Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
Й класс
Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.
Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Й класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.
Развитие устной и письменной речи
Й класс
Развитие устной речи:
– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, со-ставлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
* Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебнику «Капельки солнца»
Класс (55 часов)
№ ур | Дата | Тема урока | Цели | Планируемый результат |
1. | Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости | - Познакомить учащихся с новым учебником. - Формировать умение различать типы книг, умение пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок,), пользоваться оглавлением. - Воспитывать культуру поведения. | Учащиеся должны знать приемы ориентирования в учебнике. - Уметь различать элементы книги, учебника,: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация. | |
РАЗДЕЛ 1. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…» | ||||
2. | А.Барто «Я выросла» Я.Аким «Мой конь» С.Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку» | - Познакомить учащихся с произведениями современно1 отечественной литературы, доступными восприятию мл. школьников. - Развивать у учащихся умение понимать содержание литературного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Формировать умение определять тему и основную мысль прочитанного. -Познакомить учащихся с отличиями рассказа от стихотворения. | - Знать названия, основное содержание и авторов, изученных литературных произведений. - Уметь осознанно читать текст художественного произведения, определять тему и главную мысль прочитанного произведения, читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), различать элементы книг, пересказывать текст, делить текс на части, различать жанры художественных произведений (стихотворение, рассказ) | |
3. | В. Драгунский «Друг детства» | |||
4. | В.Берестов «Про машину» | |||
5. | А.Барто «Про куклу», «С утра на лужайке» С. Маршак «Цирк шапито» | _ Познакомить учащихся с произведениями о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, осознанно и выразительно читать изучаемые литературные произведения. | |
Устные рассказы детей о своих игрушках | - Развитие связной монологической речи учащихся. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь составлять небольшой текст на заданную тему. - Уметь связно изланать собственные мысли. | ||
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | - Познакомить учащихся с новым литературным произведением - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | ||
8. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | - Формировать у учащихся умение читать текст по ролям - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь находить в тексте слова автора, реплики героев - Уметь читать текст по ролям, выразительно, передавая эмоции героев. | |
9. | Второй урок вежливости Г.Остер «Вредные советы» И. Демьянов «Малыши среди двора» | - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь составлять рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части. - Уметь читать литературное произведение осмысленно, выразительно, целыми словами. | |
10. | Е. Чарушин «Никита-охотник» | - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь читать текст «про себя», анализировать прочитанное. - Уметь читать текст по ролям, составлять предложения по опорным картинкам. | |
11. | Третий урок вежливости. Как нужно играть | - - Развитие связной монологической речи учащихся. - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь находить рифмы в стихотворном произведении, уметь выразительно читать стихотворные произведения, - Уметь находить в тексте слова, близкие по смыслу (синонимы) | |
Э.Успенский «Удивительное дело» Н.Носов «Приключения Незнайки» | - Формировать умение понимать прочитанное, - Развивать умение находить рифмы в стихотворных произведениях, - Развитие умения ставить вопросы к прочитанному тексту. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь работать с иллюстрациями, читать текст с комментированием, находить рифмы, - Иметь представление о понятиях «слова-загадки», «слова-отгадки» - Уметь находить в изучаемом произведении слова автора и реплики главных героев. | ||
Н.Носов «Приключения Незнайки» | ||||
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) | - Формировать умение при чтении использовать интонации, соответствующие смыслу прочитанного. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь выразительно читать и комментировать прочитанное, уметь пересказывать прочитанный текст, читать по ролям. - Уметь участвовать в диалоге, слушать и высказывать своё мнение, аргументировать его. | ||
15. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение по разделу | |||
РАЗДЕЛ 2 . «НАШ ДОМ…» | ||||
16. | Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | - Обучать учащихся составлять устное изложение текста по плану, - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь правильно и быстро читать скороговорки - Уметь составлять план рассказа и пересказывать его | |
17. | ||||
18. | В.Драгунский «Сестра моя Ксения» | - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о детях, о взаимоотношениях между людьми - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту. - Уметь грамотно строить собственные высказывания. - Уметь объяснять лексическое значение слов. | |
В.Драгунский «Сестра моя Ксения» Я.Аким «Мой брат Мишка! | - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Познакомить учащихся с понятием «строфа» - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь выразительно читать стихотворение по строфам, уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение. | ||
А.Барто «Разлука», «Одиночество» Г. Граубин «Окно» | ||||
21. | Э.Мошковская «Трудный путь» | |||
22. | Четвертый урок вежливости. Г.Остер «Вредные советы» И.Демьянов «Дразнилки2 | - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение. | |
23. | М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. | - Уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение. | |
24. | ||||
Б.Заходер «Два и три» М.Зощенко «глупая история» (отрывок) | - Формировать умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям. - Формировать умение слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию текста. Развитие навыка правильного, осознанного , выразительного чтения целыми словами. | - Уметь пересказывать текст | ||
