Особенности российской государственно-общественной модели социальной помощи середины XIX – начала XX вв.
Мы рассмотрели деятельность российских институтов- субъектов помощи и отметили их характерные особенности. Теперь выявим особенности российской государственно-общественной модели социальной помощи.
Европейские буржуазные революции XVII-XVIII вв. способствовали становлению общества нового типа: капиталистического, демократического, с рыночной экономикой и парламентскими политическими системами. Формирующееся гражданское общество уже не являлось объектом политического управления власти, а выступало как относительно автономная сфера спонтанного социального взаимодействия. Это обусловило и характерные особенности европейских государственно-общественных моделей социальной помощи с доминантами прав и свобод, самоуправления, личной ответственности и национальной солидарности.
В России абсолютная монархия обусловила такие особенности модели социальной помощи, как централизация, иерархичность, властный надзор, сословность, сдерживание развития самоуправляемых структур и т. п.
Либеральные реформы Александра II внесли значительные изменения в общественную жизнь, дали возможность самореализации гражданских инициатив в сфере социальной помощи. Но демократизации общественных отношений по европейскому типу не происходило, процесс формирования гражданского общества шел медленно и тяжело.
Власть осознавала, что демократизация общества неизбежно, как и во всем мире, приведет к децентрализации власти, ослаблению административной иерархии и ограничению монархии, усилит центробежные устремления. Поэтому демократические преобразования шли трудно, тормозились самодержавием.
Тем не менее российская государственно-общественная модель социальной помощи развивалась в основном в том же русле, что и европейская, и в целом соответствовала ей в аспекте подходов, способов, форм и механизмов социальной помощи.
В то же время в силу действия национальных социально- экономических факторов российская социальная помощь имела немало характерных особенностей. Среди них абсолютистская модель государственного устройства, замедленное развитие капиталистических отношений и гражданского общества в России, в основном аграрный характер жизни населения и экономики страны, сословная структура общества, отсутствие гражданских прав и свобод европейского типа, более низкий уровень жизни населения и т. п.
Доктрина государственно-общественной помощи в России формировалась в особом идеологическом контексте. Она не содержала концептов прав и обязанностей субъектно-объектных отношений помощи, так как гражданские права и свободы европейского типа в России отсутствовали. Не было в ней и буржуазных постулатов личной ответственности, соединенных с идеологией национальной солидарности. Российское общество было традиционным, жило по принципам общинности, коллективизма и соборности, что предопределяло общественный, коллективный характер национальной доктрины помощи.
В России отсутствовало гарантированное право на властную социальную помощь. При наличии нормативно-правовой базы сами нормы, стандарты, категории объектов для обязательного призрения законом установлены не были. Не были разграничены сферы полномочий и ответственности, экономические основы государственных (властных) и негосударственных институтов-субъектов социальной помощи.
Субъекты социальной помощи органов местного самоуправления, самоуправляемых структур гражданского общества сформировались поздно, и развитие их шло медленно. Сфера социальной помощи была излишне централизована и бюрократизирована.
Российская система социальной помощи также отличалась неразвитостью корпоративных институтов-субъектов помощи, что было обусловлено отсутствием традиций и опыта их деятельности, низким уровнем урбанизации, а также государственной социальной политикой.
Самодеятельные (самоуправляемые) организации взаимопомощи: пенсионные, вдовьи, сиротские кассы, общества помощи, дешевого кредита и другие, получившие широкое распространение за рубежом, в России только начинали развиваться.
В то же время можно отметить высокий уровень и универсальность системы помощи государственным военным и гражданским служащим как сословно-корпоративной системы защиты их социального положения.
Также характерными особенностями российской системы социальной помощи были:
• значительная роль традиционных форм социальной помощи (общинных и семейных), их большой вес в общественных отношениях поддержания социального положения;
• важная роль государства и “прогосударственных” благотворительных организаций в формировании отношений благотворительности в России;
• в целом высокий уровень развития организованной благотворительности;
• реализация властной помощи посредством как государственных субъектов (приказы общественного призрения), так и субъектов органов местного самоуправления (земского и городского) одновременно, и т. п.
Институт социальной работы как профессионального вида деятельности по оказанию социальной помощи начал оформляться в период петровских реформ. На его формирование большое влияние оказали западноевропейские системы организации властной помощи.
Профессиональные работники в течение столетия появляются не только в государственных госпиталях, приютах, богадельнях, лечебницах, но и на предприятиях горнозаводской промышленности и в благотворительных учреждениях. В круг их обязанностей входят организация и непосредственное оказание социальной помощи (выдача денежных пособий и продуктов, одежды, предоставление питания, трудовая помощь и т. п.), а также социальных услуг в учреждениях различных форм собственности.
Ведется социальная работа и на парапрофессиональной (добровольческой) основе. Это добровольцы религиозных конфессий, благотворительных организаций, а также волонтеры, работающие во властных социальных учреждениях без оплаты труда.
