Послания исчезнувшей цивилизации 3 страница
Хараман — двойственное число от харам «пирамида» и обозначает две пирамиды в нескольких километрах от Фуста- та, бывшей столицы Египта. Рассказ о египетских пирамидах
а ал-Ма’мун (813-833), сын Харун ар-Рашида.
пользовался необычайной популярностью у арабских географов. Однако то, что сообщает анонимный автор персидской космографии, выглядит абсолютно нереально: по его словам, пирамиды имеют узкое основание и расширяются кверху.
«В пределах Мисра есть крепость. Ее называют Хараман. [Площадь] ее — 400 яоктей. Ее построили из глазури, гранита, мрамора, олова, клея, жира и других [материалов]. В каждом углу сделано из камня изваяние орла, будто вот-вот он взлетит. Если бросить в клюв орла миллион камней, полным он не станет. Никто не знает, куда деваются эти камни. [Камни цитадели] превратились в монолит. Всюду надписаны удивительные вещи из медицины, философии и магии. Написано [также], что [когда] построили Хараман, [звезда] Альтаир была в созвездии Рака. В настоящее время она находится в созвездии Козерога. По подсчетам, его выстроили двести тысяч лет назад, а со времени Адама, мир ему, минуло более семи тысяч лет. Быть может, его построили джинны. (...) Говорят, халиф Ма’мун потратил много богатств, чтобы разрушить десять локтей [цитадели], но не смог. Не действовало на нее ни железо, ни что-либо другое; не сгорела она и от огня и серы. Подняться на нее [тоже] никто не смог. Она самая удивительная из крепостей и замков — нижняя часть ее узкая, кверху постепенно расширяется. По этой причине никто не может на нее взобраться» (Чудеса мира. 128).
Ибн Хордадбех (род. около 820 г.), заведовавший одно время государственной почтой в провинции ал-Джибал (Северо-Западный Иран) и имевший доступ к правительственному архиву, сообщает в «Книге путей и стран» о попытке проникнуть в одну из малых пирамид. В главе «Диковинные сооружения» он пишет: «[В их числе] — две пирамиды в Мисре. Высота каждой из них 400 локтей, они становятся уже по мере того, как поднимаются. Обе они [облицованы] мрамором и алебастром. Длина [их] 400 локтей, ширина также 400 локтей, [если мерить] королевским локтем. На них муснадом (химйа- ритским письмом) высечены все волшебства и все чудеса из медицины и астрономии. Говорят, что только Аллах ведает о том, что они — постройки Батламуса ал-Калузи — царя. На них такая надпись: „Я построил их. Тот, кто утверждает мощь своего царства, пусть разрушит их, хотя разрушение легче сооружения. Даже харадж (налог) всего мира недостаточен для их разрушения4*» (Ибн Хордадбех. 76).
Послания исчезнувшей цивилизации
Несколько историй из занимательного сборника рассказов Абу Али ал-Мухассина ат-Танухи (940-994) показывают, как его современники воспринимали древние памятники Междуречья. Нас же интересует, какие ощущения испытывал в этом культурном ландшафте средневековый человек? Отрицать психологическое воздействие исторических декораций невозможно. Забвение, царившее в этих местах, дразнило воображение. Пространство исчезнувшей цивилизации превратилось в пространство чудес. Камни и скульптуры, покрытые забытыми письменами, на взгляд средневековых обитателей Междуречья, были талисманами.
«Некоторые из удивительных достопримечательностей и чудес света находятся в Васитском Саваде. Эту историю мне рассказывали многие люди, в том числе и человек, известный под именем Ибн ас-Саррадж, а также Мухаммад ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Сахль ибн Хамид ал-Васити, чей дед Абу Бакр Мухаммад ибн Сахль был одним из самых почтенных людей в Басите, а потом многие годы занимал там пост судьи. После того как я записал этот рассказ, Мухаммад ибн Абдаллах заверил правильность записанного, поставив свою подпись.
