призвание Иерусалима и его грехи (гл. 2–4). Около 740 года.
3) Песнь, или притча, о винограднике (гл. 5). Около 740 года.
4) Первое мессианское пророчество об Еммануиле (гл. 7). Около 733 года.
5) Сыновья и ученики пророка (гл. 8).
6) Второе мессианское пророчество о Князе мира (гл. 9,1–6). Около 730 года.
7) Предостережение Иерусалиму (гл. 29). Конец Самарии и обличение Ассирии (9,8 — 10,34). Около 722 года.
8) Третье мессианское пророчество (11,1-10). Около 688 года.
9) Новый народ Божий (11,11–12,6).
10) Пророчество об Ассирии (14,24–27). Около 688 года.
11) Пророчество о Филистии (14,28–32). Около 715 года.
12) Пророчество о Моаве (15–16). Как полагают некоторые экзегеты, написано еще до пр. Исайи в IX веке (ср. Иер 48,29–47).
13) Пророчество о Дамаске и Ефреме (17,1-11). Около 734 года.
14) Пророчество об Ассуре (17,12–14). Около 688 года.
15) Речь против союза с Египтом (18,1 — 19,4). Между 713 и 705 годами.
16) Слово о всемирной религии (19,16–25). Около 705 года.
17) Биографический отрывок, относящийся к 713–711 годам (гл. 20).
18) Пророчество об Иерусалиме (гл. 22). Около 705–702 годов.
19) Пророчество о Тире (гл. 23). Дата неясна.
20) Пророчество о Ефреме и Иудее (гл. 28). Незадолго до 722 года.
21) Против союза с Египтом (гл. 30–32). Между 705 и 701 годами.
22) Гимны освобождения (гл. 33). Около 688 года.
23) Повествовательный отрывок из летописи (гл. 36–37), относящийся в основном к 688 году (время второго похода Синахериба).
24) Болезнь Езекии и посольство вавилонского царя (гл. 38–39). События относятся к концу VIII века.
4. Богословие пр. Исайи может быть сведено к следующим основным темам:
1. Бог свят, то есть не сравним ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в применении к ним она есть всецелая преданность и посвященность Господу.
2. Бог — Владыка истории. Он направляет мировые события так, что — при сохранении свободной воли людей — они в конечном счете служат Его замыслам. Соучастниками этих замыслов делает людей вера —доверие.
3. Вера должна проявляться прежде всего в нравственной жизни и верности Творцу. Только при этом условии обрядовая набожность имеет смысл. В противном случае она есть оскорбление Бога.
4. Из ветхозаветной Церкви, члены которой заражены грехами, Бог сохраняет во все времена «Шеар» — Остаток. Это те, кто остались верны Ему и стремятся жить по Его заветам. Они образуют ядро будущего народа Божия.
5. Пр. Исайя первый из пророков-писателей совершенно определенно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает политический упадок дома Давидова, из которого после всех испытаний произойдет «Отрасль», Помазанник Ягве. С Его приходом земля обретет утраченный человеком Едем.
Таким образом, центральными темами учения пр. Исайи являются святость и спасение Божие, совершающееся через Его Помазанника. Поэтому Отцы Церкви называли Исайю не только пророком, но и «апостолом» и «евангелистом».
Вопросы для повторения
1. Каковы особенности происхождения Кн. пр. Исайи?
2. К каким общественным кругам принадлежал пророк?
3. Где он родился, жил и проповедовал?
4. Чем характеризовалось политическое положение его эпохи?
5. С какими событиями связано 1-е мессианское пророчество Исайи?
6. Когда пала Самария?
7. Почему пророк выступал против военных коалиций?
8. Чем отличалась позиция пророка во время 1 и 2 походов Синахериба?
9. Охарактеризуйте литературные особенности писаний пророка.
10. Каковы основные темы его богословия?