Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Й класс

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Й класс

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

Развитие устной и письменной речи

Й класс

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, со-ставлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

* Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебнику «Капельки солнца»

Класс (55 часов)

№ ур Дата Тема урока Цели Планируемый результат
1.   Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости - Познакомить учащихся с новым учебником. - Формировать умение различать типы книг, умение пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок,), пользоваться оглавлением. - Воспитывать культуру поведения. Учащиеся должны знать приемы ориентирования в учебнике. - Уметь различать элементы книги, учебника,: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация.
РАЗДЕЛ 1. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…»
2.   А.Барто «Я выросла» Я.Аким «Мой конь» С.Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку» - Познакомить учащихся с произведениями современно1 отечественной литературы, доступными восприятию мл. школьников. - Развивать у учащихся умение понимать содержание литературного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Формировать умение определять тему и основную мысль прочитанного. -Познакомить учащихся с отличиями рассказа от стихотворения. - Знать названия, основное содержание и авторов, изученных литературных произведений. - Уметь осознанно читать текст художественного произведения, определять тему и главную мысль прочитанного произведения, читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), различать элементы книг, пересказывать текст, делить текс на части, различать жанры художественных произведений (стихотворение, рассказ)
3.   В. Драгунский «Друг детства»
4.   В.Берестов «Про машину»
5.   А.Барто «Про куклу», «С утра на лужайке» С. Маршак «Цирк шапито» _ Познакомить учащихся с произведениями о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, осознанно и выразительно читать изучаемые литературные произведения.
  Устные рассказы детей о своих игрушках - Развитие связной монологической речи учащихся. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь составлять небольшой текст на заданную тему. - Уметь связно изланать собственные мысли.
  Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) - Познакомить учащихся с новым литературным произведением - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
8.   Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) - Формировать у учащихся умение читать текст по ролям - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь находить в тексте слова автора, реплики героев - Уметь читать текст по ролям, выразительно, передавая эмоции героев.
9.   Второй урок вежливости Г.Остер «Вредные советы» И. Демьянов «Малыши среди двора» - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь составлять рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части. - Уметь читать литературное произведение осмысленно, выразительно, целыми словами.
10.   Е. Чарушин «Никита-охотник» - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь читать текст «про себя», анализировать прочитанное. - Уметь читать текст по ролям, составлять предложения по опорным картинкам.
11.   Третий урок вежливости. Как нужно играть - - Развитие связной монологической речи учащихся. - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь находить рифмы в стихотворном произведении, уметь выразительно читать стихотворные произведения, - Уметь находить в тексте слова, близкие по смыслу (синонимы)
  Э.Успенский «Удивительное дело» Н.Носов «Приключения Незнайки» - Формировать умение понимать прочитанное, - Развивать умение находить рифмы в стихотворных произведениях, - Развитие умения ставить вопросы к прочитанному тексту. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь работать с иллюстрациями, читать текст с комментированием, находить рифмы, - Иметь представление о понятиях «слова-загадки», «слова-отгадки» - Уметь находить в изучаемом произведении слова автора и реплики главных героев.
  Н.Носов «Приключения Незнайки»
  Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) - Формировать умение при чтении использовать интонации, соответствующие смыслу прочитанного. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь выразительно читать и комментировать прочитанное, уметь пересказывать прочитанный текст, читать по ролям. - Уметь участвовать в диалоге, слушать и высказывать своё мнение, аргументировать его.
15.   Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение по разделу
РАЗДЕЛ 2 . «НАШ ДОМ…»
16.   Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» - Обучать учащихся составлять устное изложение текста по плану, - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь правильно и быстро читать скороговорки - Уметь составлять план рассказа и пересказывать его
17.  
18.   В.Драгунский «Сестра моя Ксения» - Продолжить знакомство учащихся с произведениями о детях, о взаимоотношениях между людьми - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту. - Уметь грамотно строить собственные высказывания. - Уметь объяснять лексическое значение слов.
  В.Драгунский «Сестра моя Ксения» Я.Аким «Мой брат Мишка! - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Познакомить учащихся с понятием «строфа» - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь выразительно читать стихотворение по строфам, уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение.
  А.Барто «Разлука», «Одиночество» Г. Граубин «Окно»
21.   Э.Мошковская «Трудный путь»
22.   Четвертый урок вежливости. Г.Остер «Вредные советы» И.Демьянов «Дразнилки2 - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение.
23.     М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) - Совершенствовать умение понимать смысл прочитанного художественного произведения. - Формировать у учащихся навык беглого, осмысленного, выразительного чтения целыми словами. - Уметь читать текст про себя, уметь выразительно читать с соблюдением интонации, с передачей настроения. - Уметь высказывать своё мнение.
24.  
  Б.Заходер «Два и три» М.Зощенко «глупая история» (отрывок) - Формировать умение прогнозировать содержание текста по иллюстрациям. - Формировать умение слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию текста. Развитие навыка правильного, осознанного , выразительного чтения целыми словами. - Уметь пересказывать текст
