Самые странные похоронные ритуалы
Многие экзотические похоронные традиции дожили до наших дней. Например, в некоторых областях Китая принято подвешивать гробы с усопшими к обрыву. В основном это практикуется, если умирают дети или представители высшего сословия. Считается, что таким образом душе будет легче отправиться в мир иной...
Жители Тибета устраивают так называемое небесное погребение. Тело усопшего расчленяют на части и выносят в горы, оставляя на съедение грифам. Этих хищных птиц считают Дакини, женскими воплощениями Будды. Дакини будто бы уносят души умерших на небо, где тем предстоит ожидать последующей реинкарнации в человеческом образе. Тело же, которое покинула душа, должно стать добычей для птиц, подобно тому, как Будда Шакьямуни когда-то накормил своей плотью ястреба, чтобы спасти голубя. Правда, «небесному погребению» не подлежат ламы, чьё тело так же священно, как и душа.
Представители индонезийского племени Торайя после кончины мумифицируют своих мёртвых, заворачивают их в ткань и помещают в усыпальницу или держат прямо в доме. Между физической смертью и погребением может пройти несколько лет. Всё это время идёт подготовка к завершающему ритуальному обряду. Умерший в это время считается «спящим». По поверьям, его душа ещё только готовится отправиться в страну духов. Когда местные шаманы сочтут, что он готов к этому пути, мёртвое тело несколько раз подбрасывают вверх, а потом кладут ногами на юг. После этого считается, что кончина наступила «официально». Хоронят мертвецов племени Торайя в открытых пещерах, причём покой их охраняют каменные изваяния — тау-тау.
Самую «дикую» похоронную традицию, пожалуй, соблюдают представители племени Яномамо, обитающего в отдельных районах Бразилии и Венесуэлы. Это племя живёт в изоляции от современного цивилизованного общества и всячески пытается оградить себя от влияния внешнего мира. Так вот, если там кто-то умирает, то родственники сначала сжигают его тело, а затем... съедают пепел. Зачем? Ну зачем, например, аборигены съели Кука? Ясно — чтобы лучшие качества покойника перешли к его близким! И, конечно, таким способом выражается почтение ушедшему из жизни...
Современная экзотика
И всё же похоронная культура со временем тоже изменяется, возникают новые традиции. В частности, это касается надписей на памятниках. У европейцев принято размещать на надгробиях эпитафии покойникам. В Болгарии, например, пишут на надгробных плитах чуть ли не подробные биографии. А вот у японцев информация об усопших считается делом слишком личным, и они размещают на надгробиях специальные QR-коды. При помощи мобильного телефона можно сосканировать оттуда сведения о том, кто здесь захоронен, включая даты жизни и смерти, эпитафию и даже изображение покойного...
Ещё в одном азиатском государстве — Тайвань — вот уже более 30 лет бытует традиция, согласно которой из похорон устраивается настоящее шоу с пением и танцами. Никаких церковных панихид и мрачной похоронной музыки, как в Европе! Всё действо проходит на свежем воздухе под зажигательные эстрадные ритмы. Таким образом, по местным верованиям, оказывается почёт умершему...
Но это ещё не всё! По желанию семьи усопшего (и обычно согласно его предсмертному пожеланию) на похороны приглашаются труженицы стриптиза. Полуголые танцовщицы прибывают на церемонию на залитом неоновым светом дизельном грузовике, так называемом Electric Flower Car, и прямо на нём устраивают эротические танцы перед участниками похорон, таким образом как бы выполняя роль плакальщиц, провожающих покойника в последний путь... За скромную плату можно также пригласить артисток и на поминки и даже попросить их станцевать полностью обнажёнными... Правда, властям это не нравится, и они подумывают о том, чтобы запретить подобное «надругательство» над похоронными обрядами.
Пожалуй, никто так много не думает о смерти, как жители Азии. Южнокорейская организация Coffin Academy (дословно — «Гробовая Академия») даже проводит семинары, на которых все желающие могут порепетировать собственную смерть, то есть провести некоторое время... в гробу. По словам представителей компании, это нередко помогает людям по-новому взглянуть на свою жизнь. Процедура очень популярна среди местных жителей.
