VII. Подведение итогов урока. - Что произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений?
- Что произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело.)
— Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот — самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди — пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)
Домашнее задание
Перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок», который читали во втором классе.
Уроки 113, 114. А. Платонов «Еще мама»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить детей анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет А.П. Платонова; магнитная азбука.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь —
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо
С уборкой возиться опять».
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанья другого —
Одно удовольствие, честное слово!
С. Погореловский
— Прочитайте отрывок из стихотворения способом «птичий базар».
— Прочитайте выразительно.
— У меня пропущен отрывок, который обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем пропущенная часть? Бываете ливы добрыми волшебниками дома?
(Дети рассказывают, как они помогают маме.)
— Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я — пропущенную, и конец - снова вы.
(Учитель читает.)
И ты совершаешь
Веселое чудо:
Ковер засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: —
Да это как в сказке!
Волшебник ты мой!
III. Актуализация знаний. Введение в тему
Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Сейчас вы рассказали, как помогаете им. Не забывайте, что любить - значит беречь, заботиться...
— Прочитайте название рассказа А. Платонова, который мы сейчас прочитаем. («Еще мама».)
— Как вы понимаете название? Что значит еще? Разве может такое быть? (Предположения детей.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с рассказом А. Платонова «Еще мама»
(Чтение рассказа учителем и учащимися.)
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— А сейчас, ребята, подумайте, почему я вам дала такое домашнее задание — перечитать рассказ Л. Толстого «Филипок». (В нем тоже рассказывается о том, как мальчик впервые пошел в школу.)
— Сравните эти два рассказа. В чем сходство, а в чем различие? (Примерный ответ. Сходство: первый раз мальчик идет в школу. Опасности по дороге, тоже собаки, а в этом рассказе еще и гуси. Учитель хорошо встречает. Различия: Филипок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был еще маленький. А Артем не хотел идти. Филипок знал буквы, а Артем — нет и т. п. Вывод: разные писатели — разные герои и их характеры.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Если бы вас попросили определить основную мысль рассказа, что бы вы ответили?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
• От любви к матери рождается все прекрасное на земле.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
— Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке?
— Кто его написал? Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас рассказа.
— Определите тему и цели урока. (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы будем подтверждать правильность пословицы, с которой начали урок. И наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни ребенка.
Дома вы должны были приготовить выразительное чтение рассказа. Сегодня мы будем читать его, разделяя на части.
IV. Работа по теме урока
1. Введение в рассказ А. Платонова «Еще мама»
(Читает учитель.)
— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! — сказал Артем своей матери, Евдокии Алексеевне. - Правда, мама?
— Правда, правда, — ответила мать. — Чего тебе ходить!
— Чего мне ходить? Нечего! А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше!
— Не надо, — сказала мать, — не надо!
Работа над первой частью
— Начинаем работу над первой частью произведения. Как мы ее озаглавили? («Мама провожает сына в школу».)
— Эту часть мы прочитаем по ролям. Сколько нам потребуется человек для чтения? (Трое: мама, Артем, автор.)
(Словарная работа.)
— Чтобы выбрать правильную интонацию, давайте вспомним, какими были мама и Артем. Назовем слова-признаки.
МАМА: добрая, умная, ласковая, хорошая, любимая, чуткая, лучшая, благодарная, мягкая, добродушная, милая, душевная, нежная, наблюдательная, заботливая, надежная, спокойная, откровенная, скромная, внимательная, сердечная, терпеливая.
АРТЕМ: смелый, юный, увлеченный, жалостливый, бережливый, честный, интересный, дружелюбный, единственный, мечтательный, естественный, решительный, убедительный, редкостный, воспитанный, чувствительный.
— Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.
— Почему Артем не хотел идти в школу? (Боялся бросить мать.)
— О чем он просил мать перед уходом? (Чтобы она его обязательно дождалась.)
— Какой наказ дала мать сыну? (Чтобы он слушался учительницу.)
Работа над второй частью
— Как мы озаглавим вторую часть? («По дороге в школу».)
— Найдите и прочитайте, какое желание возникло у Артема и у матери, когда он пошел далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой.)
— Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо учиться.)
— Перескажите этот отрывок близко к тексту.
Работа над третьей частью
— Какое название мы дадим третьей части? («Первые впечатления».)
— О первых впечатлениях Артема прочитаем выразительно.
V. Физкультминутка