— На расстоянии одного фарсаха с небольшим от Русафы на реке ал-Маймун есть селение набатейцев или иранцев, известное под названием Джиза. Люди говорили, что в нем сохранились руины древнего строения из известняка и гипса, а среди них купол, как у храма, и огромная статуя человека из гладкого черного камня, которую жители тех мест знают под именем Абу Исхак, потому что всякий раз, когда какой-нибудь силач пытался сдвинуть ее с места, он всегда оказывался поверженным, а кости его — переломаны. Одни погибли, другие
стали калеками. Люди утверждают, что они слышали это имя еще от стариков. Селение это разрушено, и в нем нет никаких признаков жизни. Некто по имени ал-Джаланди, поставленный халифом ал-Мамуном для охраны дороги, взялся передвинуть этот камень. Он перевязал статую веревками, и быки оттащили ее в пустыню. Это было вечером. А когда наутро он вернулся туда, оказалось, что статуя отдалилась от того места, где он ее оставил накануне, и приблизилась к своему прежнему месту. Ал-Джаланди оставил статую там и ушел. Потом еще один человек из Русафы оттащил ее, наняв для этого носильщиков, которые поочередно волокли ее, и доставил статую в Русафу. Но жители тех мест, где она всегда стояла, пришли и стали кричать и шуметь: „Мы привыкли к ней. Ночами мы ищем возле нее приюта, и нам хорошо возле нее: дикие звери не тревожат нас, потому что не смеют приблизиться к тем, кому она дает приют". И ее с большим трудом оттащили на прежнее место. А на груди, на спине и на плечах этой статуи были древние надписи неведомыми буквами.
В этой же местности есть селение, которое называется Ка- сабат Нахр ал-Фадль, а настоящее его название — Талль Ха- вар. Примерно в двух фарсахах от него находится холм, именуемый Талль Риха. Это древний город, в котором есть много остатков старины, и среди них огромный квадратный камень, длиной в девять локтей, похожий на трон. Большая часть его вросла в землю. На нем есть изображения и надписи. Владелец Талль Хавара Ахмад ибн Хакан хотел откопать этот камень и посмотреть, что под ним. Стали откапывать — но ничего не получилось, потому что по мере того, как копали вокруг камня, он все глубже уходил в землю. Видя, что все его усилия ни к чему не ведут, Ахмад ибн Хакан оставил камень в покое» (ат-Танухи, с. 258-260).
Сны забытой цивилизации перетекли в сны людей, волей случая ставших наследниками чужих сокровищ.
Каменный лев
В космографии ал-Бакуви упоминается одна из тайн иранского города Хамадана. «Среди его чудес — большой каменный лев на воротах города. Это талисман, который создал Ба- линас2, создатель талисманов, когда Кавад попросил его заговорить его города от больших морозов и обильных снегопадов, [образующих] подобия крепостей. Персы, бывало, тонули в снегу в Хамадане. Когда он изготовил этого льва, то снега там стало мало» (ал-Бакуви. IV. 118). Возможно, изменение климата повлияло на восприятие талисмана, но за четыреста лет до ал-Бакуви называли другую причину создания талисмана.
Арабский историк ал-Масуди, кажется, видел эту скульптуру своими глазами. «Это был громаднейший из львов, подобный огромному быку или приземистой горе, и казался он живым. И только приблизившись к нему, узнавал человек, что это камень, изваянный наискуснейшим образом и сработанный наиближайшим видом к обличью льва. Жители Хамадана передавали из рода в род предания предков своих о том, что ал-Искандар ибн Филибс построил Хамадан, когда уходил из страны Хорасан и возвращался из похода своего в Индию, Китай и иные [земли], и что того льва поставил он талисманом городу и стенам его, и что неминуемо разрушение города, гибель жителей его, разрушение стен и всеобщее избиение, ежели сломают того льва и снесут его с места своего, и [последует] это от дайламитов и ал-джабал» (ал-Масуди, с. 562).
По прошествии тысячи лет функции каменного льва изменились. Востоковед А. А. Ромаскевич в докладе, прочитанном в 1935 г., поделился любопытными наблюдениями: «Хамадан-
а Балинас — греческий философ Аполлоний Тианский.
скому льву народное предание приписывает таинственную силу: ночью ко льву крадутся фигуры одиноких персиянок, страдающих бесплодием; они приносят с собой благовонное масло и благоговейно мажут морду льва; так как изваяние льва лишено ног и зарылось в землю, то обряд проползания под брюхом неосуществим»13.