  М.Зощенко «Глупая история» (отрывок) Обобщение по разделу - Формирование умения выразительно читать текст и вести беседу о прочитанном. - Знакомство с понятием «тон речи» - Уметь формулировать личную оценку, аргументировать свое мнение с привлечением текста.
РАЗДЕЛ 3 . «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»
  Б.Заходер «Мохнатая азбука» - Формировать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного, - Практическое знакомство с фразеологизмами. - Формировать умение находить и исправлять ошибки в употреблении личного местоимения «она» - Уметь правильно использовать в речи местоимение «она». - Уметь выразительно читать текст (отработка интонации и тона чтения), анализировать прочитанное..
  Б.Заходер «Мохнатая азбука»
  Разные азбуки М.Пришвин «Медведь» - Развитие умение понимать содержание литературного чтения. - Совершенствовать навык выразительного, правильного, беглого чтения целыми словами. - Формирование умения находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста.   - Уметь понимать содержание литературного чтения. - Уметь выразительно, правильно, бегло читать текст целыми словами. - Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста.  
  М.Пришвин «Медведь» Г.Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши»
. 31.   Саша Черный «Слоник» Урок лесной вежливости зайца Пуса
  Е.Чарушин «Томкины сны» - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Формировать умение воспринимать и переживать эмоционально-нравственные переживания главных героев. - Уметь читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию литературного произведения, - Уметь делать выводы о прочитанном.
33.   С.Михалков «Щенок» - Упражнение в технике чтения. - Формировать умения рассказывать от лица героя произведения. - Уметь выразительно читать стихотворные произведения.
34.   ЮКоваль «Дик и черника» А.Шибаев «Без ужина» - Развитие навыка чтения. - Совершенствовать навык выразительного чтения с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. - Знакомство с понятием «часть» - Уметь читать скороговорки. - Знать, что такое «часть текста». - Уметь делить текст на части.  
35.   М.Коршунов «Рисунок с натуры» - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о детях. - Формировать умение воспринимать и переживать эмоционально-нравственные переживания главных героев. - Уметь читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию литературного произведения, - Уметь делать выводы о прочитанном.
  М.Коршунов «Рисунок с натуры»
  М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о детях. - Совершенствовать умение анализировать произведение, делить его на части. - Уметь выразительно читать литературный текст с использованием интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь читать скороговорки.
  Д.Хармс «удивительная кошка» И.Токмакова «Котята» - Совершенствовать умение различать жанры литературы, умение анализировать текст, находить его тему, умение читать по строфам, Определять тему рассказа, его основную мысль. - Формировать умение давать характеристику главного героя художественного произведения. - Уметь различать жанры литературы, уметь анализировать текст, находить его тему, уметь читать по строфам, - Уметь определять тему рассказа, его основную мысль. - Уметь давать характеристику главного героя художественного произведения.
  Шестой урок вежливости Как содержать домашних животных? - Развивать умение принимать участие в диалоге при обсуждении произведения, умение анализировать произведения, умения соотносить текс и иллюстрации к нему. - Уметь вести продуктивный диалог при обсуждении художественного произведения.
  В.Вересаев «Братишка» Обобщение по разделу - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Совершенствовать умение соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. - Уметь использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки и их мотивы.
РАЗДЕЛ 4 . «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ»
  Г.Граубин «Сон», «Шишкопад» В.Бирюков «Сентябрь» - Познакомить учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев.   - Уметь использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста. - Уметь давать характеристику героя, анализировать его поступки и их мотивы. - Уметь создавать словесную картину, выбирать и обосновывать выбор нужной информации из текста. - Уметь поддерживать диалог о прочитанном литературном произведении.
  В.Песков «Листья падают с кленов» И.Токмакова «Осень», «Туман»
  Н.Сладков «Почему ноябрь пегий» Е.Благинина «Улетают, улетели…»
  Т.Золотухина «Метель» И.Токмакова «Медведь» Н.Сладков «Песенки подо льдом» - Совершенствовать умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. - Совершенствовать умение строить небольшое монологическое высказывание о произведении. Развитие умения подбирать название к тексту. - Совершенствовать умение соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст. - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать текст.
  Н.Сладков «Песенки подо льдом» И.Токмакова «Куда в машинах снег везут»
  Н.Сладков «Шапки долой» И. Токмакова «Весна» - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Развитие умения по иллюстрации и названию предполагать, о чём пойдёт речь - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать - Уметь создавать словесную картину, выбирать и обосновывать выбор нужной информации из текста.  
  Н.Сладков «Бегство цветов»
  Н.Сладков «Бегство цветов» В.Лапин «Утро»
  Г.Новицкая «Зонтик» С.Маршак «Дождь» А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку»
  К.Паустовский «Приточная трава»
  М.Пришвин «Берестяная трубочка» - Продолжить знакомство учащихся с литературными произведениями о природе. - Воспитывать у учащихся любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. - Развитие речи учащихся. - Совершенствование навыка беглого, выразительного осознанного чтения. - Совершенствование умения использовать при чтении интонации, соответствующей смыслу текста, умения воспринимать и переживать эмоционально-нравственных переживаний героев. - Развитие умений работать со стихотворным и прозаическим текстами, находить выразительные слова. - Уметь участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. -Уметь строить небольшое монологическое высказывание о произведении. - Уметь подбирать название к тексту. - Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа, умение озаглавливать. - Уметь выразительно читать текст (отработка интонации и тона чтения), анализировать прочитанное..
  А.Александров «Лесные шорохи» Г. Скребицкий «Лесной голосок»
  Г.Скребицкий «Лесной голосок»
  Ю.Мориц «Что над чем»
  Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца»

Наши рекомендации