Из соседнего города делают сланцевское краеведение

Или сказ про то, как альтернативно одаренные люди

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Рыба, как известно, гниет с головы, а потому нельзя историю делать и писать на коленке. В этом плане с полным основанием можно констатировать, что администрация Ленинградской области не оказывала и не оказывает краеведам никакого содействия в деле создания и регистрации все той же Ассоциации краеведов как общественной организации. Со дня первого и последнего заседания гипотетической Ассоциации прошел год, а воз, как говорится, «и ныне там». Краеведы 18 районов так и не получили ни должного финансирования; ни своего печатного органа.

Показательно, что на учредительном заседании, которое проводилось в конце 2015 г. в помещении Музейного агентства, присутствовал кто-то из чиновников Правительства, но он быстренько сбежал после приветственного слова. В этом вызывающем жесте все отношение губернатора к нашей истории.

В Сланцах же местные авторы и вовсе неожиданно-негаданно подпали под «интеллектуальное рейдерство» «птенцов гнезда Дрозденко», – главы нашего И.Н. Федорова и исследователя В.В. Аристова. Оба персонажа живут в соседнем Кингисеппе. – Это, естественно, никому не нравится, и не может понравиться в ближайшие 100 лет, но господа делают вид, что ничего особенного в деле разрушения сланцевского краеведения не происходит.

«Ничтоже сумняшеся», Аристов с подачи «главы» заключает один за другим договоры с городской библиотекой, сумма которых от общественности скрывается. Здесь собственно кроется главная «коллизия» сланцевского краеведения, к которому ни с того, ни с сего вдруг «воспылали любовью» люди из Кингисеппа.

По некоторым сведениям, приблизительно за год-два ему удалось заключить реально и в принципе 4 книжных договора на писание книг, две из которых называются «Альманах». – В первом Альманахе услужливый «редактор» зачем-то дал бездарные интервью наших чиновников и стихи местных пиитов[1]. Все это вкупе называется концепцией и даже озвучено на сайте ведущей библиотеки С.-Петербурга[2]. – Слов нет.

Концептуально-стилистическая безвкусица сопровождается весьма сомнительным дизайном и иллюстрациями какого-то самодеятельного художника все из того же славного Кингисеппа[3]. Натурные фотографии этого альманаха по определению специалистов и вовсе сделаны на бегу, в буквальном смысле – на мыльницу.

Эта по-своему организованная в Кингисеппе схема писания на потоке «показушных» книг вызывает всеобщее возмущение, которое гасится в СМИ известным способом[4]

Лично я, как автор с многолетним стажем, теперь уже нежелательный гость на страницах 2-х местных газет и на местном телевидении. – Остается промышлять в интернете, где я веду в Контакте сразу несколько краеведческих групп. Спасибо, как говориться, американцам за предоставленную возможность хоть как-то высказывать свои мысли, и за возможность довести до заинтересованного читателя хоть что-то из имеющихся материалов.

Историческая какофония создается штрекбрехером от краеведения, который никогда не бывал в реперных точках нашего района и берет информацию больше из открытых источников, а параллельно работает над своими проектами, которые больше касаются войны. Не будем анализировать его вторую работу целиком, скажем единственно, что он оспаривает в ней утвердившийся в общественном сознании факт того, что княгиня Ольга была когда-то на берегах р. Наровы, в местности Ольгин Крест, и утверждает при этом, что она, посещая северо-запад Руси, и вовсе была… язычницей[5].

Люди из Кингисеппа никак не поймут, что они сланцевчанам в плане истории не нужны. Свою историю мы уж как-нибудь напишем сами, а то, что они нам дают в виде своих «пассажей», часто с ошибками, не имеет никакого личностного аспекта.

Как издевательство над здравым смыслом звучит помпезное вступление ко второй книге Аристова «Прошлое и настоящее Сланцевского района как часть истории Принаровья и России»[6]:

«Автор [Аристов] постарался создать не просто историко-краеведческое издание, но воплотить в жизнь художественную летопись, открывающую новые грани истории прекрасных древних земель на берегах Плюссы, Наровы и Луги…».

В связи с этим следует напомнить, что р. Луга, имеющая в истории Кингисеппа какое-то важно значение, которое нам безразлично в принципе, сланцевчанам, как объект истории, не известна вовсе. Она протекает лишь по северной границе района, и на ней нет ни одной сланцевской деревни. Мне, напр., такие деревни не известны.