Соседний город, по свидетельству Абу Дулафа, защищали другие талисманы. «Из Хамадана ты отправляешься в Ниха- ванд, а в нем имеются бык и рыба, искусно сделанные из камня. Рассказывают, что это — талисман против некоторых бедствий, которые случались там» (Абу Дулаф, с. 51). Рыба и бык были талисманом, защищающим от землетрясений, поскольку оба знака были прообразами космических фигур нижнего мира. Считалось, что седьмая «земля покоится на роге быка. Бык стоит на рыбе, рыба — на воде, вода — на воздухе, воздух — на влажности. И на влажности пресекается знание ученых» (Арабские источники VII-X вв., с. 68-69). Низами Гянджеви, описывая землетрясение, использует эти же образы как метафору: «Земля стала шаткой, как небо, / [Стала] кувыркаться от игры судьбы. / [Будто] от трубного гласа нанесен удар такой, что рыба отскочила от горба вола» (Низами Гянджеви, с. 378-379).
В 1090 г. исмаилиты захватили ключевую крепость в Ку- хистане — Аламут, к югу от Каспийского моря, и на протяжении пяти лет завладели опорными пунктами во всех сельджукских землях, разорвали свои связи с фатимидским Египтом и заложили основы нового и уникального государства, устроенного на принципах, совершенно отличных от устоев окружающего суннитского общества.
В средневековом мусульманском мире низариты — представители одного из направлений шиитского ислама — были меньшинством, решившимся на радикальное противостояние с большинством. В ожидании Истинного имама низариты отменили историю. Утопия низаритов бросала вызов реальному миру, что неизбежно привело к конфликту, где переплелись борьба за власть и война мировоззрений. Низариты в европейской традиции известны как ассасины — террористы и наемные убийцы. Главную интригу во внешней истории низаритов составляли политические убийства. С попыткой объяснить поведение ассасинов связана и знаменитая легенда о Горном Старце, известная в изложении Марко Поло (Марко Поло, с. 70-72). Как показал Дж. Ходжсон, легенда о райском саде в горной долине, где ассасины наслаждались с девами, перед тем как отправиться на убийство по приказу Горного Старца, — это сюжет персидского приключенческого романа14. Истинная драма низаритов заключалась в их духовном поиске, на практике вылившемся в создание жесткой иерархической структуры. Низариты отгородились от мира. Горный ландшафт Кухистана идеально подходил для этих целей.
Аламут, центральный опорный пункт мятежников, находился в труднодоступной пересеченной местности. Географ Казвини в «Атаре» говорит, что весь Рудбар — это скалы и
деревья. Просуществовав более 150 лет, государство исмаили- тов было уничтожено монголами в 1256 г. На самом деле прошли годы, пока монголам удалось захватить все горные крепости исмаилитов.
В географическом сочинении ал-Бакуви, законченном в начале XV в., сведения бб интересующей нас крепости запаздывают на триста-четыреста лет. Ал-Бакуви помнит о знаменитом прошлом этих мест и ничего не говорит о настоящем.
«Аламут, долгота — 85°37', широта — 36°2Г, — укрепленная крепость на вершине горы в области Рудбар, между Казви- ном и морем ал-Хазар. Вокруг нее — низины, [почему и] невозможно установить против нее катапульты, а стрелы до нее не долетают. Здесь резиденция владыки исмаилитов. Отсюда происходит ал-Хасан ас-Саббах, проповедник батинитства. Он был сведущим в мудрости, звездах, геометрии и магии. Низам ал-Мулк почитал его за его достоинства» (ал-Бакуви. IV. 15).
В книге южносунского чиновника Чжоу Цюй-фэя «За хребтами. Вместо ответов» (1178), в разделе «Иноземные страны», говорится о стране Мэйлугудунь. Поскольку ее особенностью являются крепостные башни, я полагаю, что речь идет о Кухистане, территории ассасинов. «Есть страна Мэйлугудунь. Живут за крепостными стенами в семь рядов, которые еще в древности были сложены из больших черных и блестящих валунов. Каждая из стен отстоит от другой на 1000 шагов. Есть 300 с лишним иноземных башен. Внутри высота одной башни — 80 чжанова. Внутри имеется 360 помещений. Все люди обматывают головы, обвязывают шеи. В холода из шерсти разных цветов изготовляют одежду. Из мяса и муки приготовляют пищу. Из золота и серебра изготовляют деньги. Как говорят, рулоны ткани из шелка-сырца, розовая вода, цветы [растения] чжицзы, камень мисо, бура — все это там производится» (Чжоу Цюй-фэй. III. 2).
В восприятии китайцев рассказы о низаритах выглядят как еще одна диковинка о западных странах. Стремление низаритов замкнуться в своем духовном универсуме для внешних наблюдателей вылилось в поразительную картину города, окруженного семью стенами. Эти мифические стены сложены из черных и блестящих валунов.
