Снятие вечевого колокола. Миниатюра Лицевого летописного свода и гравюра XIX века
Владения Строгановых, переселившихся в новые земли, ширились, промыслы их росли. 9 апреля 1519 года Строгановым была дана от государя грамота на "дикие леса и соль Качановскую в вечное владение", а ко второй половине XVI века они значительно расширили свои владения в Перми. Так, еще при Анике Федоровиче и его сыне Якове Аникеевиче Строганове грамотами 1558 и 1564 годов роду перешли земли по берегам Камы протяженностью 146 "немереных" верст, а также берега реки Чусовой.
Расширение торговли пушниной требовало освоение новых путей, росла и нужда в дальнейшем проникновении на Восток, уже за Уральский хребет. Тогда у Строгановых и явилась мысль о покорении Сибирского ханства. И началась эпопея освоения Сибири, ведь именно на средства Строгановых были организованы походы "покорителя Сибири" Ермака!
Ныне мы чаще всего пытаемся представить себе купцов Строгановых, живших в XVI веке, по современным фильмам о Ермаке. Но они далеки от истины. Образ едва грамотного купца не соответствует исторической правде, ибо Строгановы считались чуть не самыми образованными людьми своего времени. Об этом говорят и дошедшая до нас Строгановская летопись, да и весь их архив, хоть и изрядно поредевший за последние два века, но тем не менее сохранивший сведения, которые дают картину неожиданную.
Поход Ермака. Рисунок из Кунгурской летописи
К примеру, согласно этому архиву, известно, что уже Аника Строганов имел библиотеку в 205 книг, и это было самым значительным частным собранием в XV веке; сравниться с ним могла разве что патриаршая библиотека. А внук Аники Лукича, знаменитый ныне по фильмам Максим Яковлевич (тот самый, что снарядил войско Ермака), имел личную библиотеку в 387 книг, тщательно описанную. Кроме того, он сам рисовал иконы и основал славную поныне "строгановскую школу иконописи", породившую целую плеяду известных на весь мир русских художников-иконописцев.
То есть тот человек, благодаря коему Русь обрела Сибирь, был также книгочеем и художником, к тому же философом, владевшим премудростью славянских рун! Разве это похоже на образ алчного и не очень далекого "купца в зипуне", думающего только о своей прибыли, образ которого запечатлен в современных фильмах? Да и зипуны-то они вряд ли часто носили, и одежда их, и хоромы были скорее боярского типа. А как ярко в фильмах и книгах даны "конфликты" Строгановых с Ермаком! Придумали, к примеру, явно для остроты повествования, будто бы Ермак вначале грабил Строгановых. В то время как в казацкой вольнице, в традиции "казачьего круга", Строгановы видели будущее Руси, приближение к древним идеалам вечевой власти, той власти, которую воспевали древнейшие новгородские летописи из их тайного архива.
Эту власть они и реализовали в своей "республике". Именно она, а также личная свобода, свободный труд давали им великую силу. В то время как в остальной Руси рабство, крепостнический труд приводили к раздорам и упадку, в строгановских землях росли и богатели города и деревни, росло влияние и самих Строгановых.
А их богатство, основанное на свободном труде, всегда позволяло купцам служить Родине.