Далее во вступлении пишется:

«Сланцевская земля всегда была и остаётся территорией с мощными трудовыми, хозяйственными ресурсами».

«Мощные ресурсы» стагнирующих Сланцев, о которых пишется в этом отрывке, очевидно, это наши четыре сланцевые шахты, которые были затоплены в ходе т.н. «Перестройки». – Это так же былая гордость нашей страны – Сланце-перерабатывающий завод «Сланцы», который давно перешел в частные руки, и сегодня годен лишь в металлолом.

Возможно, что под «Мощными ресурсами» автор имел в виду наши совхозы, не существующие по факту сегодня[7]. Там в свое время были уничтожены тысячи голов скота, в связи с чем в Сланцах прекратил работу Мясокомбинат, а за ним и Молочный завод.

Попутно заметим, что в Сланцах прекратили работу практически все мелкие и средние предприятия, среди которых: Межсовхозный леспромхоз, Лесхоз, Кирпичный завод, к-т «Мебельщик», к-т Стройдеталь, РО Сельхозтехника, «Коксохиммонтаж», Строительный трест № 63, Ремонтно-строительное управление № 231, Дерево-обделочный комбинат, Передвижная механизированная колонна, Ленинградское монтажное управление, Сланцевское производственное объединение грузового автотранспорта, Сланцевское пассажирское автотранспортное предприятие, Хлебозавод, Комбинат общественного питания, Сланцевский городской торг, Сланцевское Райпо, Городское производственное управление бытового обслуживания населения, Вторсырье, Вторчермет, др.

На СПЗ «Сланцы» сегодня из шести труб дымит только одна, и кингисеппские брехуны говорят нам при этом, что в городе нашем есть еще какие-то «ресурсы». Новое руководство завода только и ждет отмашки из центра, чтобы начать распил того же Печного цеха и всех металлоконструкций завода, который в принципе был отдан каким-то деятелям из Москвы, а затем и далее. Отдан завод этот был не для того, чтобы коренные сланцевчане имели здесь хоть какую-то надежду на труд. Молодежь наша из города, и из гибнущих деревень, теперь пытается найти хоть какое-то пристанище в Петербурге, а то и дальше.

Население Сланцев за годы Перестройки и после нее уменьшилось с 45 тыс. чел. до 35 тыс. Куда, интересно, делись 10 тыс. населения города? О чем вообще речь в лживой книге Аристова и его покровителей?

Совсем уж кощунственно звучит остатняя часть победной «преамбулы», составленной, очевидно, самим «мистером «Чего изволите»:

«Сланцевский район – это небольшая, но стойкая и терпеливая часть могучей Ленинградской области, с волнением и радостью встречающая день рождения нашего славного региона»(!) – Тут прямо-таки хочется выругаться.

Нам на это «рождение» этого «славного региона» по сути – плевать. Нам нужна сытая жизнь и реальная работа дома, а не жизнь в вагончике или на съемной квартире в С.-Петербурге. Мне лично на пенсии отупляющая работа на выезде и даже в Москве ни под каким соусом уже не нужна. Я в столице потрудился достаточно, будь она неладна во веки веков. В мегаполисе 4 часа в день уходит только на то, чтобы доехать до службы, где самодуры и начальники по факту измываются над персоналом.

Губернатор наш на Дне Ленинградской области вырядился «товарищем Сааховым», взял бутылку шампанского, надел кепку, и в таком виде явился народу. Большей глупости придумать было нельзя. «Пир во время чумы», воистину.

После такого вступления, стоит ли вообще читать сладкоголосую книгу, плод вольной аналитики Аристова, без всяких на то ссылок и профессиональных рецензий? Не случайно, администрация несчастного города старается любыми путями избавиться скорей от этого многостраничного «трактата» с картинками, и дарит, фактически – навязывает его всем, включая первоклассников, не умеющих читать. Всем дарят, кроме протестующих краеведов.

Диким, кстати, кажется сланцевчанам само название означенной книги, которое в нашем понимании так же звучит кощунственно. Книга Аристова называется «Прошлое и настоящее Сланцевского района как часть истории Принаровья и России».

Автором здесь сказана явная чушь, поскольку Принаровье, – лишь часть Сланцевского района, микрорегион, о котором можно-таки сказать отдельно, но для этого по Принаровью надо ходить, ездить и говорить с людьми, описать вкратце местный музей в Загривье.