а Чжан — мера длины 3,12 м.
Игра случая
В римском хорографическом трактате III в. н. э. утверждается: «В Сагарисе родится камень, который называют саморезом; ведь его находят с уже вырезанным на нем изображением Матери Богов. Найти его трудно, и если его найдет кто-нибудь из резчиков, то он не удивляется, но с радостью смотрит на чудесную находку» (Лжеплутарх. О реках. 12. 2). Если принять на веру это сообщение, то речь может идти об агате, пейзажном халцедоне. Эти камни с полным на то основанием воспринимались как «чудеса природы». Таких чудес мне видеть не приходилось. Могу сослаться лишь на цветные фотографии пейзажного известняка в альбоме «Минералы мира», их сопровождает такой комментарий: «Вкрапления железа или марганца иногда образуют в горных породах причудливые узоры. Их можно сравнить с фантастическим пейзажем японских художников»15. В коллекции Роже Кайуа хранилась яшма, которой продавец дал единственно возможное название «Солнцепоклонница», странное творение природы, геологическая головоломка, каменное наваждение, избавиться от него можно, лишь убедив себя в том, что все эти цветные пятна выстраиваются в картину, некогда уже созданную художником и случайно подсмотренную писателем16.
Лжеплутарха современные исследователи обвиняют в беззастенчивом вымысле (вся его вина в том, что он не пересказывает древние мифы, а сочиняет новые, дополняя их рассказами о диковинных растениях и камнях). Сведения о камне с изображением Матери Богов, скорее всего, пародия на аналогичные сообщения, например, у Плиния: «Про паросские каменоломни рассказывают чудо: когда однажды рубщики выломали клиньями глыбу камня, с обратной стороны оказалось изображение силена»17. Цицерон к подобной истории отнесся скептически: «Произвольно брошенные на доску краски могут обрисовать черты человеческого лица. Но неужели ты считаешь, что и красоту Венеры Косской также можно получить произвольным разбрызгиванием красок? (...) Карнеад выдумал, что в хиосских каменоломнях обнаружили голову паниска. Верю, что нечто похожее нашли, но уж, наверно, не такое, чтобы его можно было признать творением Скопаса» (Цицерон. О дивинации. I. 23).
Загадка камней, в которых можно различить тот или иной сюжет, волновала, как я уже сказал, Роже Кайуа, рационалиста, ставшего мистиком. В эссэ «Миражи» он дает психологическую разгадку: «При созерцании картины, зрелища, да и любого объекта, представшего перед глазами, чаще, чем кажется, устанавливается компромисс между ощущением и тем, что привносят, дополняя и корректируя его, смутные воспоминания, мгновенные догадки ума или игра воображения. Даже фотография не составляет исключения. При малейшем озадачивающем отклонении требуется ключ, который придаст образу прочность, незыблемость. Достаточно, чтобы на снимке был изображен предмет, странный сам по себе или вследствие непривычного ракурса, в котором фотограф решил его показать, — и разум спешит заполнить образовавшуюся брешь, то есть подавить свое удивление. Моментально включается интерпретация — рассудочная или импульсивная, которая, впрочем, не столько угадывает, сколько пассивно чему-то поддается»18. Самым знаменитым в средиземноморской традиции является описанный Плинием Пирров агат, в котором распознают Аполлона, играющего на лире в окружении девяти муз со свойственными каждой из них атрибутами, попавших внутрь камня без какого-либо вмешательства искусства.
В срезах ландшафтного халцедона порой обнаруживаются удивительные картины. Именно об этом говорит Плиний: индийские агаты «воспроизводят облик рек, лесов, вьючных животных, а также колесницы, фигурки и убранство коней» (Плиний. XXXVII. 54). О природных изображениях на агате говорится в поэме Марбода Реннского, пересказывающего сведения Плиния:
Камень агат, как считают, впервые был обнаружен
На берегах той реки, что такое же носит названье.
Он, драгоценный такой, достигает брегов Сицилийских.
Пусть он и черен, однако в окружии белых полосок;
Камень, считают, с рожденья содержит различные виды:
Ибо поверхность его от природы имеет прожилки,
То очертанья царей, то богов представляя обличья.