Клиентам предстоит пролежать в фобу десять минут в специальной одежде. Как сообщает директор организации Чжун Джун, это даёт психотерапевтический эффект, позволяющий его клиентам достичь душевного спокойствия и изменить свой взгляд на жизнь. Сотрудники организации говорят, что люди приходят в Coffin Academy «умереть, чтобы научиться жить». Ведь из гроба окружающий мир выглядит совершенно по-иному.
Авторы методики надеются, что такого рода семинары помогут снизить процент самоубийств, который в этой южно-азиатской стране в последнее время катастрофически высок.
Культы смерти
Впрочем, практика «загробных» ритуалов гораздо шире, чем сфера похоронных традиций. Те или иные элементы и атрибуты, связанные со смертью, издавна использовались в магических обрядах самого разного толка.
« Книги мёртвых »
Древние египтяне помещали в гробницы так называемые Книги мёртвых, представляющие собой сборники гимнов, а также религиозных и магических текстов, которые должны были облегчить усопшему переход в потусторонний мир.
Название «Книга мёртвых» было дано египтологом Р.Лепсиусом, но её оригинальное наименование на древнеегипетском звучало как Рау ну пэрэт эм хэру — буквально это означает «Главы о выходе к свету дня». Помните эти строчки из «Божественной комедии» Данте:
И тот из вас, кто выйдет к свету дня,
Пусть честь мою излечит от извета,
Которым зависть ранила меня!
Наверное, не случайно великий итальянский поэт так писал: наверняка он был знаком с египетской «Книгой мёртвых», хотя бы обладал информацией о ней, иначе не смог бы провести читателя по кругам рая, ада и чистилища...
Сложно сказать, когда именно появилась первая «Книга мёртвых». Считается, что тексты её неоднократно переписывались и дополнялись на протяжении почти 5 тыс. лет. Первые записи делались прямо на стенах саркофагов, затем их стали переносить на листы папируса. Множество таких папирусов было обнаружено в захоронениях города Фивы, где были погребены в основном жрецы и члены их семей. Помимо текстов в них содержались рисунки, изображавшие различные этапы заупокойного ритуала и сцены загробной жизни.
Не менее знаменита «Тибетская книга мёртвых». Впрочем, оригинальное название этого буддийского текста — «Бардо Тодол» — «Освобождение в бардо посредством слушания». Согласно традиции тибетских буддистов, душа человека, начиная с момента физической смерти и до перехода в следующее воплощение (реинкарнацию), проходит ряд этапов — «бардо». Они и описываются в «Бардо Тодол». При этом для прохождения каждого этапа даётся ряд рекомендаций.
В Европе «Книга» стала известна в 1919 г., когда она впервые была переведена на английский оксфордским профессором У.И. Эванс-Венцем. Впоследствии появилось ещё множество переводов, а также комментарии к «Книге» знаменитого психолога К.Г. Юнга. Американский психолог Тимоти Лири даже подготовил на основании «Бардо Тодол» специальное руководство для проведения экспериментов с использованием психоделических препаратов.
Довольно часто в разных источниках упоминается книга «Некрономикон», якобы представляющая собой древний арабский манускрипт (другое название — «Аль-Азиф» — «Беседа демонов»), написанный неким Абдулом Альхазредом из Дамаска около 720 г. и содержавший своды заклинаний, при помощи которых можно было призвать древних тёмных божеств.
Первым из западных авторов о «Некрономиконе» упомянул Говард Лавкрафт в одном из своих рассказов, написанном в 1923 г. Он утверждал, что знакомство с этим сочинением из-за его оккультного содержания может представлять опасность для читающего или даже просто хранящего его у себя.