С какой это стати район наш является сегодня частью какой-то своей части? Тавтология[8] и тарабарщина явная. По-русски так не выражаются. В противном случае Сланцевский район является так же частью других его частей, Самро, напр., Поплюсья, Причудья, Старополья, Полей.

Путешествиями по району и натурными исследованиями новоявленному «редактору» заниматься некогда, и потому его книги никак не привязаны конкретно к нашим реалиям. В них нигде толком не поминаются наши погосты, не помянуты и наши многочисленные книжные источники по церквям, которых написано было в свое время на удивление много. По всем из них есть соответствующие исследования, но вот по книге человека из Кингисеппа создается такое впечатление, что наши предки все сплошь были атеистами, и церковь в их жизни не имела никакого значения.

Это не так, и это – далеко не так. Об этом, «не взирая на лица», надо реально писать и писать, поскольку на изломе XIX и XX вв. на территориях совр. Сланцевского района крестьяне практически единовременно возводили 10 храмов. Сегодня же у нас о косметике небольшого дома в 10 – 16 квартир прописывают и трубят по году во всех СМИ, и даже публикуют победные «реляции» в интернете. Смешно и грустно как-то от такого убожества.

Красить дома – это всенепременная и почетная обязанность главы. Красить, и не лезть в процесс написания книг. Если же ему хочется оставить книжную память по себе, то логичнее было бы, и корректнее, поинтересоваться сначала, – какие тут есть наработки в означенном деле, и не тащить за собой своих знакомых.

В книге Аристова, кстати, даже не помянуто единственное сообщение Псковской летописи об одной из наших деревень. Этим сообщением мы все, в принципе, очень гордимся, но какой же это знаток нашего края, который не заглядывал в летописи?

Речь, между тем, в них идет о «псковском селе» Кушела, которое долгое время являлась административным центром одноименной губы и откуда происходила известная икона, перенесенная в свое время в Гдов, а там уже с почетом перенесенная в Гдовский собор не кем-нибудь, а тестем Иоанна Кронштадского. Одно это уже само по себе заслуживает масштабного исследования. Тесть этот служил в свое время в храме с. Кярово и хоронил там дядьку Императора Николая I, героя войны 1812 г. графа Коновницына.

Это Кярово, и сам владелец его Петр Петрович Коновницын, который упоминается Львом Толстым в эпопее «Война и Мир», являют собой большой «феномен истории», который надо изучать, изучать и еще раз много-много изучать, а у нас в этом вопросе ничего не делается. Нам придумывают и преподносят высосанные из пальца «проекты» из Кингисеппа и говорят, что именно так оно должно быть. Знающие люди при этом все делают удивленное лицо, а кто не знает ничего, тому все равно.

По факту у нас в области по факту истории получается сплошная «кингисеппщина» какая-то. Смотреть тошно, разумея, что здесь нас попросту дурят.

Мне кажется, нельзя сегодня, в век общей коммуникации и информации, писать исторические книги с такими историческими «дырами». Нельзя Правительству финансировать творчество Аристова применительно к соседним регионам, о которых он, прикрываясь мифическим «регионоведением», ничего толком не знает. Если же Дрозденко импонирует «творчество» этого автора, пусть заберет его себе в штат, и пусть тот не мешает развитию исторического процесса в Сланцах. У нас и своих тем без посторонней помощи с избытком. Кстати, Аристов такой же «регионовед», как я прима Большого театра.

История – это не бизнес, а кровная память наша, наш исторический престиж. У нас, между прочим, жили родственники Лермонтова, Грибоедова, Шишкова, Муравьева-Карского и Чавчавадзе, у нас жили Хвостовы-литераторы, которые были в родстве с тем же Лермонтовым, у нас бывали в гостях у Дружинина Тургенев, Некрасов и Григорович. Куда ж больше.

Дружинин оправдывал всегда свою фамилию, и в его усадьбе давно пора сделать и памятные знаки, и вообще – что-то делать. – Там «Домик Тургенева» продают за 300 тысяч, но это уже дело Псковской культуры, поскольку совр. д. Марьинское относится теперь к Псковской области.

Из наших мест была родом супруга Иоанна Кронштадского, и он сам неоднократно приезжал на Гдовщину, в Пенино, Озера, и вроде бы даже на Св. Пещеру в Доложске. По некоторым сведениям батюшка однажды посетил даже пог. Поля, а это уже совр. территория г. Сланцы.

