Учебный театр «На Моховой» Мастерская С.Д.Черкасского Режиссер Н.С.Лапина
«Любящее сердце стоит больше, чем вся мудрость на свете» именно эти слова главный герой - Сэр Сверчок (Никита Сидоров) произносит в начале спектакля, обещая зрителям убедить их в истине этих слов, как только он поведает залу историю одной обыкновенной (но в то же время совершенно особенной) семьи потомственного возчика посылок Джона Пирибингла и его молоденькой жены Мери. И как только зал затихает, готовясь погрузиться в сказку, Сверчок начинает историю, призвав на помощь команду Хранителей Домашнего Очага. Давайте посмотрим, что из этого выйдет.
Несмотря на волшебство, обволакивающее эту историю, она остается необыкновенно реалистичной и, отправляясь вместе с героями в чудеса, зритель все равно очень ярко ощущает близость этой истории к себе: в героях, в их поступках, чувствах, мыслях, зритель находит отражение себя самого и, наверное, именно поэтому эта сказка так задевает за живое. Замечательная, светлая, искренняя Мэри Пирибингл (Любовь Константинова) , большой «неуклюжий тугодум» Джон Пирибингл (Александр Манько), нежная, трепетно верящая Берта Пламмер (Анна Сычева), ее отец, трепетно оберегающий дочь от суровых реалий жизни Калеб Пламмер (Илья Ходырев) и , конечно, воплощение всей грубости, жестокости, злости, один, противопоставленный всем героям, обаятельный злодей Мистер Текльтон (Михаил Рябов) – каждый из этих героев решает свои проблемы, неудачи, отвечает на сложные вопросы, борется за свое счастье сам, без помощи волшебства, но… Волшебство неминуемо, как будто бы утверждают ребята со сцены - в мире людей их незримо, ежесекундно оберегают Духи, Хранители Домашнего очага!. А теперь обо всем по порядку.
Итак, зритель проходит в зал, рассаживается на места и, подняв глаза, видит на сцене малеький, уютный дом Пирибинглов, словно отражающий собой простоту и теплоту его хозяев. Здесь уже находятся Хранители, представляющие собой ту или иную часть живого, теплого семейного очага: Дух Времени Биг - Бен Младший (Игорь Дудоладов), Дух Книжной полки Мистер Оксворд (Илья Рудаков) , Дух Колыбельки (Алексей Васильев), Дух Света Кендл Лайт (Никита Серков), Дух Вешалки (Хранитель Порядка)Мистер Берримор (Илья Рябов), Дух Зеркала ( Хранитель Красоты) Мсье Манифик (Дмитрий Фролов) , Дух Огня – Хранитель Тепла (Анна Христич), Дух Шкуры – Хранитель Любви (Иван Чепура) и, конечно, прекрасный Сэр Сверчок, с манерами настоящего английского джентльмена. Сейчас все они спят, словно замерев в своем действии и .лишь Сверчок своим непрерывным движением, останавливаясь, чтобы попить чай или взглянуть на время, словно начинает историю, приглядываясь, знакомясь с каждым зрителем, будто всматривается в отдаленные части его души, создавая ощущение теплой, доверительной атмосферы. Но вот раздается третий звонок, просьба выключить телефоны и… Сверчок тихонько стучит по чашечке и просит минутку тишины и именно в эту самую минутку тишины начинает происходить чудо… Его пока не видно, но оно чувствуется!
Оживление предметов – одна из основных сюжетных линий, придающая особое волшебство этой истории. Каждый из Хранителей не только бережет определенную часть семейного быта Джона и Мери, но и пропуская все события через себя, обладает определенным характером, чувствами и именно поэтому каждый становится непосредственным участником событий. Немного о хозяевах дома, чья Любовь и легла в основу всей этой истории. Джон (Александр Манько)… Вся человеческая простота, доброта, душевная простота, которая только может быть в человеке, соединилась в нем. Да, он далеко не блещет умом, расчет, хитрость и обман вовсе ему чужды, зато его большое сердце способно на Великодушные поступки, готово кинуться на помощь каждому, способное Простить, а главное умеющее так нежно и трепетно любить.. Это герой- контраст, в котором нежное и трепетное чувство сочетается с крупной фигурой и неуклюжестью. Все эти контрасты особенно ярко схлестываются в конце, где он, не зная всей правды истории и сначала, обвиняя жену, вдруг прощает ее, понимая и принимая на себя всю ее любовь, все ее старания, чтобы сделать его счастливым и не способен проявить свои чувства, кроме как дать ей свободу. Наблюдая за его переживаниями и разделяя их с героем, зритель чувствует его большую светлую любовь, обращенную к жене, что дает повод задуматься о справедливости слов Сверчка, справедливо возникает вопрос: «Есть ли цена для такой любви?» Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к образу совсем еще молоденькой представительнице семейного очага Пирибинглов.