Как сообщает Лавкрафт, название «Некрономикон» (букв. «Воплощение закона мёртвых») было дано православным учёным Теодором Филетом из Константинополя, который перевёл книгу на греческий в 950 г. В XIII в. датский филолог Оле Ворм перевёл рукопись на латынь. К тому времени арабский оригинал оказался утерян. В 1232 г. папа Григорий IX запретил распространение латинского перевода, но он издавался ещё дважды: в XV в. в Германии и в XVII в. — в Испании. Греческий же перевод, опубликованный в первой половине XVI в. в Италии, вероятно, погиб во время пожара, уничтожившего библиотеку Пикмена в Салеме, где он хранился. По словам Лавкрафта, ещё один экземпляр оказался у известного оккультиста Джона Ди, который перевёл книгу на английский. Но до нас этот перевод дошёл лишь в отрывках. Кроме того, экземпляры «Некрономикона» тайно хранятся в Британском музее, Национальной библиотеке Франции, библиотеке Гарвардского университета, Университете Буэнос-Айреса и других местах.
По одной из версий, писатель просто выдумал «Некрономикон», в чём позднее даже признался. Но многие считают, что книга реально существует. По мнению некоторых исследователей, Лавкрафт познакомился с этим сочинением благодаря своей жене Сони Грини, до замужества одной из последовательниц лидера сатанистов Алистера Кроули.
В качестве кандидатов на роль «Некрономикона» называют уже упомянутые древнеегипетскую и тибетскую «Книги мёртвых». Однако эти тексты не имеют ничего общего с демонизмом, которому якобы посвящена легендарная книга.
Ещё один вариант — рукопись под названием De vermis mysteriis, или «Тайны червя», которая якобы была записана в IV столетии римским легионером Терцием Сибелиусом со слов чернокожего мага по имени Талим. Около 1680 г. какой-то монах обнаружил этот манускрипт в библиотеке одного британского замка и привёз его в Рим. В 1932 г. книга была издана.
Более поздний возможный прообраз «Некрономикона» — «Пикатрикс» (арабск. «Гайят аль-Хаким») — книга по чёрной магии, написанная около 1000 г. Масламой ибн Ахмой аль-Магрититой. В 1256 г. она была переведена на латынь по просьбе кастильского короля Альфонсо Мудрого. Хотя в Средневековье эта книга была очень популярна, она считалась полузапретной.
Писатель и исследователь паранормального Колин Уилсон считал, что прототипом «Некрономикона» может быть и знаменитый «Манускрипт Войнича», который называют самой таинственной в мире книгой. Рукопись, содержащая непонятный шифр, рисунки и астрологические символы, была куплена в конце XVI в. чешским королём Рудольфом II. Монарх, увлекавшийся оккультизмом, приобрёл её у неизвестного торговца за 600 дукатов (по тем временам очень большая сумма). После смерти Рудольфа книга переходила по наследству к разным людям, среди которых были алхимики и учёные, а в конце XVII в. при загадочных обстоятельствах исчезла. В 1912 г. манускрипт возник вновь — на этот раз его купил американский книготорговец Вилфрид Войнич. Войнич завещал её в дар Йельскому университету. Многие исследователи бились над расшифровкой текстов средневековой рукописи, но безуспешно... Уилсон также является автором книги под названием Liber Logaeth, которая якобы является расшифровкой вариации «Некрономикона», хранившейся у Джона Ди. Между тем у Джона Ди действительно есть рукопись с таким названием, написанная на енохианском языке, но она не имеет никакого отношения к «Некрономикону».
Во второй половине XX столетия появилось ещё множество публикаций, которые выдавались за переводы «Некрономикона». Это, в частности, некий Grimoirium Imperium, «Некрономикон Симона», основанный на текстах шумерской мифологии, а также «Некрономикон Гигера», представляющий собой собрание картин швейцарского художника Ганса Гигера на «демоническую тематику». В 2009 г. переводчик, работавший под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, составил подборку текстов, озаглавленную «Некрономикон». Но понятно, что к настоящему «Некрономикону», если таковой существует, это произведение имеет весьма и весьма условное отношение.