У нас в Сижно родился Преп. Алексий Ставровский, которого большевики убили в 1918 г., а из родного села нашего главы, из Ложголово, происходил Алексий Кузнецов, настоятель Св. Пантелеймонова монастыря на Св. Горе Афон. Туда, на Афон, недавно ездил наш президент, В.В. Путин, и Патриарх ездил, а у нас такой информационный повод в Сланцах никто даже и не пытался использовать. Все хором готовились ко Дню Ленинградской области.

У нас есть даже свои историки XIX, нач. XX вв., писавшие о нашем крае и даже о С.-Петербургской епархии. Все это перечеркнуто самоуправством главы и его визави.

Пользуясь случаем, привожу досадный пробел о Кушеле, о которой я напишу в другом уже месте:

«…(6849/1341) То же месяца догадавшеся псковичи пешцы молодые люди поидоша воевать Занаровьа 50 муж о Калеке о Карпе о Даниловиче, а в то время Немци переехавше Норовоу, повоеваша села псковскаа по берегоу, и Карп с дружиною сретошася с Немци с норовцы на Коушели оу села на болоте, и, ополчивеся, псковичи сташе с Немци битиси крепко, на память Рожества святого Ивана Крестителя, и оубиша Немец на припоре 20 моуж; и побегоша прочь посрамлени, повергыи полон всь добыток свои, и прогнаше их за Наровоу, а сами псковичи, поимавше всь добыток их и самых оружие и порты, воротишася во Псков».

***

Возвращаясь к проблемам исконно сланцевского краеведения, истории местной, без всяких на то «регионоведческих» инсинуаций и откровенного шулерства, скажу, что у нас с 70-х гг. прошлого века не обновлялась экспозиция Сланцевского Историко-краеведческого музея, который давно уже не отвечает реалиям времени. – Сотрудники его в конце года 3 месяца и весь январь с утра до вечера в условиях полного отсутствия финансирования пишут отчеты. За десятилетия существования музея здесь ни разу руководством из С.-Петербурга не ставилась задача составления хотя бы мало-мальского буклета по фондам, не говоря уж о книге.

Обшарпанный музей наш, который благополучно и от греха подальше в День Ленинградской области в 2016 г. прикрыли на ремонт, когда у нас проводился большой и веселый праздник, давно требует кардинальной реконструкции. К нему нет нормального подъезда, а козырек над витринами рухнул в незапамятные времена. Что там творится внутри, писать не решаюсь. Пусть с этим делом разбираются специалисты.

Мне кажется, для музея нашего, прежде всего, следует искать новое помещение и расширить смысловой статус его, присовокупив к нему художественную галерею, напр., и тот же Дом крестьянского быта. Художников в городе всегда было много, а потому их картины должны, наконец, получить значение историко-художественных экспонатов, а бытовые предметы, так же весьма многочисленные, вполне могут разместиться в отдельном здании, напр., в д. Б, Поля, где для школьников в игровой форме должны проводиться специализированные Дни музея.

Для реального пополнения экспозиции экспонатами времен СССР, следует предусмотреть в статусе музея не только особый функционал «города шахтеров и химиков», но и вменить в обязанность сотрудникам функцию сбора бытовых предметов недавнего прошлого, дабы посетители могли видеть воочию, как жили их родители, деды и прадеды на протяжении всего ХХ в.

Сам музей по праву должен теперь называться «Музей сланца», как у наших коллег-побратимов в соседней Эстонии, где сланцевая отрасль худо-бедно еще существует и где ей уделяется должное внимание.

У соседей вообще отношение к истории – бережное. Там с любой руины пыль сдувают и по возможности стараются привести ее в божеский вид, а у нас, здания послевоенной еще постройки, в которых могли бы разместиться коммерческие структуры, или даже жить люди, нередко заброшены, ветшают и предоставлены вандалам. О зданиях дореволюционной поры надо и вовсе говорить отдельно.

В Кохтла-Ярве работает и поддерживается на уровне «Музей сланца», о чем можно убедиться на соответствующем сайте. У нас же в области считают, что Сланцы со своим музеем могут и подождать. Тут даже не могут привести в порядок исторические памятники, что находятся перед фасадом административного здания Шахты им. С.М. Кирова. В чудовищном состоянии находится Кировский мост и несколько довоенных зданий по ул. Кирова и Партизанской, которые являются по сути объектами экскурсионного показа.