Существующая система социальной помощи резко критиковались современники за слабую организованность взаимодействия институтов-субъектов помощи, отсутствие единого организационно-методического центра, координирующего все отношения социальной помощи. Так, собравшиеся в 1910 г. на I Съезд русских деятелей по общественному и частному призрению отмечали, что в России отсутствует всякая планомерность в деле организации общественного призрения и нет единства и соразмерности в расходах государства, органов местного самоуправления и общества. Отмеченные недостатки планировалось исправлять, а отношения социальной помощи совершенствовать в направлении обязательности и системности. События 1917 г. надолго прервали российскую историю государственно-общественной социальной помощи.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие изменения в сфере отношений властной социальной помощи происходят в связи с реформами Петра I?
2. Почему в системе социальной помощи России доминировали учреждения?
3. Сравните земскую и приказную системы социальной помощи. Какая более эффективна?
4. Докажите, что формы и способы поддержки в рамках сельской общины были обусловлены общинным характером труда.
5. В чем причины ограниченного развития общественных религиозно-благотворительных организаций в России?
6. Почему отношения корпоративной помощи в России не получили европейского уровня развития?
7. Назовите основные черты российской благотворительности.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Система социальной помощи для государственных военных и гражданских служащих, как пример корпоративно-сословного подхода государственной поддержки.
2. Милостыня и нищенство в России. Оценка феноменов и факторов воспроизводства.
3. Модель государственного призрения XIX в.: достоинства и недостатки.
4. Перспективы сельской общины в XX в. как института- субъекта социальной помощи.
5. Экономические основы властной (государственной) и негосударственной социальной помощи: общее и особенное.
6. Русская православная церковь: трансформация положения в обществе и ее результаты для конфессиональной помощи.
7. Российская система корпоративной помощи как система социальной помощи на предприятии. Историческая преемственность.
8. Общественно-экономическое состояние России как фактор, определивший особые формы благотворительности.
Литература
Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования: В 3 т. – СПб., 1907.
Благотворительные учреждения Российской империи. – СПб., 1900.
Григорьев А. Д. История социальной работы: Учеб. пособие / A. Д. Григорьев. – Минск: Тетра Системс, 2006.
История России: С начала XVIII в. до конца XIX в. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: ACT, 2001.
Ключевский В. С. Сочинения: В 9 т. / В. С. Ключевский. – М., 1987.
Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2002.
Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д, 2006.
Ширшов В. Д. История социальной работы: Учеб. пособие / B. Д. Ширшов. – Екатеринбург, 2005.
Заключение
Мы рассмотрели возникновение и развитие отношений социальной помощи, ее эволюцию в контексте господствовавших способа производства и общественных отношений. Это позволяет сделать некоторые обобщающие выводы.
Социальная помощь возникает в первобытно-общинном обществе на стадии расцвета родоплеменных отношений (высшей ступени варварства). Ее появление было подготовлено господствовавшими в роду отношениями взаимопомощи как социального механизма, обеспечивающего всю жизнедеятельность древнего человека в условиях естественного отбора. Продолжали свою историю те племена, которые более успешно использовали взаимодействие, взаимопомощь. Но взаимная помощь существовала как отношения между равными субъектами, а не между сильным и слабым. Помощь слабым, содержание иждивенцев архаичное общество позволить себе не могло.
Ситуация начинает меняться по мере развития производственных отношений. Появляются некоторые излишки производства, которые в силу неразвитости хозяйственных отношений не могли быть обращены в сокровища и принадлежали всему роду. Появляется возможность перераспределения излишков внутри рода как материальное условие возникновения отношений социальной помощи.
Развитие религиозных представлений, реализующихся в сакрально-групповых формах, объективно было направлено на сохранение родового пространства. Особенности культовых обрядов предполагали помощь сородичам, в большей степени это было угощение, связанное с тризнами, языческими праздниками, различными обрядами, что постепенно становится частью социокультуры древнего общества.
Таким образом, появившиеся материальные возможности (условия) развития отношений помощи совпадают с оформившимися осознанными потребностями в этих отношениях, что и обеспечивает воспроизводство социальной помощи.
В рабовладельческом обществе наблюдаются принципиально иные отношения и система социальной помощи, соответствующие изменившимся производительным силам и производственным отношениям. Возникает государственная социальная помощь и филантропия (благотворительность).
Появление в рабовладельческий период сильного государства, способного собирать принудительные взносы – налоги, нового фактора производства – рабского труда, дальнейшее развитие ремесла и торговли обеспечили материальные предпосылки функционирования новых отношений социальной помощи. Впервые в истории человечества появляются узаконенные обязательства государства и права свободных граждан в отношении социальной помощи. Она начинает носить систематический и организованный характер.
Появляется социальная работа как вид профессиональной деятельности, практическая сторона отношений социальной помощи. Система социальной защиты рабовладельческого строя становится многосубъектной, с полиформизмом экономических основ, что обеспечивает ее устойчивость в конкретно-исторических условиях.
Рабовладельческая общественно-экономическая формация приходит в упадок и сменяется феодальной. На продолжительное время отношения помощи уходят в семью, общину и церковь.
