Социально-трудовое законодательство – форма социальной защиты трудозанятого населения
Власть как институт-субъект социальной помощи традиционно регламентировала деятельность институтов общества в сфере отношений социальной помощи посредством законодательства. Объектом отношений выступала бедность, а социальная помощь была ориентирована, как правило, на нетрудоспособные категории граждан: престарелых, сирот, вдов, инвалидов и др.
Развитие производственных отношений, изменение общественного сознания, обострение классовых противоречий вызвали необходимость регулирующих воздействий власти и в сфере труда, отношений, складывающихся между предпринимателями и наемными работниками, в интересах социальной безопасности и спокойствия. Рынок сам по себе не был способен установить оптимальные взаимоотношения между трудом и капиталом. Осознание этой истины потребовало создания правил и норм отношений в сфере труда.
Неурегулированность вопросов найма и оплаты труда, потери трудоспособности, связанной с трудовым процессом, тяжелые и вредные условия производства, высокая продолжительность рабочего времени, отсутствие элементарных форм охраны труда и высокий уровень травматизма, детская занятость – все это порождало риски, ухудшающие социальное положение людей, высокую конфликтность трудовых отношений.
Сложившиеся отношения в сфере труда перестали восприниматься как общественно-нормальные и потребовали вмешательства государства.
Риски социального положения, связанные с трудовой деятельностью человека, по мере развития промышленности становились актуальными для большинства людей. Они ухудшали социальное положение полезных, самообеспечивающихся членов общества, превращая их в нетрудоспособных (калек, инвалидов и т. п.), пополняющих ряды бедных, либо в граждан асоциального поведения, что уже требовало внимания и средств власти и общества.
Поэтому государство начинает действовать в качестве института-субъекта социальной защиты – защиты социального положения наемных работников от рисков в сфере трудовых отношений. Функцию субъекта социальной защиты власть реализует косвенно, формируя правовую базу, регламентирующую различные стороны трудовых отношений через введение законодательных норм прямого действия.
Объективно регулирующее воздействие власти было направлено на социальную защиту трудоспособной и занятой на производстве части населения. Поэтому, впервые, объект помощи не бедный или нетрудоспособный, а трудозанятый человек.
Пионером социально-трудового законодательства была Англия. В 1802 г. появляется первый фабричный закон, ставший самой ранней попыткой улучшения санитарно-гигиенических условий труда наемных работников. Закон определял меры по предупреждению несчастных случаев на производстве, ограничивал продолжительность рабочего дня.
В 1842 г. принимается акт, запрещающий подземную ночную работу детей и подростков, впервые установивший правительственную фабричную инспекцию.
Во Франции правовое поле трудовых отношений выстраивается в период Парижской Коммуны. Так, в 1871 г. принимается декрет, запрещающий ночную работу в пекарнях, отменяются произвольные штрафы и удержания из заработной платы рабочих. Был разработан проект декрета, предусматривающий установление минимальной сдельной и поденной заработной платы рабочих. В 1898 г. принимается закон о производственном травматизме. В соответствии с этим законом работодатель несет ответственность за все производственные риски и выплачивает компенсацию в случае ущерба.
В Германии в 1871 г. принят “Закон о материальной ответственности”. Он устанавливал ответственность владельцев железнодорожных предприятий за несчастные случаи, которые произошли с работниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов*66. В 1883 г. издан закон о страховании на случай болезни, в 1884 г. – о страховании от несчастного случая, а в 1889 г. – законы о страховании на случай инвалидности и по старости. Финансирование пенсий осуществлялось за счет работодателей и работников.
*66: {См.: Сидорина Т. Ю. Два века социальной политики. – М.: РГГУ, 2005, – С. 54.}
Законодательно установленные властью правила и нормы, регламентирующие трудовые отношения, появляются в конце XIX в. и в других странах.
Работодатели, выступающие как потенциальные источники рисков в сфере труда, ощутили регулирующее воздействие власти: была определена их ответственность, установлены законодательные нормы, защищающие права и интересы человека наемного труда. “Становится нормой, когда весь спектр экономических затрат, связанных с профессиональными рисками (вопросы техники безопасности, гигиены и медицины труда, компенсации утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), несет работодатель. По другим же видам социальных рисков расходы распределяются между предпринимателями (работодателями) и работниками”*67.
*67: {Роик В. Д. Основы социального страхования: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 39.}
Зародившееся трудовое законодательство было направлено на минимизацию рисков, ухудшающих социально-трудовое положение граждан, регламентировало компенсацию ущерба, определяло меры ответственности, права и обязанности участников трудовых отношений.