Знал бы Киров, которого здесь все звали любовно – Мироныч, что такое произойдет с его детищем, он бы в гробу перевернулся. Не случайно, Сланцы когда-то называли «Городом Кировской мечты», а сегодня в русском словаре нет подходящего слова, чтобы описать то положение с местной историей, в которую норовит влезть, кто ни попадя.

В город, кстати, неоднократно приезжал Председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, но музей этот ему почему-то не показали. Ему показали нашу библиотеку, где в постперестроечную пору вывезли в макулатуру в буквальном смысле несколько тонн качественной литературы, включая русскую классику до 1917 г.[9], и где недавно еще персонал активно работал по программам Сороса. Он внедрял здесь в неокрепшие души идеи толерантности, секспросвета и даже самоопределения детьми своего пола. – Здесь детям нашим устраивали телемосты, на которых обсуждали с писателями-извращенцами содержание «срамных» книг и т.н. «европейских ценностей».

Детям на встречах в библиотеке, напр., на полном серьезе предлагали обсуждать содержание книги Вильке «Шутовской колпак». Если «погуглить» сеть, то станет ясно, кто есть эта Вильке. Вот и анонс этой книги, написанный явно по лекалам специалистов из структур, близких к западным спецслужбам:

«В прошлом году писательница Дарья Вильке написала книжку для подростков «Шутовской колпак», один из героев которой гей. Этим летом Государственная Дума планирует принять «закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних». Издательства и писатели в растерянности: является ли честный разговор о проблемах, с которыми может столкнуться любой человек, пропагандой чего бы то ни было? Не приведет ли уход от честного обсуждения важных для каждого взрослеющего человека вопросов к уходу в дальнейшем от ответственности и самостоятельности выросшего человека?

Писательница и издатели предлагают старшим школьникам и выросшим взрослым открыто обсудить эти вопросы на дискуссии.

16+».

Практически в то самое время, как в Москве президент В.В. Путин совместно с Патриархом обеспечивали создание памятника Великому крестителю Руси Князю Владимиру, директриса Сланцевской библиотеки лично разогнала Православное общество, которое было организовано при филиале в Лучках. Там просто собирались люди, и к ним приходил говорить священник.

По факту наша библиотека, сегодня уже «Лучшая библиотека Ленинградской области», недавно еще занималась антигосударственной деятельностью. Видимо, именно за это ей и было присвоено почетное звание, и именно за это сюда идут немалые деньги, которых нет у городского музея.

Таковы на самом деле реалии этой библиотеки, которая сегодня выполняет очень и очень сомнительный функционал молодежного клуба, и где прихлопнули на досуге программу «Православная инициатива 2015 – 2016»[10], которую курировал Патриарх.

Несчастного инициатора проекта, которая имела «неосторожность» выиграть «грант Патриарха», подвергли оговору, травле, гонениям, дабы в Ленинградской области больше не было никогда «Православного прецедента». – Кто-то ж направлял из Питера этот самый процесс, на который резонанса в СМИ практически никогда не было[11]. Затем, не взирая на мнение верующих, ее потащили в суд, уволили из библиотеки, а в дополнение – заставили выплатить судебные издержки.

Вот так бывает в отдельных у нас городах за фасадами пышных праздников и Потемкинских деревень. Видимо, «Что-то в нашей консерватории не так».

Надо особо подчеркнуть при этом, что в Кремле сегодня главенствует уже совершенно иной тренд, который гласит: «Кто не понимает значения Православия для России, тот не есть патриот».

Особое внимание следует обратить на то, что явилось на полках Сланцевской библиотеки вместо старой нашей добротной литературы. В «учреждение»[12] это завезли в большом количестве «чтиво», которое разлагающе влияет на неопытного читателя. За чтением чтива, к тому же, особо следят некие структуры в Петербурге, больше похожие на филиалы западных спецслужб. Кого-то это очень и очень интересует.

Персонал почему-то составляет теперь для них подробные отчеты о книжном перечне и о прочитанном количестве книг в мягких обложках. Вот бы на что обратить внимание Нарышкина в этой библиотеке, но в нужный день в этом месте рядом с ним хороших государственников не оказалось.

