Исагогика после 1054 года.
Средневековый компендиум исагогических знаний был дан в ХІІ веке Гуго Сен-Викторским в труде «Предварительные замечания о Священных Писаниях и писателях» (De Scripturis et Scriptoribus Sacris Praenotatiunculae).
Традиционными были исагогические труды XVI века, созданные в русле Реформации и Контрреформации. К первым относится «Введение» ученика Лютера датчанина Петера Пладе (1557), ко вторым - «Введения», созданные доминиканскими монахами Сантесом Пагнино (1528) и Сикстом Сиенским (1566).
Новая исагогика.
Интенсивное развитие исагогики в XVII-XX вв., привело к формированию так называемой «Новой исагогики», опирающейся на сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг и на данные библейской археологии.
Наиболее ранним сочинением, знаменующим новую эпоху, считается труд одного из деятелей Реформации Андреаса Рудольфа Карлштадта «De canonicis scripturis libellus» (1520), содержащий историко-критический анализ канона Священного Писания.
С XVII в. авторы «Исагогик» начали обсуждать вопросы происхождения и исторической интерпретации библейских книг – так, католик Ришар Симон в книге «Критическая история Ветхого Завета» (1685) обосновал отрицание Моисеева авторства всего Пятикнижия.
В XVIII веке Иоганн Эйхгорн издал фундаментальное «Введение в Ветхий Завет». В нем он писал о роли традиции в формировании текста Ветхого Завета, которая вначале передавалась устно, затем обрела окончательный вид в рукописной форме. Также он высказал предположение о том, что в книге пророка Исаии с гл. 40 текст отражает эпоху плена и принадлежит позднему автору.
В начале ХІХ века Вильгельм де Ветте опубликовал «Очерки введения в Ветхий Завет», посвященные сопоставлению повествований Книг Царств и Книг Паралипоменон, а также основным проблемам происхождения Пятикнижия. В «Учебнике историко-критического введения в Ветхий Завет» де Ветте впервые представил развернутую программу историко-критического исследования Ветхого Завета. Он высказал важные гипотезы о происхождении и датировке Второзакония, исторических книг, а также сделал ценные наблюдения, анализируя текст Книг Паралипоменон. Де Ветте впервые отметил, что мир, описанный в книгах Царств, почти ничего не знает о существовании левитского законодательства.
Целиком в русле работ XVIII – XIX было выдержано лучшее отечественное фундаментальное «Введение в Ветхий Завет» профессора Казанской духовной академии П.А. Юнгерова (Казань, 1910; М., 2003).
В XX в. труды по исагогике отражают различное понимание их авторами предмета этой науки. Так, некоторые пособия по исагогике кроме рассмотрения обычных тем включают обзор истории Израиля и богословия Ветхого Завета. Изложение материала в таких работах обычно построено хронологически – по эпохам в жизни Ветхозаветной Церкви.
Труды одного из авторов второй половины прошедшего века, католика Эриха Ценгера, выдержали несколько изданий, в том числе и на русском языке (Введение в Ветхий Завет. М., 2008). В этой книге, содержащей также разделы, написаные некоторыми иными библеистами, отражено то, что в сущности и называется Новой исагогикой.
Православную рецепцию ее основных положений осуществили в XIX-XX вв. экзегеты русской библейско-исторической школы и ряд греческих библеистов, указывавших на богословское и апологетическое значение Новой исагогики, устраняющей многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой исагогикой. В ответ на возражения противников Новой исагогики, считавших, что пересмотр атрибуции и датировки священных книг посягает на догмат боговдохновенности, они утверждали, что, во-первых, боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем написания ее книг, а во-вторых, исагогические теории не относятся к Священному Преданию Церкви - в противном случае у св. отцов существовало бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые разные исагогические воззрения.