Формы контроля освоения дисциплины
Москва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
3. Структура и содержание дисциплины.
4. Формы контроля освоения дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины
1. Оценочные вопросы для промежуточной аттестации.
2. Список художественных текстов.
3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний.
4. Планы семинарских занятий.
5. Формы проведения занятий.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– хронологические границы, периодизацию и типологические особенности англо-американской литературы; специфику различных стилистических направлений, школ и иных эстетических объединений; художественные тексты, указанные в обязательном списке литературы;
– целостную картину англо-американской литературы, ее место в мировом литературном процессе, гуманистическое, культурное, цивилизационное значение, связь с жизнью;
уметь:
– самостоятельно анализировать художественный текст в его связи с культурно-историческим контекстом; анализировать художественные литературные произведения с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой специфики, композиционного единства;
– на основе знаний произведений писателей каждого периода выделить главные черты, определяющие их место и роль в национальной и мировой культуре;
– использовать опыт лучших мастеров словесности при подготовке собственных материалов и в процессе анализа и редактирования работ других авторов;
– развивать свой художественный вкус;
– использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств;
владеть:
– знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы англоязычных стран как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа лингвиста.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
1) общекультурных:
– умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
– понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);
2) профессиональных:
– умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства для выделения релевантной информации (ПК-5);
– умение видеть междисциплинарные связи и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-38).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «История литературы стран изучаемых языков. Часть 1»относится к циклу профессиональных дисциплин (вариативной части).
Преподавание дисциплины опирается на знание студентами школьного курса литературы. Необходимым условием для освоения дисциплины является знание основ теории литературы, европейской истории, философии, культурологии.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 семестра, 4 зачетные единицы, 144 (56+88) часа.
В 3-м семестре – 2 з. ед., 72 (28+44) часа.
№ раздела (дидактической единицы) | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы | ||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | |||
Английская литература Средних веков и Возрождения | ||||||
Английская литература XVII и XVIII вв. | ||||||
Английская литература первой трети XIX в. Романтизм | ||||||
Литература американского романтизма | ||||||
ИТОГО: |
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа студента | |||||
Час. | Тема | Час. | Тема | Задание | Час. | ||
Раздел 1. Английская литература Средних веков и Возрождения | |||||||
Тема № 1. Древнеанглийская эпическая поэзия. «Беовульф» | Занятие № 1. Характерные черты героического эпоса раннего Средневековья на примере поэмы «Беовульф» | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 1). Подготовить конспекты и ответы на вопросы (см. Приложение 4, п. 1) | |||||
Тема № 2. Куртуазная литература в Англии. Рыцарский роман. «Смерть Артура» Т. Мэлори | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. приложение 2, п. 2) | ||||||
Тема № 3. Народная литература Средних веков. Баллады. «Видение о Петре Пахаре» | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 3) | ||||||
Тема № 4. Английское Возрождение. Раннее Возрождение. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера. Деятельность поэтов кружка Генриха VIII | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 4, 5) | ||||||
Тема № 5. Литература зрелого Возрождения. Поэты-елизаветинцы. Творчество Шекспира | Занятие № 2. Особенности трагедии Шекспира «Гамлет». | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 6, 7). Подготовить конспекты и ответы на вопросы (см. Приложение 4, п. 2) | |||||
Раздел 2. Английская литература XVII и XVIII вв. | |||||||
Тема № 6. Английское барокко и классицизм XVII в. Джон Донн и поэты «Метафизической школы». Творчество «поэтов-кавалеров». Творчество Б. Джонсона | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 8–10) | ||||||
Тема № 7. Творчество Дж. Мильтона | Занятие № 3. Художественные особенности поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай» | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. приложение 2, п. 17). Подготовить конспекты и ответы на вопросы (см. Приложение 4, п. 3) | |||||
Тема № 8. Литература английского Просвещения. Развитие просветительского романа | Занятие № 4. Особенности развития английского романа эпохи Просвещения | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 11–16). Подготовить конспекты и ответы на вопросы (см. Приложение 4, п. 4) | |||||
Тема № 9. Классицизм в английской поэзии XVIII в. Творчество А. Поупа. Литература сентиментализма | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 17–21) | ||||||
Раздел 3. Английская литература первой трети XIX в. Романтизм | |||||||
Тема № 10. Английский романтизм. Первый этап. Творчество У. Блейка. «Озерная школа». Творчество В. Скотта | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 22, 23, 27–29) | ||||||
Тема № 11. Второй этап английского романтизма. Творчество Дж. Байрона, П. Шелли, Д. Китса | Занятие № 5. Творчество Дж. Байрона | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 24–26). Подготовить конспекты и ответы на вопросы (см. Приложение 4, п. 5) | |||||
Раздел 4. Литература американского романтизма | |||||||
Тема № 12. Американский романтизм. Особенности национальной специфики. Творчество Э.А. По | Прочитать соответствующие главы учебника. Прочитать указанные произведения (см. Приложение 2, п. 30–34) | ||||||
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущие аттестации студентов проводятся в дискретные временные интервалы в следующих формах:
· работа на семинарских и практических занятиях;
· личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность);
· своевременная сдача тестов;
· подготовка студенческих проектов.
Рубежные аттестации студентов проводятся на 7-й, 12-й и 17-й неделях семестра в следующих формах:
· контрольные работы;
· письменная сдача текстов.
Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме устного экзамена и включает ответы на теоретические вопросы.
Фонды оценочных средств, в том числе вопросы для самопроверки, позволяющие оценить результаты образования по данной дисциплине, включены в состав УМК дисциплины и перечислены в Приложении 1.
Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложениях 2 и 3 к рабочей программе.