Впрочем, маловероятно, что рукопись такого содержания окажется доступна широкому кругу читателей. Что же касается «Книг мёртвых», то это всё же не пособия по чёрной магии, а, скорее, исторические памятники.
Загробная магия
Если древнеегипетская мифология подробно описывает мир мёртвых и загробное путешествие души, то для древних иудеев тема смерти являлась «таме» — запретной. Согласно ветхозаветным табу, живой человек не должен был пытаться заглянуть за грань потустороннего, тайна смерти принадлежала одному лишь Богу...
Между тем для мира мёртвых существовало своё обозначение — «Шеол». Буквально оно означало: «земля вечного праха», «пропасть», «преисподняя», «яма», а также «гиблое место». По словам Иова, смерть — это место, откуда не возвращаются, «страна тьмы и сени смертной».
Всех, оказавшихся в Шеоле, ждёт участь «рефаим» — призраков. Но «рефаим» никак не связаны с Богом, их существование в стране мертвецов покрыто мраком.
Многие древние магические ритуалы трансформировались в табу, отражённые в законе Моисеевом. Так, в нём говорится об использовании очистительной воды, которой следует омывать предметы, связанные со смертью. Считалось, что вода эта исцеляет заразные заболевания, кожные недуги и даже проказу.
Популярностью пользовались «меонен» — прорицатели, получавшие информацию из загробного мира. Чаще всего они приводили себя в состояние транса, играя на музыкальных инструментах. Распространено было также гадание на внутренностях жертвенных животных.
Магию, связанную с загробным миром, часто называют некромантией. В переводе с древнегреческого этот термин буквально означает «гадание по мёртвым». Однако суть некромантии гораздо шире, чем получение информации о будущем. Вызывая при помощи различных манипуляций и заклинаний духов и демонов из царства мёртвых, некромант мог получать от них различные знания, а также могущество и защиту от злых сил.
Древнегреческие некроманты осуществляли свои ритуалы в святилищах божеств смерти — Аида и Персефоны, которые располагались, как правило, в пещерах, подземельях или близ горячих минеральных источников.
Считается, что некромантией «грешили» многие знаменитые оккультисты. В частности, называют имена доктора Фауста, алхимика Джона Ди, графа Калиостро (хотя последний проводил лишь относительно безобидные спиритические сеансы). Но гораздо чаще таких людей называли чернокнижниками, так как некромантия является лишь частью чёрной магии. Издавна верили, что при помощи общения с загробными сущностями можно навести на человека порчу или нанести ему другой вред.
Интересно, что в Средние века некромантией занимались в основном священнослужители. Так, у французской королевы Екатерины Медичи, прославившейся своими кознями и жестокостью, состоял на службе монах-якобинец. Он изготавливал восковые фигурки врагов королевы и протыкал их булавками в жизненно важных местах, сопровождая этот процесс заклинаниями. Вскоре люди, которых обозначали эти фигурки, умирали. По крайней мере так гласит легенда.
Когда король Карл IX тяжело заболел, по совету монаха Екатерина отслужила чёрную мессу. Для этого отрубили голову маленькому ребёнку, чтобы из уст мёртвой головы получить предсказание демона о здоровье короля. Однако Карл умер от болезни...
Римского папу Сильвестра III кардинал Бено публично обвинил в занятиях колдовством. По его словам, папа изготовил медную «голову-оракула», в которую с помощью магнетической силы поместил сущность демона. Кроме того, Сильвестра III постоянно сопровождали некие тёмные духи, покровительствовавшие ему. Эти обвинения были доказаны.
Во время правления Генриха VIII был арестован за колдовство священник по имени Уильям Стэплтон. Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини в своих записках вспоминает о некоем сицилийском священнике-некроманте. По словам Челлини, он наблюдал, как в Колизее этот священник вызвал толпу чертей. Во второй половине XVI в. все священники применяли магические заклинания для обряда изгнания бесов.