В районе при этом чудесным образом в Загривье, Старополье, Выскатке и Новоселье сохранились школьные музеи при сельских школах, которые с начала своего основания тоже ждут хотя бы какого-то финансирования и книжных грантов на описание фондов. Этим музеям давным-давно нужны оборудование, технические средства, учредительные документы о статусе, в которых должно быть прописано все, в т.ч. взаимодействие сельских музеев с Историко-краеведческим музеем Сланцев.

Дело в том, что в них нередко теперь находят пристанище предметы из несанкционированных раскопок. Важно так же наладить между музеями экспозиционный обмен. В Школьных музеях без должной атрибуции и охраны находится все, вплоть до неолитических топоров, средневековых копий и пулеметов последней войны.

В Школьных музеях, напр., никто не фиксирует кражи, поскольку они находятся в ведении случайных лиц, которым за работу не производится доплата. Какая в этом случае в селе может вестись исследовательская, поисковая и экспозиционная работа?

Кстати, при смене в стране исторической парадигмы музеи школ по особому приказу уничтожались без зазрения совести и в первую очередь. Так было и у нас в годы т.н. «Перестройки», когда ретивые директора попросту уничтожили нашу память, которая копилась годами в виде документов и экспонатов. В Сланцах, напр., в самом городе, не осталось ни одного Школьного музея, и в заключение был уничтожен Музей Дома пионеров, который стыдливо был переименован в Дом детского творчества, и куда теперь профессиональному краеведу на работу попросту не попасть. – Нет у него, видите ли, специального диплома, а потому он должен работать строго дома, делая, по сути, большое государственное дело, борясь за чашку супа с высерами безграмотных чиновников.

На самом же деле система боится этого краеведа, его мышления боится и устоев. Он слишком много помнит и знает из прошлого, и ум его фиксирует все, что надо, и не надо, в то время, как СМИ и педагоги в это же самое время формируют в сознании обывателя образ Сланцев в виде «Города солнца». Об этом тоже есть фразы в «Альманахе Аристова», который он столь удачно «отжал» у нас вместе с патронами.

В городе были попутно уничтожены все производственные музеи, имевшиеся в свое время на СПЗ «Сланцы» (1996), Цементном заводе и в автотранспортном предприятии СПОГАТ. Поскольку у нас никогда не было, и нет достойной городской исторической программы, производственные собрания фотографий и экспонатов попросту сжигались разного рода деятелями от профсоюзов. Исключения здесь были редки.

Городу, как и везде, сегодня «катастрофически» необходим человек, функционал которого можно бы было условно обозначить как «разъздной архивист». Это задача государственного масштаба, которую надо когда-то решать.

Не может же, в самом деле, энтузиаст бесконечно организовывать на собственные средства ближние и дальние экспедиции по тем же архивам России, в С.-Петербург, Псков или Выборг. А есть еще у краеведа надобность посетить Москву (архивы РГАДА, РГАСПИ, РГАЛИ), Подольск (архив ЦАМО).

Необходимо у нас, да и везде в России, реально возрождать т.н. «Охрану памятников». Дело в том, что наши административные структуры регулярно снижают статус имеющихся памятников и дают неверные исторические заключения при землеотводе. В результате в Сланцах оказываются застроенными участки на р. Плюсса, которые могли бы иметь общественное значение.

Необходимо создать в городе, а лучше – при Правительстве Ленинградской области, компетентный книжный экспертный совет со своим бюджетом, который не допускал бы впредь волюнтаристских решений в деле книгоиздания. Дело в том, что город и район нуждаются не в помпезных книгах за сотни тысяч рублей, над которыми денно и нощно в соседнем городе трудится новоявленный редактор, но они нуждаются в мало-бюджетных книгах по конкретным нашим темам и местам, которые в основном нами уже наработаны. Здесь не надо искать каких-то немыслимых сюжетов, но следует обнародовать тот исторический «ликбез», который составляют мои и моих коллег материалы. Публика хорошо знает об их существовании и давно ждет в виде брошюр и небольших книг.

Читающая историю публика в городе не ждет очередные опусы из Кингисеппа, где люди почему-то все время думают – чем бы нас в очередной раз порадовать. – Сколько можно навязывать нам сторонних авторов, вовсе не знакомых с нашими реалиями? Краеведение – это не переписывание открытых источников, это описание, прежде всего, того, что можно видеть собственными глазами, пощупать в буквальном смысле руками. Тогда только и вяжется и создается незримая нить между прошлым и будущим.

