В адвентистском колледже Батл-Крик
7 февраля 1879 года Конради начал обучение в колледже Батл-Крик.29 Небольшой городок Батл-Крик в Мичигане был в то время резиденцией руководства Церкви адвентистов. Помимо колледжа, который был открыт в 1874 году, там находились издательство и санаторий, которым руководил ставший впоследствии знаменитым во всем мире врач Дж. X. Келлог. Когда Конради приехал в Батл-Крик, в том же году было построено знаменитое здание "Дайм Табернакл" на 3500 мест, самый большой храм церкви адвентистов в то время.
Во время своего обучения в Батл-Крике Конради быстро познакомился с самыми влиятельными и значительными личностями церкви адвентистов. Его самым главным учителем был Юрия Смит,30 у которого Конради обучался всем богословским дисциплинам и который оказал на Конради как в то время, так и позже, огромное влияние. Смит являлся в то время автором церковного издания "Review and Herald". Посредством своих публикаций на тему исторического исполнения библейских пророчеств, он приобрел широкую известность среди адвентистов. Кроме того, Конради посещал лекции Дж. X. Келлога (профилактическая медицина), П. X. Белла (английский), С. Браунсберга (греческий) и А. Кунца (древнееврейский). Изучение библейских языков оказалось наиболее сложным. Конради рассказывал, что из 25 студентов, изучающих греческий, он был единственным, кто успешно сдал экзамен по этому курсу. Конради был необыкновенно способным, целеустремленным и прилежным студентом. Изучение древнееврейского также не создало ему ни малейших трудностей, напротив, он имел настолько хорошие успехи в еврейском, что его преподаватель поручил ему подготовить лексические и грамматические таблицы по еврейскому языку для университета в Чикаго.
Помимо занятий, он также находил время для работы в издательстве в качестве переводчика и печатника. Таким образом он внес заметный вклад в подготовку к печати первого адвентистского журнала на немецком языке "Stimme der Wahrheit", который вышел в свет уже в июле 1879 г. До этого уже выпускались некоторые трактаты и печатные издания на немецком языке, но только лишь немецко-говорящее население северной Америки и Европы имело возможность регулярно получать адвентистские новости. Его первые печатные труды стали появляться в этом журнале, начиная с 1880 г.
29 См.: Е. К. Vande Vere, The Wisdom Seekers, Nashville, Tn. 1972, 27-52; впечатление о школьной жизни того времени дает нам также автобиографическая книга Д. В. Ривиса, сокурсника Конради / Remember, Washington, D. С. о. J., 85-116.
30См.: Е. F. Durand, Yours in the Blessed Hope, Uriah Smith, Washington, D. С 1980.
Поскольку он, будучи студентом, постоянно находился в затруднительном финансовом положении, и временами не имел достаточно средств на самое необходимое, он был чрезвычайно рад тому, что, работая в издательстве, имел возможность покрыть часть своих расходов на обучение и питание. Он жил чрезвычайно скромно. Стоимость обучения в то время составляла 114 долларов. Для того, чтобы сэкономить деньги, он питался самостоятельно и жил в каморке, которая "имела достаточно места, чтобы поставить один стул". Студеческая жизнь была довольно монотонной. В то время в колледже обучалось около 500 студентов, но усиленные занятия и утомительная работа практически не оставляли ему времени на дружеские отношения с другими студентами. Отчасти причиной тому был также чудаковатый характер Конради. Уже в то время он смог завоевать авторитет и уважение, но глубоких и сердечных дружеских привязанностей ему не удалось приобрести. Кроме того, он был довольно упрямым и своенравным человеком. Наиболее близкий контакт у него сложился с X. П. Холсером, который говорил по-немецки и готовился также как и Конради к проповедничеству. В то время они ещё не знали, что позднее миссионерская деятельность в Европе сведет их опять вместе.