Мери Пирибингл (Любовь Константинова), жена Джона.. Именно благодаря ей дом преобразился и стал теплым, живым и уютным. Это она своей любовью и счастьем согрела его и поселила в него чудо. Ее Любовь к Джону, к дому, к миру, к жизни, к Пламмерам, настолько велики, что их, кажется, хватит на весь мир, что поселяет веру в светлое и теплое в каждом из зрителей, заставляя их улыбаться от умиления и счастья. Своими поступками Крошка способна совершить любое волшебство, которое сможет помочь каждому в самой, казалось бы непростой ситуации. Это любящее сердце, способно сострадать и бесконечно любить другого… Большая Любовь этой совсем еще молоденькой хозяюшки, преобразившая дом и мир жизни Джона, делает ее Хранителем самого главного – теплоты и искренности чувств между людьми. Так как вся теплота и искренность скопились « в том огромном запасе любви», который был в ней до встречи с Джоном и были отданы и ему, и малышу, и дому ,ее любящее сердце не имеет цены. Зритель, чувствуя эту любовь, принимая частичку ее в свое сердце, потихоньку убеждается в правоте слов Сверчка. Чтобы убедиться в этом окончательно, стоит обратиться к другим героям этой волшебной сказки.
Хранители дома Пирибинглов после волшебного перемещения становятся Хранителями дома Пламмеров. И потрясающая перемена происходит в них, а вместе с тем меняется и дом и не только внешне! Из светлого, теплого, уютного дома помещение становится холодной, низенькой хижиной, самой безобразной в маленьком Керберри, она кажется «прыщиком на красном кирпичном носу фабрики Текльтона» и, только подумать можно, как она продувается, но вместе с тем образы Пламмеров становятся еще более трогательными. Итак, Калеб и Берта.
Самые трогательные и верящие. Калеб (Илья Ходырев) становится «глазами» для своей слепой дочери Берты (Анна Сычева); он описывает ей этот мир, преукрашивая его, переполняя ее сердце совершенно другим осознанием мира, делая его для нее более светлым и добрым, чем сам того не понимая, наносит ей ужасную травму. Именно поэтому так откровенно и светло блестят слезами его глаза за стеклами старых, немного нелепых очков, так особенно скорбно выглядит его старое, порванное, испачканное, тонкое пальто, принимающее для дочери синий оттенок «совсем как небо», так растерянно он ищет письмо, только что придуманное для нее, от сына Эдварда, уехавшего на заработок в «Золотую Америку» и так отчаянно умоляет Мери не рассказывать правдивые вещи дочери. Ни один человек в зале не посмел бы осудить этого Отца за его ложь, потому что его Человеческое сердце, до невероятности огромное и способное к большой Великой Любви. И это сильное чувство, переполняющее Калеба, затмевает его собственные невзгоды, проблемы, обиды и разочарования, а значит, человек, способный искренне и светло любить, богат и без больших доходов и высокого положения в обществе.
Берта, прекрасная, влюбленная, искренняя, светлая, такая маленькая, но такая взрослая, насколько светлы, полны и глубоки ее чувства, поразительно, на какую Искреннюю Любовь способна эта девочка. Переполненная самым светлым чувством к «Великодушному Хозяину» Мистеру Текльтону, чей образ значительно изменил для нее отец, она идет к нему на встречу и видя его пренебрежение к ней, слезы наворачиваются на глаза, хочется защитить ее и непременно сделать счастливой. А теперь получается, что слова Сверчка подействовали и на зрителя, а значит он совершенно прав в своем убеждении. Но теперь мы видим, что они не только совершенно истинны, но и обладают исключительной силой, если их действие выходит за пределы сказки и распространяется на зрителя. И теперь у зрителя совершенно справедливо возникает вопрос: «Сердце всех людей способно на такую любовь или нет? Сила слов Сверчка способна заставить измениться всех или же кто-то не подвержен силе этих слов?» Давайте же обратимся к главному сосредоточению зла во всей этой светлой истории.
