Новый Кодак — «паланочный город», ставший поселком
В позднее Средневековье мощные государства – соседи – начали активно проникать на земли Степного Приднепровья. Например, Речь Посполитая – объединение Польши и Литвы, с 1569 г. Польско-литовское государство, проводило собственные проекты колонизации. Запорожские казаки, к XVII веку начавшие оформляться в отдельную этнокультурную группу, активно сопротивлялись этому.
В 1635 г. польское правительство руками украинских же крестьян и казаков и по проекту француза Гийома де Боплана возвело крепость Кодак, над первым порогом Днепра – Кодацким. Кодак ждала впереди не очень долгая – семьдесят лет, – однако бурная история. Сейчас село Старые Кодаки в окрестностях Днепропетровска посещают туристы – осматривают остатки той самой крепости – сохранившуюся часть валов с обелиском.
Новый Кодак возник примерно в 20-ти километрах выше Старого Кодака по течению Днепра. Точная дата его основания не известна; называют обычно 1645 или 1650 год. За полтора столетия Новый Кодак стал «паланочным городом», центром Кодацкой паланки Войска Запорожского. Ученые спорят, когда же возник Новый Кодак. Д.И. Яворницкий отметил: «Название Новаго-Кодака мы не встречаем ни в XVI веке, ни в начале XVII-го». Документы и позднейшие исследователи называют его то городом, то местечком, «городком».
Историк Екатеринославской епархии епископ Феодосий (Макаревский) считал, что Новый Кодак с приходской церковью существовал уже в 1650 г. Через Днепр в районе Нового Кодака была устроена стратегически важная переправа – последняя перед Днепровскими порогами. Есть, правда, одна деталь – в широко известном «Описании Украины» французского военного инженера Гийома де Боплана (первое издание вышло в 1660 г.) Новый Кодак не упоминается, зато хорошо подана история Старого Кодака и крепости, которую проектировал сам Боплан.
С 1734 г., после окончательного перехода запорожцев под российский протекторат, значение Нового Кодака в границах Запорожских вольностей постепенно увеличивается. По сведениям опять-таки Феодосия (Макаревского), около 1750 г. Новый Кодак именовался «городом паланочным», здесь находились паланочный полковник, есаул и военная канцелярия Кодацкой паланки, соборная церковь св. Николая с двумя священниками.
В 1770 г. в Новом Кодаке наблюдали явление чудотворной иконы Богородицы, которая затем получила название «Новокайдацкой» и была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь.
До наших дней сохранилось несколько изображений с печатей Кодацкой паланки второй половины XVIII века. На последней по времени печати изображен конь, бегущий по степи. Над ним – скрещенные казацкие сабля и стрела, а также символы вечности – солнце и луна; также помещена императорская корона. Эта композиция в 1990-х годах считалась очень вероятной для утверждения в качестве герба современного Днепропетровска. В композицию нового герба, утвержденном в 2001 г., не повторяющем ни один исторический образец, сохранены перекрещенные сабля и стрела.
Основной массив населенного пункта не имел упорядоченной планировки. До сих пор «островок» бывшего Нового Кодака выделяется на карте этого района города нерегулярной застройкой. В «Устных воспоминаниях» запорожского казака Никиты Леонтьевича Коржа (впервые изданы в Одессе в 1842 году), есть свидетельства об укреплениях, построенных «удивительною и чудною архитектурою Запорожскою». Весь город был обведен рвом, в самом Кодаке сооружено три деревянных башни. Две из них находились на берегу Днепра, а третья – на южной стороне города. Город окружал земляной вал с четырьмя бастионами, на которых были установлены пушки. На гребне валов находились кошели из лозы конической формы, насыпанные землей.
С началом строительства Екатеринослава на р. Кильчень в 1777 г. в Новый Кодак переводится Славянское Духовное правление. К началу строительства Екатеринослава на правом берегу Днепра в Новом Кодаке жило больше двух тысяч человек и ежегодно проводились пять ярмарок: на Зеленой неделе; 15 августа в день Успения Богородицы; 26 сентября в день св. Иоанна Богослова; 6 декабря в день Николая Чудотворца; на Сырной неделе.
После основания Екатеринослава Новый Кодак постепенно пришел в упадок. Ярмарки из Нового Кодака перевели в стоявший ниже на 7–8 километров по течению Днепра Екатеринослав. Окончательная точка в истории Нового Кодака как городского центра поставлена 3 июля 1795 г. Екатерина II издала указ – «смежное местечко» Новые Кайдаки присоединить к Екатеринославу. В следующем, XIX, столетии Новый Кодак превратился в село, и только в 1900–1910-х гг. стал западным районом Екатеринослава. Сейчас это поселок Новые Кайдаки.
Единственной крупной архитектурной достопримечательностью Новых Кайдак является уникальная Свято-Николаевская церковь. Она была построена в 1807 или в 1811 году на месте деревянной. Однокупольный храм с колокольней, сохранивший в камне черты народного деревянного зодчества. В интерьере храма сохранились росписи ХХ века.