Обозначавшегося буквой ЯТЬ. Явления аканья

1. Объясните написание следующих слов, имея в виду этимологически родственные слова, приведенные в скобках. Какой исторический процесс нашел отражение в написании слов.

Баран (восходит к слову боран, с тем же корнем, что боров); забота ( восходит к слову зобота, от слова зобаться –«хлопотать», которое образовано от слова зобь – «пища», ср. зоб); славяне (восходит к словене, производному от слово); чехарда (восходит к чехорда, производному от чехор –«драчун, забияка» с суффиксом -да); ладонь (восходит к лодонь, которое появилось в результате перестановки звуков из слова долонь, старославянское длань); карапуз (восходит к сложному слову, образованному с помощью соединительной гласной от слова коротый (короткий) и пузо: коротопуз в результате выпадения слога - коропуз).

По теме: Имя существительное

В древнерусском языке и его история.

1. В примерах из произведений классической литературы объясните особенности употребления существительных:

Когда от бремя дел случится И мне свободный час иметь…(Державин Благодарность Фелице); Жниц с знамем идущих гул голосов Слух мой пленит. (Державин Осень); Летели из домов,как черти с небеси (Чулков Стихи на семик); Склони ко мне свои, читатель, ушеса.(Майков Елисей или Раздраженный Вакх)

Дополнительные задания: 1.Объясните происхождение разносклоняемых существительных в современном русском языке. 2.Назовите существительные современного языка, сохранившие суффикс –ес-.

2. В приведенных ниже примерах их художественных произведений объясните происхождение выделенных вариантных форм имен существительных. Определите, какие из них являются более древними. Проследите их дальнейшую судьбу в современном русском языке. Объясните причину использования вариантных форм писателями.

1.…он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. (Пушкин Капитанская дочка); В эту минуту в залу вошел….старик высокого роста…(Пушкин Дубровский); 2…откуда направляюсь к одному помещику, который взял меня за глаза в учители.(там же); Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондукторы…(там же); 3. И на земли уединенья нет! (Баратынский. Последний поэт); Нет на земле ничтожного мгновенья (Баратынский На посев леса); 4. Сначала соседи смеялись между собою над высокомерием Троекурова…(Пушкин Дубровский); И для чего у них россияне соседы. (Пушкин Дубровский); 5. Где я простил безумству, злобе, И позабыл, как бы во гробе (Баратынский); И спит себе в гробу, и даже не глядит…(Полонский Иная зима); 6. Три дня, Три ночи путь их будет длиться….(Лермонтов Демон); Угощали нас три дни, три ночи.(Лермонтов, Песня про купца Калашникова); 7. А между тем несутся дни и годы…(Полонский Моя судьба); Но пришли твои года…(Полонский Старая няня); 8.Шумно было в доме: гости приезжали…(Полонский Миазм); Знать, тебе в дому хозяином не быть (Полонский Беглый); 9. И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колена преклоняю. (Пушкин Каменный гость); Не делал страстных изъяснений, Не становился на колени (Лермонтов Тамбовская казначейша); 10. Ты хочешь ты без крыл лететь. (Вяземский Кибитка);Мой Пегас под стать ослам, крыльев нет, не та замашка. (Вяземский Воли не давай рукам…); 11. На той иконе Громобой Был виден с дочерями.(Жуковский Громобой); Поездка….Лизаветы Прокофьевны с двумя оставшимися при ней дочерьми. (Достоевский Идиот).

По теме: История имени прилагательного,

Местоимения.

1. Объясните, почему изменяется первая часть слова Новгород в приведенных ниже примерах из произведений А. К. Толстого.

1. Мы скрозь от Новагорода Сюда с припевом шли. (Сватовство); 2. …воевода Новугороду ответ даст. (Посадник).

Назовите остатки кратких форм прилагательных в современном русском языке.

2. Укажите, к каким древним формам восходят выделенные формы степеней сравнения прилагательных и наречий, какова их дальнейшая судьба.

1. Жарчае прежнего опять был начат бой. (Майков Елисей или Раздраженный Вакх); 2. Старцева старее она. (Баратынский Что за звуки…); Олимпиада простее сестры.(Полонский На пути из гостей).

К каким древним формам восходит современная сравнительная степень на -е, -ее, ей, -ше.

3. В приведенных ниже примерах выделите архаические формы или новообразования прилагательных. Сравните их с древнерусскими и современными. Объясните происхождение тех и других. Восстановите правильные древнерусские формы и проследите дальнейшие изменения.

1. …не ради ничему…(Долгорукий Нечто для весельчаков). 2. У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки (Лермонтов Песня про купца…); 3. С большим топором навостренныим, Руки голые простираючи, Палач весело похаживает, Удалова бойца дожидается. (там же); 4. И тайна брачныя постели и сладостный любви венок Его восторгов ожидали. (Пушкин Евгений Онегин). 5. Белеет парус одинокой (Лермонтов).

4. Отметьте особенности в употреблении предлогов с местоимениями.

1. …высылать к ему моих людей с повинной…(Пушкин Дубровский); 2. Вешать его…и всех…кроме ее. (Пушкин Капитанская дочка)

Объясните происхождение вставного н в косвенных падежах личных местоимений 3-го лица после предлогов.

5. В приведенных ниже примерах выделите архаические формы или новообразования местоимений. Сравните их с древнерусскими и современными. Объясните происхождение тех и других. Восстановите правильные древнерусские формы и проследите дальнейшие изменения.

1. На главной палубе оне…Играют, резвятся, шалят…(Жуковский Суд в подземелье); 2. Подметил я в глазах ея Обидную слезу (Полонский У двери); 3. Аз многогрешный прежде был господским крестьянином…(М.-П.Поярков.); 4. Лобзай же руку, Благославляющую тя! (А. К. Толстой Князь Борис).

Наши рекомендации