VII. Подведение итогов урока. - Что произошло с мальчиком, что он так изменился за не­сколько мгновений?

- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за не­сколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело.)

— Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

Домашнее задание

Перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок», который читали во втором классе.

Уроки 113, 114. А. Платонов «Еще мама»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; вос­питывать любовь и уважение к матери.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух ху­дожественное произведение.

Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; маг­нитная азбука.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь —

Хорошо бы пошить, почитать,

Да надо

С уборкой возиться опять».

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанья другого —

Одно удовольствие, честное слово!

С. Погореловский

— Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».

— Прочитайте выразительно.

— У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточи­ем. Как вы думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ливы добрыми волшебниками дома?

(Дети рассказывают, как они помогают маме.)

— Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец - снова вы.

(Учитель читает.)

И ты совершаешь

Веселое чудо:

Ковер засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: —

Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

III. Актуализация знаний. Введение в тему

Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...

— Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)

— Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)

IV. Работа по теме урока

Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»

(Чтение рассказа учителем и учащимися.)

— Понравился ли вам рассказ? Чем?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое до­машнее задание — перечитать рассказ Л. Толстого «Фили­пок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впер­вые пошел в школу.)

— Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем разли­чие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филипок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филипок знал буквы, а Артем — нет и т. п. Вывод: разные писатели — разные ге­рои и их характеры.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Если бы вас попросили определить основную мысль рас­сказа, что бы вы ответили?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

• От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

— Прочитайте выразительно.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

— Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке?

— Кто его написал? Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.

— Определите тему и цели урока. (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.

Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»

(Читает учитель.)

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?

— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!

— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!

— Не надо, — сказала мать, — не надо!

Работа над первой частью

— Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)

— Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое: мама, Артем, автор.)

(Словарная работа.)

— Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.

МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, чуткая, лучшая, благодарная, мягкая, добродушная, милая, душевная, нежная, наблю­дательная, заботливая, надежная, спокойная, откровенная, скромная, внимательная, сердечная, терпеливая.

АРТЕМ: смелый, юный, увлеченный, жалостливый, бережливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный, мечтательный, естественный, решительный, убедительный, редкостный, воспитанный, чувствительный.

— Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

— Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)

— О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обяза­тельно дождалась.)

— Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учитель­ницу.)

Работа над второй частью

— Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)

— Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)

— Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)

— Перескажите этот отрывок близко к тексту.

Работа над третьей частью

— Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечат­ления».)

— О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.

V. Физкультминутка

Наши рекомендации