Сим­во­ли­че­с­кие ви­де­ния и дей­ст­вия

По­ми­мо пря­мых об­ли­чи­тель­ных ре­чей, у Ие­ре­мии встре­ча­ет­ся и мно­же­ст­во сим­во­лов. Так в на­ча­ле при са­мом при­зва­нии он ви­дит жезл мин­даль­но­го де­ре­ва (Иер. 1:11), на­по­ми­на­ю­щий, что Гос­подь бдит и ви­дит все­гда пе­ред Со­бой де­ла Из­ра­и­ля. «Оре­хо­вый жезл есть об­раз су­да, уго­тов­ля­е­мо­го прав­дою Бо­жи­ею. Ибо как оре­хо­вая ветвь ра­но да­ет цве­ты, так на твой на­род ус­ко­рят прид­ти бед­ст­вия и оп­ре­де­лен­ные го­ро­ду тво­е­му пле­не­ние и пе­ре­се­ле­ние» [22, т. 5, с. 426].

За­тем про­рок ви­дит под­ду­ва­е­мый ве­т­ром ки­пя­щий ко­тел (Иер. 1:13), об­ра­щен­ный к се­ве­ру, что оз­на­ча­ет Ие­ру­са­лим, ки­пя­щий на ог­не при­хо­дя­щих с се­ве­ра, то есть из Ва­ви­ло­на, на­ро­дов.

За­тем важ­ный об­раз льня­но­го по­яса (Иер. 13 гл.), ко­то­рый он, при­об­ре­тя по по­ве­ле­нию Бо­жию, от­но­сит и за­ка­пы­ва­ет в рас­се­ли­не ска­лы, а по про­ше­ст­вии дол­го­го вре­ме­ни он этот по­яс опять вы­ка­пы­ва­ет. По­яс ис­пор­чен, сгнил, и поль­зо­вать­ся им не­воз­мож­но. Гос­подь го­во­рит: «Этот не­год­ный на­род, ко­то­рый не хо­чет слу­шать слов Мо­их, жи­вет по упор­ст­ву серд­ца сво­е­го и хо­дит во след иных бо­гов, что­бы слу­жить им и по­кло­нять­ся им, бу­дет как этот по­яс, ко­то­рый ни к че­му не го­ден. Ибо, как по­яс близ­ко ле­жит к чрес­лам че­ло­ве­ка, так Я при­бли­зил к Се­бе весь дом Из­ра­и­лев и весь дом Иу­дин, го­во­рит Гос­подь, что­бы они бы­ли Мо­им на­ро­дом и Мо­ею сла­вою, хва­лою и ук­ра­ше­ни­ем; но они не по­слу­ша­лись» (Иер. 13:10–11).

Сим­во­ли­че­с­ким дей­ст­ви­ем мож­но счи­тать и то, что про­рок Ие­ре­мия ос­та­вал­ся без­брач­ным по пря­мо­му ука­за­нию Бо­га, ска­зав­ше­го, что ес­ли он же­нит­ся, то по­гиб­нут все его де­ти, и тру­пы их бу­дут в пи­щу пти­цам не­бес­ным и как на­воз на по­ле (Иер. 16:1–4). И сам он то­же не дол­жен хо­дить ни в дом се­ту­ю­щих, ни в дом ра­ду­ю­щих­ся, по­то­му что пре­кра­тит­ся в этом го­ро­де и вся­кое ра­до­ва­ние, и вся­кое се­то­ва­ние, и не бу­дет в нем ни по­гре­ба­ю­щих, ни же­ни­хов, ни не­вест, но бу­дет от­вер­жен.