Прежде всего, власти следует изыскать средства на книги о реперных точках района, основной материал, по которым, в принципе, есть. Это: Ольгин Крест, Скамья, Пенино, Козья Гора, Заручье (Доложск), Кушела, Ложголово, Старополье. Все это связано с нашими погостами, о которых Аристов не имеет никакого понятия. Он нам пересказывает историю соседних регионов, и параллельно дает сведения о строительстве крепостей Гдова, Копорья и Ивангорода, но это отнюдь не является историей Сланцевского района.

Администрации области надо постоянно и плотно стимулировать реальное краеведение, по факту – «передовой край» исторической науки. Давно пора писать большую и малую историю малой нашей родины.

В Гдовском уезде, напр., куда сегодня входит и территория совр. Сланцевского района, по свидетельству писателя А.В. Дружинина было когда-то ок. 300 усадеб. – Где хоть одно исследование по этим усадьбам? Тут не с краеведов надо спрашивать, а с просвещенных наших руководителей, от которых зависит решение – дать или не дать денег на ту или иную книгу в регионе.

Пора, давно пора прекратить практику издания т.н. «красивых» книг, которые стоят десятка книг, сделанных много скромнее, рангом поменьше, в которых будут написаны истинные новации, которых ждет публика. Надо почаще печатать книги, которые стоят на грани сенсации. Они, эти сенсации, есть везде, буквально, – в каждом городе или селе.

Надо создать в области, да и по всей России, особую программу «Бюджетная книга», когда узко-региональное исследование издается в мягкой обложке за небольшие деньги. Только таким образом мы издадим все, что написано дотошными краеведами в нашей многострадальной области. И не надо нам «прикрываться» известными памятниками, зная прекрасно, что есть у нас заброшенные дворцы и разрушенные храмы. Вот где непочатый кладезь историй, а не в сотый раз рассказанный-пересказанный фонд памятников, вроде Ладоги, Гатчины, Пушкина, Выборга и Ивангорода. – Сколько можно «мусолить» об одном и том же, из года в год?

Нельзя нанимать для писания «популярной» истории корреспондентские агентства и авторов, которые обещают всем «сделать красиво». В этом плане показательна в областном масштабе история проекта «Ладья», который удачно «схлопнулся», громко заявив о себе, а в итоге отделался лишь общими словами.

Название «Этно-конфессиональный» (!) альманах при внимательном прочтении наводит на «крамольную» мысль: «А может ли какая-либо религия вообще соседствовать в одном журнале с этнографией?» Кто и когда вытащил на свет и «подсказал» губернатору провокационный «концептуал», кто дал его в самый что ни на есть год крушения в Европе политики дикого «мультукультурализма»? Кстати, соответствующая группа «Ладья» в Контакте не обновлялась с 2015 г. Вот вам и история в исполнении Правительства Ленинградской области.

Не могут никакие корреспонденты, менеджеры, фотографы, да и самые навороченные дизайнеры, заменить вдумчивую, по сути – научную работу профессионального краеведа, историка, который живет на грани фола десятилетиями, которому за подвиг надо по факту – платить, а не смотреть на него невинными и непонимающими глазками.

Надо дать, наконец, возможность краеведу читать на платной основе лекции в школах, техникумах и библиотеках, поддерживая его труд материально. Надо утвердить соответствующий почетный знак «Краевед Ленинградской области», и это важно. Люди, пишущие Летопись страны, никак у нас не отмечены властью. – Позор.

Недавно сланцевский краевед А.Ю. Дорошенко издал за свой счет сборник статей, при всем, при том, что эти небольшие деньги ему на книгу, фактически – 20 тыс. руб., должны были дать «чиновники», в буквальном смысле из своего кармана. – Никто ему этих копеек не дал.

Дело, по сути, мы делаем общее, но при этом оказывается, что на крыши и фасады деньги в области и в городе есть, и деньги немалые, а копеек каких-то на книги – коренным сланцевчанам у главы ту губернатора – нет. – Они есть у них почему-то на историческое «творчество» Аристова, который писать о Сланцах без историко-смысловых ошибок, очевидно, не умеет. Скоро его ошибки будут у нас в школах изучать.

Удивительно так же бескультурье нашей власти. Мне, напр, как автору Сланцевского Альманаха так и не дали до сих пор ни одного авторского экземпляра, а ведь я планировал послать его в Америку, родственникам последнего нашего Императора, Коновницыным. Не вышло. То, что сотворил Аристов с исходным текстом о Коновницыных, никак не соотносится с понятием о работе редактора.