Пирр, царь Эпира, носил агат, сообщают, на пальце, —
Плоскость его представляла всех муз девяти очертанья,
А в середине стоял Аполлон, на кифаре играя:
Дивно сказать, — то природы творение здесь, не искусства. Камень, но схожий с кораллом, привозится с острова Крита; Ярко-шафранные жилки поверхность его покрывают.
Яд скорпиона он гонит и тот, что вливает гадюка.
Инд порождает агат, представляющий разные виды:
То он являет листву, то свирепых зверей очертанья.
Марбод Реннский. Лапидарий. 2
Агат — название, прилагаемое к полосатым разновидностям халцедона, прослойки которого контрастны по цвету, например серо-голубые и белые. Различно окрашенные слои агата отличаются чрезвычайной нежностью и тонкостью узора. Как правило, этот минерал прозрачен. По характеру расположения различно окрашенных слоев и по образуемому ими узору различают несколько разновидностей агата. Ал-Бируни сообщает о редких агатах. «Говорит Наср: заменой ониксу служит жилковатый агат (му‘аррак). (...) Жилки его тонки, как волос; они смешанных цветов — черного, красного и белого; иногда на них встречаются рисунки деревьев и животных. И рассказывают об этой разновидности со слов торговцев драгоценностями (а я думаю, что рассказчик — ал-Кинди, который видел ее сам). Такое [смешение цветов] происходит потому, что камни этой разновидности составлены из однородного вещества различной окраски. [Отдельные слои] его соединены различными способами, как будто они были расположены [правильными] рядами, но затем не остались [в этом положении]. Их [как будто] мяли и растягивали, пока они не приняли вид и форму; и случается, что во время раскалывания и шлифовки в них обнаруживаются удивительные и неожиданные изображения» (ал-Бируни. Минералогия, с. 164).
В 1403 г. испанские послы, направлявшиеся ко двору Тимура, прибыли морем в Константинополь и удостоились чести увидеть святыни и церкви знаменитого города. В храме Св. Софии послам показали истинное чудо — каменную плиту с нерукотворным рисунком. Вот какое впечатление она произвела на Руи Гонсалеса де Клавихо: «Верхние хоры и их своды покрыты мозаикой, очень красивой и искусной. На одной из стен этих ходов, как поднимаешься наверх, прямо слева, вделана в стену между других огромная белая плита, на которой сами по себе, без участия живописца или ваятеля, появились изображения [с одной стороны] пресвятой девы Марии с Господом нашим Иисусом Христом на святых руках и с другой — преславного Предтечи его, святого Иоанна Крестителя; а эти изображения, как я уже сказал, не были ни нарисованы, ни написаны какой-либо краской, ни высечены, а сделались сами по себе, так как сам камень родился таким, со знаками и прожилками, которые хорошо видны, и сами собой образовались на нем эти изображения. Говорят, что когда этот камень был обработан и привезен, чтобы быть поставленным в этом священном месте, то заметили на нем эти удивительные святые изображения. И увидев это таинственное и великое чудо, привезли этот камень сюда, так как эта церковь должна была быть главной в городе. Эти изображения казались как бы подернутыми слабой дымкой, подобной легкому покрывалу, при ясном небе среди облаков. И это тем более удивительно, что представляется чем-то возвышенным, что Господь Бог хотел показать» (Руи Гонсалес де Клавихо, с. 39-40).
Странно, что никто из современников Руи Гонсалеса де Клавихо не перепроверил сведений об удивительном изображении. И почему на эту тему молчат другие паломники?
В книге турецкого архитектора и любителя древностей Джелал Ассад-бея (1907), посвященной памятникам Константинополя, при описании собора Св. Софии затрагивается интересующая нас тема: «Нартекс (сводчатая галерея) имел 60 метров длины и 10 ширины. Стены его были украшены, как и внутренности корабля, разноцветным мрамором с симметрично разбросанными по нему пятнами. Благодаря этому казалось, что мрамор был из одной глыбы, и это представляло декоративный рисунок поразительной красоты. Антониадис в недавно напечатанном интересном труде о Св. Софии доказывает, что, будучи несколько мистически настроенным, можно найти там лики и изображения святых»19. Видимо, испанский посол и был таким зрителем.