М.Зощенко «Глупая история» (отрывок) Обобщение по разделу | - Формирование умения выразительно читать текст и вести беседу о прочитанном. - Знакомство с понятием «тон речи» | - Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста. | ||
РАЗДЕЛ 3 . «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ» | ||||
Б.Заходер «Мохнатая азбука» | - Формировать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, - Практическое знакомство с фразеологизмами. - Формировать умение находить и исправлять ошибки в употреблении личного местоимения «она» | - Уметь правильно использовать в речи местоимение «она». - Уметь выразительно читать текст (отработка интонации и тона чтения), анализировать прочитанное.. | ||
Б.Заходер «Мохнатая азбука» | ||||
Разные азбуки М.Пришвин «Медведь» | - Развитие умение понимать содержание литературного чтения. - Совершенствовать навык выразительного, правильного, беглого чтения целыми словами. - Формирование умения находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста. | - Уметь понимать содержание литературного чтения. - Уметь выразительно, правильно, бегло читать текст целыми словами. - Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста. | ||
М.Пришвин «Медведь» Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши» | ||||
. 31. | Саша Черный «Слоник» Урок лесной вежливости зайца Пуса | |||
Е.Чарушин «Томкины сны» | - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Формировать умение воспринимать и переживать эмоционально-нравственные переживания главных героев. | - Уметь читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию литературного произведения, - Уметь делать выводы о прочитанном. | ||
33. | С.Михалков «Щенок» | - Упражнение в технике чтения. - Формировать умения рассказывать от лица героя произведения. | - Уметь выразительно читать стихотворные произведения. | |
34. | ЮКоваль «Дик и черника» А.Шибаев «Без ужина» | - Развитие навыка чтения. - Совершенствовать навык выразительного чтения с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. - Знакомство с понятием «часть» | - Уметь читать скороговорки. - Знать, что такое «часть текста». - Уметь делить текст на части. | |
35. | М.Коршунов «Рисунок с натуры» | - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о детях. - Формировать умение воспринимать и переживать эмоционально-нравственные переживания главных героев. | - Уметь читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию литературного произведения, - Уметь делать выводы о прочитанном. | |
М.Коршунов «Рисунок с натуры» | ||||
М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о детях. - Совершенствовать умение анализировать произведение, делить его на части. | - Уметь выразительно читать литературный текст с использованием интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь читать скороговорки. | ||
Д.Хармс «удивительная кошка» И.Токмакова «Котята» | - Совершенствовать умение различать жанры литературы, умение анализировать текст, находить его тему, умение читать по строфам, Определять тему рассказа, его основную мысль. - Формировать умение давать характеристику главного героя художественного произведения. | - Уметь различать жанры литературы, уметь анализировать текст, находить его тему, уметь читать по строфам, - Уметь определять тему рассказа, его основную мысль. - Уметь давать характеристику главного героя художественного произведения. | ||
Шестой урок вежливости Как содержать домашних животных? | - Развивать умение принимать участие в диалоге при обсуждении произведения, умение анализировать произведения, умения соотносить текс и иллюстрации к нему. | - Уметь вести продуктивный диалог при обсуждении художественного произведения. | ||
В.Вересаев «Братишка» Обобщение по разделу | - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Совершенствовать умение соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. | - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. - Уметь использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки и их мотивы. | ||
РАЗДЕЛ 4 . «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ» | ||||
Г.Граубин «Сон», «Шишкопад» В.Бирюков «Сентябрь» | - Познакомить учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. | - Уметь использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки и их мотивы. - Уметь создавать словесную картину, выбирать и обосновывать выбор нужной информации из текста. - Уметь поддерживать диалог о прочитанном литературном произведении. | ||
В.Песков «Листья падают с кленов» И.Токмакова «Осень», «Туман» | ||||
Н.Сладков «Почему ноябрь пегий» Е.Благинина «Улетают, улетели…» | ||||
Т.Золотухина «Метель» И.Токмакова «Медведь» Н.Сладков «Песенки подо льдом» | - Совершенствовать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. - Совершенствовать умение строить небольшое монологическое высказывание о произведении. Развитие умения подбирать название к тексту. - Совершенствовать умение соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. | - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. | ||
Н.Сладков «Песенки подо льдом» И.Токмакова «Куда в машинах снег везут» | ||||
Н.Сладков «Шапки долой» И. Токмакова «Весна» | - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Развитие умения по иллюстрации и названию предполагать, о чём пойдёт речь | - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать - Уметь создавать словесную картину, выбирать и обосновывать выбор нужной информации из текста. | ||
Н.Сладков «Бегство цветов» | ||||
Н.Сладков «Бегство цветов» В.Лапин «Утро» | ||||
Г.Новицкая «Зонтик» С.Маршак «Дождь» А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку» | ||||
К.Паустовский «Приточная трава» | ||||
М.Пришвин «Берестяная трубочка» | - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Развитие умений работать со стихотворным и прозаическим текстами, находить выразительные слова. | - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать. - Уметь выразительно читать текст (отработка интонации и тона чтения), анализировать прочитанное.. | ||
А.Александров «Лесные шорохи» Г. Скребицкий «Лесной голосок» | ||||
Г.Скребицкий «Лесной голосок» | ||||
Ю.Мориц «Что над чем» | ||||
Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца» |