Справка по реализации программы в 2014-2015 учебном году
Объединение внеурочной деятельности функционировало на протяжении 2, 3 и 4 четверти учебного года. Списочная численность объединения составила 18 человек, актив, не допускавший пропусков и принявший активное участие во всех основных проектах, составил 7 человек. Учебная программа на конец учебного года выполнена полностью.
К числу достижений Объединения можно отнести разработку познавательных игровых методов, основанных на подборе компьютерных игр, обладающих реальным потенциалом по реконструкции конкретных исторических событий. Участники Объединения представили этот метод остальным обучающимся в ходе открытого урока «Микены и Троя». Материал по всеобщей истории может быть лишь косвенно использован для формирования гражданской идентичности, но урок был полезен именно как отработка метода, применимого для ценностно ориентированных исследований любых исторических событий. На уроке был поставлены и разрешены проблемные вопросы: «Можно ли считать рассказ Гомера об окончании Троянской войны достоверным с точки зрения знаний о венных технологиях того времени?» и «Для греков или троянцев Троянская война была справедливой?»
Участники Объединения, обладая опережающими знаниями и более развитыми коммуникативными УУД, были активом любого класса на обычных уроках в течение всего учебного года. Таким образом, был осуществлен синтез урочной и внеурочной деятельности.
К числу проведенных мероприятий Объединения относится урок мужества, посвященный столетию начала Первой мировой войны, на котором были объединены художественное творчество и исследовательская работа учащихся: подготовлены и сделаны доклады о причинах войны, потерях России, ярчайших полководцах. Научный материал чередовался с патриотическими стихами и песнями. Участники мероприятия получали навык написания научных текстов, публичных выступлений, почувствовали себя причастными к боевой славе предков.
В рамках оформления МОУ к 9 мая Объединение создало стенд-презентацию «Челябинская область в годы Великой Отечественной войны. Интересные факты». Важное воспитательное значение имели экскурсии в Челябинский филиал ВУНЦ ВВА ВВС РФ им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, военно-исторические музеи города Челябинска.
В 2015 году участники Объединения создали творческий исследовательский групповой проект «Крым – наш!». В рамках этого проекта ребята изучили исторический материал и отобрали необходимую часть для учебного фильма, освоили ИКТ-технологии, попробовали себя в роли начинающих кинематографистов. Учебный фильм, созданный без привлечения профессиональных ІТ-специалиста и режиссера, представляет собой обзор истории Крыма, обоснование исторической неизбежности принадлежности Крыма Российской Федерации. В ходе работы над проектом внимание уделялось как исторической точности, так и высокой патриотической подаче материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ разделов и тем | Названия разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
І | Вводные занятия | - | ||
Задачи, проблематика объединения. Входное анкетирование. | - | |||
Значение войны в истории. Присяга, знамя, честь. | - | |||
ІІ | История военного дела от Древности до ХІХ века | |||
Военное дело Древнего Востока. | - | |||
Военное дело Древней Греции. | - | |||
Военное дело Древнего Рима. | ||||
Военное дело Средних веков. | - | |||
Военное дело Раннего Нового времени. | - | |||
Военное дело Нового времени. Становление самобытной русской полководческой школы. С выездами в Выставочный зал оружия и военной формы при ВПО «Воин» и Историко-краеведческий музей г. Челябинска | ||||
Наполеоновские войны. | ||||
Крымская война. | - | |||
Войны второй половины XIX- начала XX веков. | - | |||
ІІІ | Военные события XX- начала XXI веков. | |||
Первая мировая война. | ||||
Гражданская война в России. | ||||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Проблема фальсификации военной истории. | ||||
Войны второй половины XX- начала XXI веков. С выездом в Музей Воинов-интернационалистов г. Челябинска. | ||||
Проблемы терроризма, глобальной безопасности и угрозы новой полномасштабной войны. | ||||
ІV | Национально-региональный курс | |||
Становление Оренбургского казачьего войска. С выездом в Станичное правление станицы Смолеозерной ОВКО | ||||
Челябинцы на Русско-японской и Первой мировой войнах. | - | |||
Гражданская война в Челябинской области. | ||||
Челябинцы на Великой Отечественной войне. | ||||
V | Вводный практический курс | - | ||
Уставы Вооруженных сил РФ. | - | |||
Система обеспечения обороны и безопасности РФ. С выездом в Челябинский филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» | - | |||
Вводный курс строевой подготовки. | - | |||
Действия при угрозе терактов и ЧС. | - | |||
VІ | Итоговые занятия | - | ||
Отчетная конференция | - | |||
Выходное анкетирование | - |
ОПИСАНИЯ РАЗДЕЛОВ.
Раздел І. Вводные занятия. Понятие о войне. Присяга. Честь. Знамя. Россия в войнах. Место и значение войны в истории. Методы изучения военно-исторических событий. Моделирование как один из них.
Раздел ІІ. История военного дела от Древности до ХІХ века.Стратегия. Тактика. Фронт, фланг, тыл. Пехота, кавалерия, артиллерия. Смена военных держав: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Македония, Рим. Александр Македонский. Юлий Цезарь. Римский легион – прообраз современных Вооруженных сил. Упадок военного дела в Средние века. Появление огнестрельного оружия. Самобытная русская полководческая война: от Александра Невского до М. Д. Скобелева. Противники России: Карл ХІІ, Н. Бонапарт. Наполеоновские войны и Крымская война как первые примеры глобального геополитического противостояния.
Раздел ІІІ. Военные события XX - начала XXI веков.Изменения в военном деле: механизация и моторизация. Россия не проиграла Первую мировую войну. Гражданская война в России. Цели, сущность и результаты Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Основные операции Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Проблема фальсификации военной истории (высказывались некоторые сомнения по поводу уместности данного сюжета в заявленной возрастной категории, но он включен в Программу по просьбе самих детей). Холодная война и локальные конфликты. Афганская война. Операция по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской республики. Современная типология войн. Терроризм. Возможность Третьей мировой войны.
Раздел ІV. Национально-региональный курс.Зарождение казачества. Оренбургская экспедиция и Оренбургский корпус. Оренбургские казаки и другие южноуральцы в войнах России. Восточный фронт Гражданской войны. Уральский добровольческий танковый корпус. История семьи в контексте военной истории.
Раздел V. Вводный практический курс.Общевоинские Уставы ВС РФ. ВС РФ и другие силовые структуры РФ. Организация военной службы. Строй. Строевая стойка. Основные строевые приемы. Действия при угрозе теракта и ЧС в школе, на улице, дома.
Раздел VІ. Итоговые занятия.Подготовка и представление отчетного мероприятия.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ.
1. Теоретическая часть – изучение терминов и исторических реалий.
2. Практическая часть – моделирование.
3. Обсуждение.
4. Домашнее задание (не обязательный элемент) – сообщение.