Песчаное море
Царство пресвитера Иоанна обширно, земли полны чудес, а границы непреодолимы. Песчаное море к чудесам не отнесешь, поскольку это всего лишь безводная пустыня. Однако в послании говорится, что у берегов Песчаного моря водятся вкусные рыбы. Рыбы, чувствующие себя вольготно в песке, скорее всего, элемент абсурда, сочетание несочетаемого, хотя известна ящерица (сцинк аптечный), которую не без основания считали «песчаной рыбой». Она превосходно приспособлена для передвижения в толще сыпучего песка. Вот как она описывается в персидской космографии: «На востоке есть рыба. Живет она в песках. Воды там нет. Рыбу называют ба- лиг. У мужчин, поевших этой рыбы, возрастает вожделение и возбуждаются нервы. Женщины от этой рыбы толстеют, а во время полового акта удовлетворить их невозможно» (Чудеса мира. 330). Византийский историк Никита Хониат повествует, что император Андроник Комнин (1183-1185) для увеличения аппетита и страсти питался сцинками, которых знатоки признавали несъедобными.
О том, как выглядело Песчаное море, рассказывают многие средневековые путешественники. Вот что сообщает На- сир-и Хусрау: от Исфахана к Нишапуру «по дороге мы видели большое пространство, покрытое зыбучими песками; кто собьется с пути, тот не сможет выбраться из этих песков и погибает там» (Насир-и Хусрау. Сафар-наме, с. 200). Брат Одо- рик, странствуя по Персии, пришел в город Йезд. «От Геста день пути до Песчаного моря. Море же это злое и диковинное. Никто из нас не отваживался ходить по нему, и все оно сплошной сухой песок, без капли влаги, а в бурю волнуется, как истинное море, и ходят по нему волны, подобные морским; бесчисленное множество людей поглотили эти пески, и в песках тонут они и находят себе могилу. А ветер, смотря по тому, откуда он дует, навевает то там, то тут целые горы этого песка»20. Миссионер Иордан де Северак (1328) сообщает о песчаных местностях Персии: «Здесь, людям назло, множество песчаных гор, и когда дует ветер, пески текут словно вода из запруды» (Иордан де Северак, с. 139). Таким образом, Песчаное море — одна из реалий средневековой географии21.
Борьбу с движущимися песками необходимо было вести в одном лишь Афганистане, где и развилась особая наука, занимавшаяся этим вопросом. Вся страна состояла из песка, а ветры дули с неслыханной силой и постоянством. Так, в 970 г. главная мечеть столицы Афганистана Заранджа была полностью занесена песком и над городом нависла серьезная опасность, если бы какой-то человек за сумму в 20 тысяч дирхемов не изменил направление ветра. Так рассказал об этом Ибн Хаукалу один путешественник, прибывший оттуда. Однако он узнал также и еще кое-какие подробности: когда люди хотят там прогнать песок, не сгоняя его при этом на соседние земли, они сооружают стену из дерева и хвороста достаточной высоты, чтобы задержать песок, и в нижней части стены оставляют отверстие. В это отверстие врывается ветер, песок вздымается столбом, как волна во время бури, и уносится ввысь, исчезая из поля зрения, туда, где он им уже не вредит22.
В послании пресвитера Иоанна истинным чудом является река камней, впадающая в Песчаное море. Камни катятся по безводному руслу и исчезают в морских песках. Каменную реку перейти невозможно, но самым загадочным образом в какие-то дни недели переход доступен. Ключ к разгадке следует искать в предании о десяти племенах иудейских, считавшихся, согласно легендарной традиции, потерянными. Они жили в полном спокойствии под защитой своего Бога, отделившего их от суетного мира непреодолимой преградой в виде каменной реки. В послании же говорится, что иногда река преодолима, а обитающие за ней иудеи только воображают, что они свободны, а на самом деле они подданные пресвитера Иоанна. В переделке легендарного сюжета и заключена интрига рассматриваемого сюжета.
«В нашей земле есть некое море безводное, только песок движется в нем и поднимаются волны, как на море; оно никогда не бывает спокойно. Это море никаким образом нельзя пройти. Хотя воды в нем нет, но около берега, принадлежащего нам, водятся различные породы рыб, весьма приятных для еды, и нигде в другом месте не встречающихся. На расстоянии трех дней пути от этого моря находятся некие горы, из которых вытекает каменная река, также без воды, и течет она по нашей земле до песчаного моря, и после того как река дойдет до моря, то камни эти пропадают и не показываются более. Пока река в движении, никто не может ее перейти, и только четыре дня в неделю переход бывает доступен. (...) По ту сторону этой каменной реки живут десять колен иудейских, которые, хотя и воображают, что имеют самостоятельное управление, однако они наши подданные и платят нам дань» (Сказание об Индийском царстве, с. 129-131).