Однообразность жизни в колледже временами нарушалась различными событиями и встречами. Когда в 1879 г. "Дайм Табернакл" был торжественно открыт, Конради решил воспользоваться подвернувшимся случаем, чтобы из первых рук узнать об успехе миссионерского движения в Европе. Он имел возможность побеседовать о новых проектах и планах миссионерской деятельности на его родине с опытным миссионером, работавшим в Европе, Джоном Н. Эндрюсом, произносившим торжественную речь на посвящении храма. Вполне возможно, что уже в то время у Конради зародилось желание вернуться в Европу в качестве миссионера. Довелось ему слушать и популярного евангелиста Д. М. Канрайта, который спустя 8 лет оставил церковь адвентистов, и вплоть до сегодняшнего дня считается одним из самых известных ренегатов адвентистской церкви. Некоторые из его критических замечаний, которые позднее также оказали влияние на образ мыслей Конради, до сегодняшнего для используются в полемике против адвентистов, несмотря на то, что они уже многократно были опровергнуты. Конради хорошо запомнил тот факт, что Канрайт в своем выступлении дошел до восторженных рассуждений, говоря, что Церковь адвентистов, также как и израильский народ, должна ждать 40 лет, по крайней мере до 1884 г., прежде, чем она попадет в "небесный Ханаан". Канрайт так и не объяснил, почему он позволил себе увлечься этими восторженными замечаниями, полностью противоречащими суждениям адвентистов. Но из истории мы знаем, что Анна Гармире, молодая девушка из Батл-Крик, имевшая фанатические наклонности и выдававшая себя за пророчицу, во все горло пропагандировала эти взгляды.31
Конради завершил свое обучение в Батл-Крике в рекордные сроки. Директор колледжа С. Браунсбергер, который принял огромное участие в судьбе своего образцового студента, предоставил ему возможность закончить обучение уже в июне 1880 г. Так оно и вышло. 15 июня 1880 г. на торжественном богослужении в "Дайм Табернакле" посвященном окончанию учебного года Конради был одним из 10 выпускников. Четырехгодичную программу по подготовке миссионеров (Special Course Program) он завершил за треть отведенного времени. Президент Генеральной Конференции Джеймс Байт (1821-1881) произнес прощальную речь и вручил выпускникам дипломы. Он и его жена Елена Байт были чрезвычайно доброжелательно настроены по отношению к Конради. Утром в день вручения дипломов они купили Конради для участия в торжествах черную мантию ("Prince Albert Coat"). Конради как раз направлялся в колледж с пальто под мышкой, которое он одолжил у знакомых. По дороге около него остановился экипаж, в котором сидели Джеймс и Елена Байт. Они предложили ему проехать часть пути вместе с ними. После того, как Джеймс Вайт узнал, что у Конради не было денег на покупку мантии для предстоящего торжества, он остановился у магазина и купил недостающий предмет гардероба. Он не хотел омрачать радость Конради тем, что тот появится на выпускном торжестве в чужом пальто. Вечером после вручения дипломов каждый из 10 выпускников должен был держать краткую речь. Конради выбрал типичную для него тему "Общественная деятельность" ("Human Activity"). Выпускной праздник проходил под девизом "Cogita et Age" - "думай и действуй". В заключении Джеймс Байт пригласил выпускной класс к себе домой и вручил каждому студенту в качестве подарка экземпляр только что вышедшей в свет книги "Life Sketches of James White and Ellen G. White" (Заметки из жизни Джеймса и Елены Вайт). Конради уже имел раньше возможность познакомиться поближе с Еленой Вайт. Во время его обучения, помимо прочего, она пропагандировала новый вид одежды, полезный для здоровья (реформа одежды), который, однако, не прижился. Позднее Конради вспоминал, что уже в то время он все еще не мог для себя определить, каким образом ему относиться к видениям Е. Вайт. ("Видения Е. Вайт оставались для меня открытым вопросом"32). Обучение и проживание Конради в Батл-Крик не обходилось без проблем, как кажется на первый взгляд. Духовная атмосфера в колледже оставляла желать лучшего.
31См.: R. W. Coon, Heralds of New Light, Boise, Idaho 1987,19, 22.
32 Reminiscences, 9.
Студенты очень неохотно посещали богословские дисциплины. Между преподавателями были трения, которые вскоре после выпуска Конради достигли своего апогея и на целый год парализовали учебный процесс. По мнению К. Хуттена, из-за того, что адвентисты Батл-Крика строго придерживались точки зрения "оправдания законом", Конради оказался в состоянии душевной нищеты.33 По всей видимости, в то время он страдал от мучительных угрызений совести, за совершенный тяжелый моральный проступок, который, к сожалению, многие годы спустя он повторил еще раз, и который вновь и вновь отображал в негативном свете его пасторскую, евангельскую и миссионерскую деятельность.34 Не извиняя его слабостей и ошибок, нам не остается ничего другого, как положиться на бесконечную любовь и прощение Иисуса Христа, Которому Конради беззаветно и преданно служил всю свою жизнь.
После окончания обучения, Джеймс Вайт настоял на том, чтобы Конради остался в издательстве, несмотря на то, что у него в кармане уже было пасторское удостоверение на служение в Айове и Мичигане. До апреля 1881 г. он продержался в типографии. Джеймс Вайт был очень доволен его работой и хотел оставить его на более длительный срок.35 Конради же чувствовал призвание к пасторскому и миссионерскому служению. Однажды вечером Джеймс Вайт беседовал с ним до полуночи, пытаясь уговорить его остаться в Батл-Крик в качестве типографа и писателя миссионерских изданий на немецком языке. Но и это не помогло. Байту ничего не оставалось, как пожелать ему благословений в его пасторском служении. С пророческой картой (как было принято в то время) для проповеди Евангелия, подаренной ему перед отъездом Дж. Байтом, и с 75 долларами в кармане, на свой страх и риск, он отправился в дорогу. "Я вернулся в хорошую старую Айову, где когда-то познал истину, и начал там работать".36 Но не все было так легко, как кажется на первый взгляд.
33Hьtten, Seher, Grьbler, Enthusiasten, 79.
34 См.: Padderatz, Conradi und Hamburg, 149-152. Нельзя полностью исключить, что этот проступок Конради, описанный в: I. Simon, Die Gemeinschaft der Siebenten-Tags-Adventisten in volkskundlicher Sicht, Mьnster 1965, 59, находится в прямой связи с указанными обстоятельствами. В любом случае, Е. Вайт высказала свое отношение к этому поступку, который практически не был предан »гласности, прямо и открыто в лицо Конради. Возможно в связи с этим антипатия Конради к ней еще более усилилась.
35 Рандольф сообщает о том, что Джеймс Вайт хотел даже устроить его своим секретарем. The Sabbath Recorder 128/10 (4. 3. 1940), 6.
36 Review and Herald 103/26 (4. 6. 1926), 4.