Задача сообщений типа аннотаций состоит в
Ø представлении отношений между предметами речи в тексте;
Ø представлении тематического поля текста;
Ø демонстрации эффективности новых представлений об объекте исследования;
Ø осмыслении общего положения дел в конкретной области знаний.
Задание 3. Прочитайте аннотацию на книгу «Теория алгоритмов».
Успенский В.А., Семенов А.Л. Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. – М., 1987.
Понятие алгоритма является одним из наиболее фундаментальных понятий информатики и математики. Систематическое изучение алгоритмов привело к созданию особой дисциплины, пограничной между математикой и информатикой, - теории алгоритмов.
В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека, т.е. с момента зарождения этой теории. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритмов, приложения теории алгоритмов к математической логике, теории вероятностей, теории информации и др. Рассматривается влияние теории алгоритмов на практику.
Для специалистов по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.
Задание 4. Напишите аннотацию на любой учебник по вашей специальности, придерживаясь структуры данного вида научного текста.
________________________________________________________________________________
Задание 5. Какие элементы структуры аннотации или рецензии иллюстрируют следующие фразы?
1. Можно без преувеличения сказать, что… . Теоретическая глубина сочетается в книге с… ._________________________________________
2. Деятельность автора аннотируемой статьи связана с … . В последние несколько лет автор занимается … . Им написаны, в частности, такие книги, как … ._________________________________________________
3. Вслед за автором читатель входит в мир …, размышляет над … . Книга – это попытка взглянуть на … с точки зрения …, переосмыслить имеющиеся представления о … _________________________________
4. Данная книга будет полезна всем, кто интересуется проблемами … .
_______________________________________________________________
Задание 6. Найдите речевые ошибки в текстах рецензий и исправьте их. Укажите причины ошибок.
1. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.___________________________________
2. У рецензента уйма претензий к автору научного сочинения.____________________________________________________
3. Представленная армада схем затрудняет восприятие содержания научного сочинения.___________________________________________
4. Научная работа выполнена на скорую руку.________________________
5. Дипломная работа студента показала о его умении анализировать и обобщать материал.___________________________________________
6. Астрономия и ее методы играют большое значение в жизни современного общества.________________________________________
7. Если это гипотетически предположить, то можно согласиться с автором.______________________________________________________
8. Не без труда удалось автору научного сочинения решить эти сложные и трудные проблемы.___________________________________________
Задание 7. Существует 4 вида оценки научного произведения. Напишите оценочные словосочетания. Примеры приведены.
Вид оценки | Оценочные словосочетания | |
1. | Общая аксиологическая оценка (ценностная характеристика) | Высокий уровень, |
2. | Практическая оценка (актуальность, эффективность, практическая значимость) | Идеальная классификация, |
3. | Эмоциональная оценка (реакция рецензента) | Сильное впечатление, |
4. | Ментальная оценка (психолого-интеллектуальная и эмоционально-интеллектуальная) | Остроумная идея, |
Задание 8.Определите, какую оценку научного сочинения (положительную или отрицательную) содержат данные фразы.
- Автор справедливо указывает на ряд недостатков существующих теорий.______________________________________________________
- Автор упускает из виду очевидное несоответствие содержания статьи и его названия.__________________________________________________
- Автор не подкрепляет свои доказательства убедительными примерами.___________________________________________________
- Работе недостает логичности изложения и четкости формулировок.
_____________________________________________________________
- Автор критически относится к существующим в науке теориям по данному вопросу.______________________________________________
- Следует признать очевидное достоинство такого подхода к решению данной проблемы.____________________________________________________
- Трудно согласиться с автором в вопросах, касающихся практического воплощения данного проекта.____________________________________
- Классификация, предложенная автором, отличается стройностью.__________________________________________________
Задание 10. Напишите аннотацию и рецензию на данную статью.
Типы памяти
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей…
Первая дифференциация типов памяти связана с тем, какая сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные. Другие – слуховые, третьи – двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочитать текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ. У другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется им лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно - двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующими является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный – при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти…
Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот. Память на наглядно – образные и абстрактные содержания, на математическую форму и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.
Далее, память у людей различается: 1) по быстротезапоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности.В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй – прочнее. Первый по существу образный, второй – речевой.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, к т о и ч т о запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию. (С.Л.Рубинштейн. Память. Стр. 215 -233. –Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. 3-е изд.- М.: «ЧеРо», 2002. -816 стр. с ил. – (Хрестоматия по психологии).
Аннотация______________________________________________________________________________
Рецензия________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.