Источники по истории раннесредневековой Англии
В Англии отсутствовали значительные пережитки античного рабовладения, а племена, которые совершали постоянные нашествия с континента, стояли ещё на довольно низкой ступени процесса классообразования. Поэтому и уровень развития феодализма в ней был довольно замедленный. И древнейшие законы отражают ещё раннюю стадию разложения общинно-родового строя, в них больше пережитков старых отношений, чем в германских правдах, составленных на континенте.
Практически в каждом из англосаксонских государств были свои законы. При короле Альфреде (871-900) была составлена «Правда короля Альфреда» (ок. 893 г.), которая не ограничилась простым сведением воедино прежних законов отдельных государств. Эти старые законы подвергались пересмотру, что-то отвергалось, чем-то, наоборот, они дополнялись. Очень много было споров между знатью и простыми людьми, в результате чего все пытались апеллировать к королю. Законы Альфреда должны были, очевидно, прекратить подобные споры и утвердить власть знати над крестьянами.
Документальный материал от англосаксонского периода довольно обширен. Как и повсюду, он представляет собой преимущественно грамоты, дарованные церкви: земельные дарения, предоставление привилегий и иммунитетов. Англосаксонского сборника формул не сохранилось.
Первое из дошедших до нас исторических повествований принадлежит британскому монаху Гильдасу (ок. 516-570). Воспитанный в традициях римской культуры, Гильдас считал себя членом римского мира, а саксов именовал варварами. От их нашествий он бежал в Бретань, где и составил «Жалостную книгу о разорении и завоевании Британии» (ок. 560 г.), где пышным стилем рассказал о бедствиях бриттов во время саксонских нашествий, о разорении местного населения, разрушении городов и сёл и т. д. Произведение Гильдаса не представляет собой истории Британии в полном смысле слова, в нём мало имён и дат. Скорее это обличительная и пламенная речь патриота, скорбящего о горькой судьбе своего народа. Он обличал близорукость британских вождей, которые нанимали саксов в своё войско, а те затем явились уже как завоеватели, потребовали сначала дани, а затем стали грабить и захватывать страну. Археологические памятники в целом подтверждают ход завоевания, изложенный у Гильдаса, который является единственным письменным источником для периода завоеваний первой половины VI в.
Наибольшую же известность имеет первый английский историк Беда Достопочтенный (672-735), монах из нортумбрийского монастыря Ярроу. Сохранилась большая часть его трудов, из которых для нас наибольшую ценность представляет собой «Церковная история английского народа», которая начинается от завоевания Британии Цезарем и продолжается до 731 г. Беда использовал всё, что только возможно. Получал источники и из дальних монастырей, и даже из папского архива. В пределах условий VII в. Беда обладал широким историческим кругозором. Беда сам писал, что стремится к точности, и объективно его труд , особенно по сравнению с другими историческими трудами тех веков, обладает большой достоверностью и является важнейшим письменным источником по истории Англии и английской церкви за 597-731 гг. Большая часть фактов за этот период известна нам только из произведения Беды. Из него черпали сведения все английские хронисты.
«История» Беды не настолько восхваляет королевскую власть, как, например, труды Григория Турского, Исидора Севильского, так как писал он ещё в раннюю эпоху развития государственности, при наличии сильных пережитков родового строя. Главным предметом его восхваления является церковь. Но следует отметить, что Беда не принадлежал к правящей верхушке и всю жизнь провёл простым монахом.
Анналы появились в Англии ещё в VI в. в местных монастырях. Постепенно они сливались воедино, и ок. 892 г. при короле Альфреде была составлена «Англосаксонская хроника», которая является древнейшей летописью на англосаксонском языке и очень ценным историческим источником. Эта хроника содержит историю королевской династии в связи с общей историей Англии. Конечно, во многом хроника была призвана возвеличить Альфреда, поэтому его образ и дела поданы в героических тонах, а о нежелательных для него событиях, например о неблаговидных делах его братьев и предков, умалчивается. Стремление хроники пропагандировать и подчёркивать главенствующую роль короля совпадает с тем же стремлением анналов, составленных при Карле Великом.
В период датских нашествий хроника несколько изменила свой характер: исторические сведения почти отсутствуют, а присутствуют в основном поэтические произведения о войнах с датчанами. После 975 г. централизованная англосаксонская хроника распадается на отдельные местные монастырские летописи.
Если Англосаксонская хроника является лучшим образцом староанглийской прозы, то среди богатого поэтического наследия тех веков лучшим образцом следует считать Сагу о Беовульфе. Это единственная из старогерманских эпических поэм, дошедшая до нас полностью. Она повествует о подвигах героя Беовульфа, в том числе о его борьбе с морским чудовищем, в поединке с которым герой погиб. Первоначальное ядро эпоса сложилось в начале VI в. ещё на континенте. Англы принесли его в Британию, где он был разукрашен многочисленными вставками и в VII в. получил окончательную форму (единственная рукопись, сохранившая текст саги относится к X в.). Сага о Беовульфе и другие английские саги излагают исторические факты в своеобразном преломлении; для истории же быта, нравов и верований они являются ценнейшими источниками.
Лекция 8.