Когда фотокамера направлена прямо на собак, они отворачиваются, выражая свой дискомфорт.
Наблюдение одного сигнала за другим
Вы можете учиться распознавать сигналы примирения последовательно, один за другим. Возможно, вы уже часто замечали, что ваша собака использует некоторые из них, например, облизывание или зевание. Тогда вы можете поставить перед собой задачу наблюдать за этими сигналами на протяжении последующих недель. Для этого вам надо постараться смотреть на собаку как можно чаще, чтобы замечать ее действия. Вначале наблюдения потребуют от вас немного концентрации. Позже вы будете замечать сигналы собаки почти автоматически.
Когда вы почувствуете уверенность в определении выбранного сигнала и поймете, в каких случаях собака его использует, выберите один или два следующих сигнала, например, поворот головы, приближение по дуге или нюхание земли.
Довольно скоро вы заметите, что непроизвольно замечаете коммуникативные сигналы всех собак, с которыми встречаетесь. Так наблюдение сигналов примирения станет интереснейшим хобби, которое будет тем увлекательнее, чем дольше вы им занимаетесь.
Добро пожаловать в мир языка собаки!
Вероятно, этот тервюрен облизывается в связи с присутствием камеры, а может, он старается успокоить малыша.
СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
История первая: Пиппи
Однажды ко мне на консультацию привели пятилетнего короткошерстного пойнтера Пиппи. Это была милая и спокойная с виду собака. Пиппи вежливо поздоровалась со мной при встрече. В первые минуты мне показалось странным, что ее хозяйка, взволнованная и бледная дама, не решалась приблизиться к моему дому, считая, что ее собака ведет себя агрессивно по отношению к другим собакам.
Я попросила хозяйку стоять неподвижно, не говоря ни слова, спокойно удерживая собаку на поводке. Мы договорились, что если она почувствует себя неуверенно, то передаст поводок мне. Я позвала свою маленькую Веслу, которая ждала меня за углом дома. Поняв, что я собираюсь сделать, хозяйка стала еще бледнее. У нее был такой вид, как будто она вот-вот упадет в обморок. Завидев Веслу, Пиппи всем своим видом продемонстрировала агрессию.
Весла бегло взглянула на Пиппи. Этого ей было достаточно, чтобы оценить ситуацию. Она остановилась на некотором расстоянии от Пиппи, на секунду опустила нос к земле и некоторое время продолжала неподвижно стоять в этой позе. В ответ на это Пиппи успокоилась и также замерла на месте. Далее Весла начала двигаться по направлению к Пиппи по дуге, опустив нос к земле, постоянно держась боком к Пиппи. Язык Веслы был настолько понятным, что Пиппи успокоилась, а возникший между Веслой и Пиппи конфликт превратился в диалог. Весла, приближаясь к Пиппи, двигалась еще медленнее, так, что для преодоления последних ярдов ей потребовалось несколько минут. Когда собаки оказались совсем рядом, Пиппи тоже опустила нос к земле. Так обе собаки стояли, вместе обнюхивая маленький клочок земли и стараясь не смотреть друг на друга. Таким образом Весла, общаясь с Пиппи, изменила ее отношение к другим собакам.
Через несколько месяцев Пиппи и ее хозяйка снова навестили меня. В момент их приезда я занималась с группой щенков. Хозяйка выпустила Пиппи из машины. Собака подошла к одному из щенков и облизала его.
Эта история была похожа на историю моей Веслы. В течение двенадцати лет она изменяла поведение собак, которые по каким-то причинам были не в состоянии общаться с другими собаками.
При встрече собаки приближаются друг к другу, замедляя темп, облизывая мочку носа и отворачивая голову. Так они показывают друг другу свои мирные намерения. Хозяева должны понимать значение этого ритуала и не мешать собакам следовать инстинктам.
История вторая: Бустер
Большой сенбернар по кличке Бустер боялся других собак. Как только он встречал сородича, ему становилось так страшно, что он старался спрятаться за хозяина. При этом на его морде появлялось действительно тревожное выражение.
Бустер и его хозяин стояли на дороге, ведущей на мою ферму, и ждали, пока я выпущу Веслу. Весла, обожающая других собак, радостно побежала к ним, виляя хвостом, чтобы поздороваться. Однако затормозила, заметив испуг на морде, в глазах и во всем облике пса. Ее радостное настроение исчезло. Она начала двигаться медленнее, голова медленно поворачивалась из стороны в сторону в такт ее шагам. Весла старательно отводила от Бустера взгляд. Бустер стоял неподвижно, очевидно понимая сообщение, которое посылала ему Весла. На расстоянии примерно двадцати футов Весла остановилась и начала медленно опускаться на землю, вытягивая свои передние лапы, словно приглашая Бустера к игре. Но на этот раз Весла не хотела играть. Она замерла в этой позе до тех пор, пока Бустер не успокоился. Тогда Весла подошла еще ближе. Бустер не старался убежать. Он стоял неподвижно и наблюдал за Веслой. Внезапно он тоже начал ложиться, вытягивая передние лапы и принимая «игровую позу». В течение нескольких секунд между собаками завязался контакт.
Приближаясь к Бустеру, Весла заметила, что он ее боится. Она поняла, каким образом надо действовать, чтобы успокоить его. Этот контакт помог Бустеру побороть его страх перед другими собаками.
Поведение, направленное на разрешение конфликтов, — это часть генетически заложенного репертуара поведения собак, который сохранился у них от их предков, волков. Собаки считывают поведение друг друга так же ясно, как мы читаем книги, причем это удается им настолько хорошо, что их можно назвать экспертами по социальной коммуникации в стае. Мы, к сожалению, никогда не достигнем их уровня взаимопонимания. Однако мы можем научиться лучше понимать язык собак, их сигналы примирения и показывать нашим собакам как на тренировках, так и в повседневной жизни, что мы их поняли.
Мы можем выучить сигналы примирения с целью улучшить коммуникацию с нашими собаками. Это значит, что нам будет проще воспитывать и обучать их. Тогда мы будем настолько хорошо понимать их, что сможем избежать конфликтов и снизить риск возникновения проблем поведения. Так, наши собаки перестанут быть пугливыми, неуверенными в себе, агрессивными или нервными. С другой стороны, мы снизим риск того, что они причинят нам неудобства, а также, обороняясь от нас, станут опасными для нас самих.