Не один раз был упомянут главный злодей этой волшебной истории, «Истинный благодеятель», «Ангел-хранитель», «Подарок человечеству» , М-р Текльтон (Михаил Рябов). Настолько омерзителен он в своей пластике, своем голосе высокомерным и надменным, один противопоставляется всем героям, способным к любви и пониманию, ему одному чужды и непонятны эти чувства. Он не замечает чувства Берты, проявляющей к нему искреннюю симпатию, отталкивает ее, протягивая вместо руки зонтик, унижая и оскорбляя ее отца, ему настолько чуждо чувство Любви и Понимания, что он не способен понять Джона, прощающего свою жену, он несколько раз подталкивает Джона к убийству (в эти моменты в нем просыпается еще и жуткий сплетник, что добавляет особой мерзости гадкому характеру), но тот снова и снова отказывается от этого, что совершенно не ясно злодею. Но нельзя, чтобы герой был не способен измениться и в конце. Хранители, возвращая его к веселой компании друзей, нашептывают ему слова извинения и каким униженным, подавленным и растерянным кажется он со своим поломанным зонтиком, большими, потерявшимися глазами и едва способный говорить, но он, пока не понимая и всей своей природой сопротивляясь, как бы давится этими словами, зато произнеся их, происходит поразительная перемена в его лице: оно освещается лучиком искренности, а в глазах начинает поблескивать искорка добра. Вспоминая образ этого наглого, эксцентричного, совершенно эгоистичного, самовлюбленного , представший перед зрителем в начале и вызвавший сильнейшую неприязнь, наблюдатель поражается перемене, случившейся с ним, стоило лишь попасть ему в окружение «Любящих сердец». Теперь он давится словами извинения с искреннейшим раскаянием в глазах, пока еще не понимая своих слов, но уже готовясь к принятию их, а значит это не просто слова – это истинная великая сила, способная не только нести силу правды, но в ее силах заставить человека измениться.
И, наконец, Сэр Сверчок (Никита Сидоров), главный Хранитель, без которого эта история была бы и вовсе невозможной. Его стрекотание, на протяжении всего спектакля слышно за печкой, то доброе и ласковое, то предостерегающее, то негодующие, а вместе с ним меняется и герой, но одно всегда остается неизменным: поразительно добрая искренность и светлая любовь к дому, чистое желание помочь и спасти, защитить от холодов и опасностей жизни всех героев, подходящих к очагу. Он всегда готов дать совет Мери, предотвратить страшный поступок Джона, который может разрушить все: именно в этот момент Сверчок тенью появляется из-за очага и тревожным, величественным голосом просит того остановиться и все же услышать голос сердца. Именно этот герой является главным противопоставлением Текльтону. Какой ненавистью переполняются его лицо и все движения, стоило лишь злодею явиться на порог дома и кажется, еще немного и он кинется на него, именно по повелению сверчка Хранители отправляются к Текльтону, чтобы заставить его извиниться. Рассказывая историю, Сверчок настолько пропускает ее через себя, становясь участником тех событий, что с его помощью зритель отправляется в волшебство, в чудо, становясь немного мудрее, чувствительнее и лучше. Именно благодаря ему эта история становится близкой сердцу зрителя, сам Сверчок, сгибаясь под ветром, переходя от дома к дому, переживая за каждого героя, чувствуя, кому, где и как помочь становится проводником к глубинам души не только героев сказки, но и души зрителя.
Итак, немного окунувшись в мир этой волшебной сказки можно найти собственное отражение в каждом из героев. Можно было бы долго, захлебываясь от счастья, рассказывать о каждом-каждом герое спектакля, невероятно живом. Чувствующем и искреннем герое, но гораздо лучше, чудесным вечером отправится в театр и согреться от волшебства у горячего «семейного очага». А главное, почувствовать и понять ту силу правды, которой наделены слова, ставшие одним из основных мотивов спектакля, и они еще долго будут отзываться в сердце зрителя: «Любящее сердце стоит больше, чем вся мудрость на свете».