Тема 4. История понятий и интеллектуальная история: в пространстве разума
Тематика занятий
Тема 1. Историческая антропология: что изменилось?
1) Всем прочитать пособие: Кром М.М. Историческая антропология. URL: http://www.countries.ru/library/antropology/krom/index.htm
2) Подготовка докладов:
а) Карло Гинзбург: опыты микроистории
Литература:
Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М.: РОССПЭН, 2000. 273 с. (в библиотеке кафедры)
Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы. Морфология и история / пер.с итал. и послесл. С. Козлова. М.: Новое изд-во, 2004.
Гинзбург К. Германская мифология и нацизм. Об одной старой книге Жоржа Дюмезиля // Новое литературное обозрение. 1998. №31. С. 73–93 (электронные версии всех журналов - http://magazines.russ.ru/).
Гинзбург К. Остранение: Предыстория одного литературного приема // Новое литературное обозрение. 2006. №80. С. 9–29.
Гинзбург К. Широты, рабы и Библия: опыт микроистории // Новое литературное обозрение. 2004. №65. С. 18–34.
Живов В. Об исторической науке у Карло Гинзбурга // Новое литературное обозрение. 2004. №65.
Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории: пер. с англ. и нем. / Европ. ун-т в СПб., Ин-т им. Макса Планка; ред.: М. Кром и др. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.
б) Натали Земон Дэвис: как писать биографию
Литература:
Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета ХVII века. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 400 с.
Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра. М.: Прогресс, 1990. 206 с.
Тема 2. Культурная история: чем она отличается от истории культуры
1) Всем прочитать статью: Бёрк П. Историческая антропология и новая культурная история // Новое литературное обозрение. 2005. №75. Электронная версия: URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ne5.html
2) Доклады:
а) Современное состояние культурной истории по П. Бёрку
На основе статьи П. Бёрка выбрать и представить несколько книг по культурной истории.
б) Культурологическая история Роберта Дарнтона
Литература:
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.
Дарнтон Р. Высокое Просвещение и литературные низы в предреволюционной Франции // НЛО. 1999. №37. http://magazines.russ.ru/nlo/1999/37/darnton.html
Дарнтон Р. Раннее информационное общество: новости и СМИ в XVIII веке в Париже // Вестник. Моск. ун-та. Серия 7, Философия. 2009. №3. С. 77-93.
Дарнтон Р. Читали Руссо откликаются.
URL: http://enlightment2005.narod.ru/papers/darn_rss.pdf
Тема 3. Гендерная история: время собирать камни
1) Всем прочитать материалы сайта http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm
(Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления; Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии; Чикалова И.Р.Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития; Юкина И.И. История женщин: новые перспективы)
2) Доклады:
а) История женщин в современной российской историографии (по материалам альманаха «Адам и Ева»)
Литература:
Зверева Г.И. «Чужое, своё, другое...»: феминистские и гендерные концепты в интеллектуальной культуре постсоветской России http://www.gender-ehu.org/files/File/Zvereva.pdf
б) Гендерная история и история женщин в творчестве Н.Л. Пушкарёвой
Литература:
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х – начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. 381 с.
Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой 1800–2000 : Материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002. 524 с.
Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины XVIII века. М.: Ломоносовъ, 2012. 202 с. Пушкарева Н.Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках // Пол и гендер в науках о человеке и обществе: материалы работы по проекту «Интеграция гендерных исследований в преподавание базовых социально-гуманитарных дисциплин высшей школы», 26-27 мая 2003 г., г. Тверь / под ред. В.И. Успенской. Тверь: Феминист-Пресс, 2005. С. 19–44.
Персональная страница Н.Л. Пушкарёвой < http://pushkareva.info >
Тема 4. История понятий и интеллектуальная история: в пространстве разума
1) Всем прочитать статьи Р. Козеллека «Социальная история и история понятий» и статью Н. Копосова «История понятий вчера и сегодня» (сборник «Исторические понятия и политические идеи в России XVI – XX века» / отв. ред. Н.Е. Копосов. СПб., 2006).
Сканы: http://www.gumchtenia.rggu.ru/binary/90492_53.1269259263.97025.PDF
http://www.gumchtenia.rggu.ru/binary/90492_48.1269259404.65289.PDF
2) Всем познакомиться с материалами сайта Российского общества интеллектуальной истории < http://roii.ru >
3) Каждому студенту сделать обзор одного выпуска альманаха «Диалог со временем» (вып. 29–37): охарактеризовать статьи в целом; изложить основные тезисы авторов; показать, в чём состоит специфика интеллектуальной истории.
Литература:
Интеллектуальная история / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. Вып. 2. 2006. 396 с.