Во время регентства французской королевы Марии Медичи в Париже судили придворную даму Марешаль д’Анкре. По совету итальянских священников она прикладывала ко лбу только что зарезанных белых петухов, чтобы избавиться от головной боли. Кроме того, она добровольно прошла церемонию изгнания духов в августинской церкви. Несмотря на это, её обвинили в колдовстве...
Злых духов священнослужители изгоняли так. В полночь священник, на чьей одежде голубиной кровью были начертаны магические знаки, вступал в круг. Круг обрызгивали кровью чёрной овцы и белого голубя. Затем священник начинал заклинать духов ада: Ахеронта, Магота, Асмодея, Вельзевула, Белиала и проклятые души именами Иеговы, Адоная, Элоха и Саваофа... Затем он приказывал им удалиться. Некоторые из духов охраняли клады и сокровища, которые открывались после их изгнания. Клады поступали в распоряжение церковников. Если бесы не хотели уходить, то их выкуривали серой, медвежьей желчью и рутой. Всё это больше походило на магический, чем на религиозный ритуал.
Некроманты были и в России... Взять, к примеру, предание о двадцати трёх московских принцах. Какого происхождения были эти принцы, неведомо, но известно, что жили они во времена Ивана Грозного и, благодаря некой магической силе, превратились в псов, обитавших под землёй. Во тьме подземелья под самым Кремлём они стерегли чёрную книгу «Некромант», и от этого происходила смута на Руси. Сначала прервался род Рюриковичей, потом явились самозванцы, потом царь Пётр сошёл с ума и ушёл жить на болото, а вместо него стал править двойник... Чёрная сатанинская книга звала к себе московских правителей, и они легко поддавались её гибельному зову. От этого и умер Ленин, а Сталин искал книгу, но так и не нашёл её, хоть и изрыли по его приказу всю Москву...
В наше время некромантия нередко трактуется как практика воскрешения из мёртвых, особенно в литературе фэнтэзи, где тема некромантии очень популярна. Но парапсихологи считают, что речь идёт о контакте с астральными телами усопших. Впрочем, это, скорее, разновидность спиритизма...
Во все времена мир мёртвых привлекал адептов культа сатаны и членов других оккультных сект, которые считают кладбища и могильные склепы самым подходящим местом для проведения своих ритуалов.
Так, сатанисты облюбовали кладбище у подножия Замковой горы в Киеве. Там они воздвигли так называемый алтарь сатаны. «На краю горы, с которой виден весь Подол, установлен огромный куб, — сообщает местная пресса. — Раньше он был ярко-розовым, а сейчас местные умельцы перекрасили его в белый цвет. На алтаре можно было прочитать множество посланий, например: “Всё мертво, всё умерло в один день на закате веры”. Возле алтаря — глубокая яма. На её дне — человеческие челюсти... На другой стороне кладбища дьяволопоклонники воздвигли ещё один “алтарь”. Он состоит из шести каменных “табуреток”, по центру — своеобразный очаг. На одном из стульев — свежая кровь (пятно, кстати, изрядных размеров). Алтари расположены напротив ближайших церквей — Крестовоздвиженской и Фроловского монастыря. По легенде, алтарь обязательно должен возвышаться над церковью, символизируя то, что дьявол якобы сильнее, выше и могущественнее Бога».
А вот описание обряда по устранению венца безбрачия, который проводили сатанисты на этом же кладбище:
«Возле алтаря приверженцы чёрной магии выложили пентаграмму из камней и чёрных свечей. В центре лежала обнажённая девушка, которая расставила ноги и руки в форме пятиугольной звезды. Рядом с ней стоял маг, который рисовал на теле девушки графические символы, читал “молитвы” на латыни и периодически выкрикивал “Ave, Satanas!”».
Не стоит думать, что современные «кладбищенские» ритуалы так уж безобидны. Несколько раз на кладбище у Замковой горы находили расчленённые трупы. Например, в 2002 г. там было обнаружено тело девушки с отрезанной головой. Кроме того, местные органы правопорядка пресекли несколько попыток изнасилования. Правда, так и не удалось доказать, что преступления совершались на культовой почве.