Вернемся к тайне реки камней. В послании пресвитера Иоанна обыгрывается иудейское предание о реке Сабатион. В свое время Иосиф Флавий писал о необычной реке в Сирии. «Она протекает по границе между Аркеей в царстве Агриппы и Рафанеей и обладает удивительным свойством. Многоводная, пока течет, и быстрая в своем струении, она полностью иссякает сроком на шесть дней и открывает глазам зрителя сухое русло. Затем, словно ничего такого и не происходило, на седьмой день она продолжает течь, и такого порядка река в точности придерживается всегда, отчего и называется Субботней, получив свое имя от священного седьмого дня евреев» (Иосиф Флавий. Иудейская война. VII. 5. 1). В этом описании перепутано решительно все. В субботу, день покоя, согласно преданию, движение воды в реке должно было замирать, а в остальные дни недели воды текли обычным образом23. Иосиф Флавий рисует строго обратную картину, что выглядит необъяснимой ошибкой. В средневековой версии этого предания, изложенной Эльдадом Данитом (IX в.), в реке движутся только камни и песок. В субботу движение прекращается, а вдоль берега реки вспыхивает огонь или опускается облако. Дело в том, что эту реку никому не суждено перейти.
«Еще и потомки нашего великого учителя Моисея живут близ реки, по имени Шабатион, называемой так потому, что они вышли из земли израильской и [поселились там, где] река их окружает; инородцы зовут ее Сабатион. Река эта обнимает пространство трехмесячной ходьбы в длину и ширину. И они живут в домах, дворцах и башнях и у них нет ничего нечистого: ни птиц, ни животных (нечистых), ни собак, ни волков, ни хищных зверей, ни мух, ни блох, ни вшей, ни ворон, ни скорпионов, ни змей, ни лисиц, ни львов, ни леопардов; одни только овцы и рогатый скот; овцы у них родятся по два раза в год. Дети Моисея там сеют и жнут, и у них произрастают всевозможные в мире виды плодов; также горох, огурцы, тыквы, лук и чеснок. Они очень набожны, сведущи в Св. Писании, Миш- не и Талмуде, и когда учат, то обыкновенно говорят: „Так сказал Иисус, сын Навина, [слышанное] из уст Всесильного44; о других же ученых не упоминают и их не знают. Кроме священного языка, они никакого другого не знают. У них имеются уставы о запрещенном вине3, о резании скота и о трефеь, и они соблюдаются гораздо строже, чем по учению соферимс, ибо Моисей требовал [в отношении пищи] возможно большей осторожности. Дети Моисея все чисты, праведны и набожны; никогда не клянутся именем Божиим, а если услышат от ко- го-либо подобную клятву, то говорят ему: „Невежда, зачем ты клянешься великим именем Божьим? И как ты осмелился произнести это имя твоими устами? Ведь это не хлеб, что ты ешь, не вода, что ты пьешь, и тебе нет никакого удовольствия от произношения этого имени всуе. Ступай взгляни: за клятву [отцов] дети в младенчестве умирают". Бене-Моше вообще люди верующие, набожные и живут очень долго, около ста двадцати лет, и сыновья не умирают при жизни родителей, а отцы при жизни своей видят детей и внуков до третьего и четвертого поколения. Они сеют и жнут, и мальчики их пасут скот в поле, на расстоянии нескольких дней пути, и ничего не боятся: ни диких зверей, ни нечистых сил и вообще никакого несчастного приключения в мире, потому что они святы, чисты, праведны и набожны, соблюдают в святости закон Моисея; поэтому Господь и даровал им все эти блага. Они живут особняком и не видят никого из посторонних, и никто их не видит, кроме только четырех колен, живущих с ними в соседстве, по ту сторону реки Куш, и от которых река Саба- тион их отделяет. Они те, о которых говорится: „Скажи узникам: выходите и находящимся во тьме: покажитесь*^. У них очень много золота; они сеют лен, разводят шелковичных червей и из шелка их делают красивые платья. Их вдвое более чем было евреев, выведенных из Египта. О четырех же коленах сказано: „Горе земле, осеняемой крыльями и лежащей по ту сторону рек эфиопских“е. Ширина реки Сабатион двести двадцать локтей, или расстояние выстрела из лука. Река наполнена песком и камнями и шум ее слышен очень далеко.