Производственные отношения этого периода были способны обеспечить лишь простое воспроизводство. Голод, эпидемии, междоусобные войны разоряли и уничтожали население. Надежды на лучшее у большинства неразрывно связывались с христианскими догматами.
В период Средневековья происходит стремительное усиление церкви и развитие конфессиональных форм помощи. Церковь не только представляла господствующую идеологию, побуждающую к милосердию (социальной помощи), но и как более сильный институт общества генерировала доминирующий вид помощи – конфессиональное милосердие.
Оторванные от общинных корней и лишенные поддержки в рамках рода жители средневековых городов, в основном ремесленники и торговцы, стали создавать системы взаимопомощи в своих объединениях: гильдиях и цехах. Осознание невозможности в одиночку противостоять социальным рискам приводит к коллективным, групповым формам самозащиты в рамках территориально-профессиональных образований с опорой на собственные экономические ресурсы, аккумулируемые в корпоративных фондах. Так появляется корпоративная социальная помощь.
Государство начинает системно действовать в сфере социальной помощи лишь к XVI в. До этого можно отметить спорадические, единичные факты властной помощи по случаю: в период голода, эпидемий, стихийных бедствий и т. п. В XVI-XVIII вв. в европейских государствах возникает система государственной помощи, включающая правовую, ресурсную базы, организационную структуру. Определяются подходы власти к объектам помощи, совершенствуются формы и инструменты социальной работы.
В это время получает свое дальнейшее развитие социальная работа как профессиональный вид деятельности, на практике реализующий государственные гарантии социальной помощи.
Таким образом, социальная работа расширяет формы своей реализации – отныне она перестает быть прерогативой конфессионального милосердия и генерируется: благотворительностью, властью, корпоративными и коммерческими структурами.
Установление капиталистического способа производства, изменившиеся общественно-экономические отношения, возникновение нового состава рисков социального положения, социальных по своему характеру, обусловили трансформацию институтов-субъектов социальной помощи в XVIII-XIX вв.
Общество формирует новую модель системы социальной помощи, адекватную капиталистическим общественным отношениям и генерируемым ими социальным рискам социального положения, государственно-общественную по своей природе. Она объединяет в деле социальной помощи усилия власти и общества.
Усиление государства, укрепление его экономических основ, возросшая ответственность за социальную стабильность и устойчивость общества позволили осуществлять законное и обязательное перераспределение общественного продукта на цели социальной помощи, создать структуру властной социальной помощи, а саму помощь сделать организованной, системной.
Вторая половина XIX в. знаменуется оформлением гражданского общества, что дает сильный импульс развитию негосударственных институтов социальной помощи, таких как организованная (институциональная), конфессиональная и светская благотворительность, профессионально-групповые (корпоративные) объединения.
Наряду с традиционными институтами-субъектами помощи (семья, религиозные конфессии, сельские общины), они составляют активную часть системы помощи капиталистического общества.
С возникновением социального страхования как самостоятельного социального института, нацеленного на предотвращение бедности экономически активного, трудозанятого населения, система социальной помощи модернизируется. Она в большей мере концентрирует свое воздействие на нетрудоспособном населении, малоимущих гражданах, находящихся в трудной жизненной ситуации, противодействует рискам случайным, индивидуальным, не охваченным системой обязательного социального страхования.
Социальная помощь, по своей природе в значительной мере обусловлена взаимосвязью различных этапов человеческого труда в рамках его разделения и кооперации. С развитием общественно-экономических отношений она дает начало отношениям социальной взаимопомощи – социальной солидарности.
Таким образом, выйдя за рамки исключительно межличностных взаимоотношений, взаимопомощь во всех ее проявлениях стала обязательным фактором удовлетворения общественных потребностей и интересов.
Эволюционные изменения социальной помощи обусловлены трансформациями в сфере общественного производства. Развиваясь, производственные отношения изменяют и отношения общественные. Новые общественные отношения требуют модернизации существующих социальных институтов и формируют новые.
Это в полной мере относится и к институтам-субъектам социальной помощи. Они начинают генерировать социальную помощь, соответствующую изменившимся потребностям и интересам общества, составу социальных рисков и угроз социальному положению. Так возникает новая модель социальной помощи со всей совокупностью институтов-субъектов, принципов и подходов, способов и механизмов отношений поддержки, отвечающая требованиям общества в данный исторический период его развития.
Дальнейшее изменение способа производства и общественных отношений вновь приводит к трансформации социальной помощи, формированию новой ее парадигмы.
Социальная помощь как часть общественных отношений всегда имела в своей основе социально-экономический факторы, которые создавали реальные условия ее воспроизводства в каждый конкретный исторический период.
Зародившись при первобытно-общинном строе, социальная помощь формируется как специальный социальный институт, реализующий поддержку особой части не способных к самообеспечению граждан, объективно нуждающихся в помощи общества. Она действует в интересах всего общества и отражает политические, социально-экономические, религиозные и иные предпочтения, нормы морали и социокультуру, господствующие в обществе в каждый конкретный исторический период его развития.