Русская культура 2-ой половины XIX века
Особенности:
- усилилось влияние революционного движения на культуру
- расцвет демократической русской культуры
- ведущий стиль в живописи и литературе — реализм
- особая роль интеллигенции
- социальная заострённость
- мировое признание некоторых достижений русской культуры
- Наука: Менделеев
- Музыка: Чайковский
- Литература: Тургенев. Толстой, Достоевский
Образование
- выросло число грамотных
- ослабели сословные перегородки
- появилось женское образование: женские гимназии, женские курсы(«Бесстужевские курсы»)
- воскресные школы для рабочих
- земские школы обучили 830 тысяч человек
- система гимназий и реальных училищ
- новые университеты(университет в Варшаве, Горный институт, Путей сообщения)
- открыты 80 музеев в провинции
- 1856 г. Третьяковская галерея
- 1872 г. Исторический музей
- 1898 г. Русский музей
- открыта «Румянцевская библиотека»
Наука и техника
Наука/отрасль | Деятель | Открытие |
Математика(предыдущая лекция) | ||
Физика | А.Столетов | Явление фотоэффекта |
П.Лебедев | Давление света на газы и твёрдые тела | |
Климатология | С.Макаров | |
Химия | Д.Менделеев | Периодический закон |
А.Бутлеров | Теория химического строения вещества | |
В.Вернадский | Исследование радиоактивности | |
Геология | И.Губкин | Исследование нефти |
Биология | И.Мечников | Сравнительная эмбриология, физиология |
И.Сечинов | Основы психологии | |
И.Павлов | Физиология пищеварения и высшей нервной деятельности | |
К.Темирязин | Фотосинтез | |
И.Мечурин | Новые сорта растений | |
География | С.Тень-Шаньский Пржевальский | Исследование центральной Азии |
Г.Потанин | Исследование Памира | |
Н.Миклухо-Маклай | Исследование Тихого океана | |
Медицина | С.Боткин | Исследование инфекционных болезней |
Н.Склифосовский | Антисептический метод | |
История | С.Соловьев | Истррия России в 29-ти томах |
В.Ключевский | Лекции по русской истории | |
П.Милюков | История культуры | |
Техника | П.Лодыгин П.Яблочков | Создание электролампы |
А.Можайский | Модель самолета | |
Н.Жуковский | Аэродинамическая труба | |
А.Попов | 1896 г. Радио |
Литература
Стиль в литературе — критический реализм. Появились новые темы и герои.
- И.Тургенев — нигилизм
- Н.Чернышевский — книга «Что делать?». Тема революционера борца
- Ф.Достоевский — социально-философские примеры нравственности
- Л.Толстой — картина дореформенной российской жизни, война и общество
- Н.Некрасов — тема бесправия народа
- А.Чехов — тема интеллигенции и тема мещанства
В 90-ые годы появился новый стиль — символизм
Архитектура
- многоэтажность
- промышленные здания
- разрушение ансамблей
- появились псевдостили(копирование ранних стилей): псевдорусский — копировал здания 17-ого века(Шервуд — Исторический музей, Чичагов — Городская дума)
Скульптура
- М.Микешин — памятник 1000-ию России в Новгороде
- М.Антокольский — Иван Грозный, Петр I
Живопись
- в живопись вошли политические сюжеты
- использование аллегорий(иносказаний)
1863 г. - бунт четырнадцати из академии художеств. Ушедшие из академии художники создали товарищество передвижных выставок
Стиль — критический реализм, особую роль играют картины на современные темы, во всех жанрах — национальная тема, большое влияние критика Стасова и мецената Третьякова.
Главные жанры:
- портрет
- батальная серия
- пейзаж
- картинка-эпопея
- В.Перов «Тройка»
- И.Крамской «Иисус в пустыне»
- Н.Ярошенко — остросоциальные сюжеты «Всюду жизнь», «Заключённые»
- В.Верещагин «Апофеоз войны»
- Лидер исторической живописи — В.Суриков. Темы: великие личности, переломные моменты истории. Примеры: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»
- Лидер русского реализма — И.Репин. Темы: «Портрет Мусоргского», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает собственного сына»
- Н.Ге «Петр и Алексей»
- Русский пейзаж: Ф.Васильев -романтический пейзаж, А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Шишкин «Перец русского леса»