VIII. Подведение итогов урока.
— Назовите имя писателя. Какое произведение начали читать? О чем оно?
Домашнее задание
Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19). Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадки, отгадайте их.
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона. Это... {ворона).
Птица черная кружится,
Не боится — к нам садится
Поклевать мою еду:
Вдруг не хватит макарон
На прожорливых... {ворон).
— Прочитайте первую загадку медленно (еще: по слогам, с ускорением, выразительно).
— Прочитайте вторую загадку орфографически (еще: орфоэпически, быстро, с выражением).
— По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? {По окраске — она сероватая; ворона любит воровать все блестящее; кричит она хрипло. Еще здесь говорится, что это прожорливые птицы.)
III. Работа по теме урока
Повторение. Продолжение работы над текстом
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы прочитали на прошлом уроке. Расскажите кратко, с чего начинается рассказ.
(Дети кратко пересказывают первую часть.)
— Прочитайте описание зимнего вечера. (Ученики читают последний абзац на с. 14.)
— Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? {Отопление не спало, это когда в батареях шум. Автор говорит, что отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
— Чего ждала ворона за окном? {Она ждала, когда Петровна откроет форточку, чтобы проветрить на ночь комнату, и уведет Машу умываться.)
— Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате? {Ворона оставляла на столе мокрые следы.)
— Что чаще всего таскала ворона? {Она таскала сахар, печенье и колбасу.)
Чтение второй части текста
(Со слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...» до слов «Должно быть, ворона воровала не только у Маши...». Учитель опрашивает нескольких учеников.)
Словарная работа
Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам.
Торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
IV. Физкультминутка
Жеребеночек родился,
Встал на ножки, укрепился.
Потом робко побежал,
Громко «И-го-го!» заржал.
Добежал он до коня: —
Папа, догони меня!
V. Продолжение работы по теме урока
I. Работа над второй частью рассказа. Выборочное чтение
- Где жила ворона? {Она жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавали мороженое.)
— Что ей снилось по ночам? (По ночам ей снилось, будто воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки замерзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет.)
— Кого однажды застала ворона в ларьке? (Она застала там маленького растрепанного воробья по имени Пашка.)
— Какое прозвище носил Пашкин дед? (Его прозвище Чичкин.)
— Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
Беседа по содержанию рассказа
— Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке? (Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка прикинулся мертвым. Ворона выбросила его из ларька.)
— Кто подобрал Пашку? (Пашку подобрал милиционер.)
— Как воробей оказался у Маши? (Петровна с Машей пошли гулять в парк. Милиционер их встретил и отдал воробья с варежкой Маше.)
— Расскажите, как вел себя Пашка в доме Маши. (Одинраз он принес ей замерзшую рогатую гусеницу — нашел ее на дереве в парке. А потом стал утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше.)
3. Знакомство с жизнью и творчеством писателя(Рассказы детей о Константине Георгиевиче Паустовском (1892—1968).
VI. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
— Какие вопросы волновали К.Г. Паустовского?
— Понравился ли вам растрепанный воробей? Чем?
Домашнее задание
Дочитать текст до конца.
Ход урока3
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей).
— Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.
— Прочитайте по слогам (еще: скороговоркой, выразительно).
— Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях? (Мы можем узнать, чем они питаются: жучками и червячками. В теплые края не улетают — не перелетные птицы. Обитают там, где найдут себе местечко, например под крышей.)
III. Работа по теме урока
1. Чтение третьей части текста
— Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть. (Вторая часть закончилась тем, что Пашка стал приносить Маше ворованные вещи из ларька вороны.)
2. Проверка домашнего задания
— Прочитаем, что же было дальше. Старайтесь читать выразительно, без ошибок.
IV. Физкультминутка
Мама мне сказала:
— Покажи ладошки.
Я их показала.
Потом их не стало.
Раз-два — показала,
Три-четыре — их не стало.
Мама у меня спросила:
— Где же спрятались ладошки?
— Они спрятались за спину,
Мои маленькие крошки.
V. Продолжение работы по теме урока
I. Беседа по содержанию третьей части текста
— Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик? (Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого не видела, поэтому влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)
Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик? (Нет, об этом она даже думать не могла.) Какова была реакция домашних на это происшествие? (Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)
— Как повел себя Пашка? (Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Выполните
тест.
1. Как звали нянюшку Маши?
а) Ивановна;
б) Степановна;
в) Петровна.
2. Мама Маши в театре:
а) пела;
б) играла;
в) танцевала.
3. Мама готовилась танцевать:
а) Снегурочку;
б) Золушку;
в) Красную Шапочку.
4. Маленький букет цветов был сделан из:
а) хрусталя;
б) тонкого стекла;
в) толстого стекла.
5. Папа должен был вернуться:
а) весной;
б) летом;
в) осенью.
6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:
а) когда Петровна уйдет;
б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;
в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.
7. Ворона жила:
а) в ящике;
б) в сарае;
в) в ларьке.
8. Растрепанного воробья звали:
а) Пашка;
б) Васька;
в) Тишка.
9. Воробья подобрал(а):
а) милиционер;
б) прохожий;
в) Маша.
10. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:
а) отблагодарить Машу;
б) отомстить вороне;
в) восстановить справедливость.
11. Маша открыла форточку, чтобы:
а) проветрить комнату;
б) выпустить воробья;
в) посмотреть, как ворона протискивается в форточку.
12. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:
а) Золушка потеряла туфельку;
б) Золушка танцевала с принцем;
в) спектакль кончился.