Дело, видимо, и в том, что я указал в сети конкретно на «приватизацию» сланцевского краеведения сторонними лицами, которые трактуют у нас дело истории под эгидой губернатора Ленинградской области.

У краеведа, как правило, много профессиональных трат, которые он и его семья несут добровольно. Здесь и многочисленные разъезды, и дорогостоящая техника, и печатание книг за свой счет. Ту же технику и печать может, напр., взять на себя область. Это для нее станет недорого, а эффект будет разительный.

Пора-таки, пора, предусмотреть в бюджете области специальные траты на исторические изыскания конкретных искателей, а не нанятых щелкоперов, для чего в Правительстве должен быть специальный человек, совестливый координатор, который бы знал насущные нужды краеведения, которое раньше, в начальные годы советской еще власти, считалось по праву передовым фронтом науки. Пора нам в очередной раз собирать разбросанные камни истории…

[1] «Ситуация со сланцевским альманахом 2015 г.– сюжет для мемуаристики. …Надо признать, что редактор Аристов сработал плохо, нанеся на «лик администрации» «имиджевое пятно».

Будько В.И. Из рукописи.

[2] «Сотрудничающий со Сланцевской библиотекой историк, член Союза писателей Москвы, президент Исторического общества Ямбурга – Кингисеппа и редактор-издатель альманаха «Малая Родина» В.В. Аристов предложил свой проект издания. Он разработал и представил руководству Сланцевской библиотеки концепцию нового краеведческого издания – «Сланцевского альманаха». Концепция была принята, между Аристовым и Сланцевской библиотекой в лице ее руководителя Т.А. Соловьевой был заключен договор на подготовку и издание альманаха. Согласно договору Аристов отобрал материалы для первого выпуска, осуществил их редактуру, выполнил подбор необходимого иллюстративного материала, написал ряд статей, соответствующих разработанной им концепции, привлек к разработке макета альманаха петербургского книжного дизайнера А.Г. Плюскову и кингисеппского художника В.А. Ухина. В декабре 2015 г. первый выпуск альманаха вышел в свет».

Сайт Российской государственной библиотеки.

[3] Мне, как графику с завидным стажем, обидно сознавать, что книга по Сланцам не только по содержанию «сырая», но и по части иллюстраций на шедевр явно не тянет. – На создание ее следовало бросить лучшие силы Сланцев, графиков и фотографов, создать координационную группу, наконец, а не притягивать за уши самодеятельность соседнего города.

[4] «В этом свете удивляет позиция наших СМИ, которые в вопросе отчего книгоиздания все вдруг ослепли и оглохли. И Культура при этом тоже приняла позицию невмешательства. Может быть, наши СМИ это и не СМИ вовсе, а наша Культура и вовсе не наша Культура? Про библиотеку – молчим. – Им всем наступили на горло.

Вопрос слишком серьезный, что б я им занимался один. Прежде всего, область должна вмешаться в конфликт интересов, который сегодня не может быть разрешен на месте, и в частности – на страницах группы «Сланцы город».

Будько В.И. Из рукописи.

[5] Зачем вообще оспаривать в популярных книгах устоявшиеся бренды, факты и даты, не знаю, но на них зиждится местная геральдика, праздники, даты, легенды, наконец.

[6] Аристов В.В. Прошлое и настоящее Сланцевского района как часть истории Принаровья и России. СПБ. Сланцы. 2016.

[7] Из пяти совхозов Сланцевского района сохранился в сильно усеченном виде лишь совхоз «Родина», который сегодня уже по факту уже не является совхозом. И он переживает не лучшие свои дни.

[8] «Тавтология может быть частью корректного по смыслу высказывания, но является нежелательной, кроме случаев, когда это намеренный стилистический приём, поскольку может затруднять восприятие высказывания или придавать ему ненужную экспрессию». Википедия.

[9] Я видел среди сданных в макулатуру книг букинистические научные издания 1940-х гг., и взял себе на память сочинения Д.В. Григоровича, который приезжал в Гдовский уезд неоднократно в имение А.В. Дружинина Марьинское.

[10] http://www.pravkonkurs.ru/documents/contest_regulations.php

[11] Умеют у нас-таки СМИ работать без острых проблем, обходить углы и воротить нос по ветру.

[12] Теперь у нас везде так.

Наши рекомендации