Еще один яр­кий об­раз использован в проповеди пророка – об­раз гор­шеч­ни­ка. Ие­ре­мия по­лу­ча­ет ука­за­ние пой­ти в дом гор­шеч­ни­ка, где он ви­дит, как гор­шеч­ник де­ла­ет со­суд на гон­чар­ном кру­ге. И вот этот со­суд раз­ва­лил­ся и тог­да гор­шеч­ник сми­на­ет гли­ну, из ко­то­рой он был сде­лан, и на­чи­на­ет де­лать но­вый. Гос­подь спра­ши­ва­ет, по­че­му Он, Тво­рец, не мо­жет по­сту­пить с Из­ра­и­лем по­доб­но это­му гор­шеч­ни­ку: «Ино­гда Я ска­жу о ка­ком-ли­бо на­ро­де и цар­ст­ве, что ис­ко­ре­ню, со­кру­шу и по­губ­лю его; но ес­ли на­род этот, на ко­то­рый Я это из­рек, об­ра­тит­ся от сво­их злых дел, Я от­ла­гаю то зло, ко­то­рое по­мыс­лил сде­лать ему. А ино­гда ска­жу о ка­ком-ли­бо на­ро­де и цар­ст­ве, что ус­т­рою и ут­вер­жу его; но ес­ли он бу­дет де­лать злое пред оча­ми Мо­и­ми и не слу­шать­ся гла­са Мо­е­го, Я от­ме­ню то до­б­ро, ко­то­рым хо­тел об­ла­го­де­тель­ст­во­вать его» (Иер. 18:7–10). Это от­но­сит­ся к то­му пе­ри­о­ду, ког­да бы­ла еще ка­кая-то на­деж­да об­ра­тить из­ра­иль­тян: «Итак, ска­жи му­жам Иу­ды и жи­те­лям Ие­ру­са­ли­ма: так го­во­рит Гос­подь: вот, Я го­тов­лю вам зло и за­мы­ш­ляю про­тив вас; итак об­ра­ти­тесь каж­дый от зло­го пу­ти сво­е­го и ис­правь­те пу­ти ва­ши и по­ступ­ки ва­ши. Но они го­во­рят: “не на­дей­ся; мы бу­дем жить по сво­им по­мыс­лам и бу­дем по­сту­пать каж­дый по упор­ст­ву зло­го сво­е­го серд­ца”» (Иер. 18:11–12). Ка­кой пре­дель­но обо­ст­рен­ный ди­а­лог. Ведь это от­вет Са­мо­му Бо­гу!

Сле­ду­ю­щий об­раз так­же свя­зан с гон­чар­ным ре­мес­лом. Ие­ре­мия по­ку­па­ет у гор­шеч­ни­ка один из со­су­дов, вы­хо­дит из го­ро­да в до­ли­ну сы­но­вей Ен­но­мо­вых, где идолопоклонники приносили младенцев в жертву Молоху (Иер. 7:31)[51], раз­би­ва­ет со­суд и го­во­рит: «Слу­шай­те сло­во Гос­под­не, ца­ри Иу­дей­ские и жи­те­ли Ие­ру­са­ли­ма! так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, Бог Из­ра­и­лев: вот, Я на­ве­ду бед­ст­вие на ме­с­то сие, о ко­то­ром кто ус­лы­шит, у то­го за­зве­нит в ушах, […] И сде­лаю го­род сей ужа­сом и по­сме­я­ни­ем; каж­дый, про­хо­дя­щий че­рез не­го, изу­мит­ся и по­сви­щет, смо­т­ря на все яз­вы его. […] И ска­жи им: так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф: так со­кру­шу Я на­род сей и го­род сей, как со­кру­шен гор­шеч­ни­ков со­суд, ко­то­рый уже не мо­жет быть вос­ста­нов­лен» (Иер. 19:3, 8, 11).

Ког­да уже ста­но­вит­ся оче­вид­ной не­из­беж­ность па­де­ния Ие­ру­са­ли­ма, про­рок ви­дит в ви­де­нии две кор­зи­ны, од­на из ко­то­рых с хо­ро­ши­ми смок­ва­ми, а дру­гая из них с гни­лы­ми, так что их нель­зя есть. И ска­зал Гос­подь: «по­доб­но этим смок­вам хо­ро­шим Я при­знаю хо­ро­ши­ми пе­ре­се­лен­цев Иу­дей­ских, ко­то­рых Я по­слал из се­го ме­с­та в зем­лю Хал­дей­скую; и об­ра­щу на них очи Мои во бла­го им и воз­вра­щу их в зем­лю сию, и ус­т­рою их, а не ра­зо­рю […] и дам им серд­це, что­бы знать Ме­ня, что Я – Гос­подь, и они бу­дут Мо­им на­ро­дом, а Я бу­ду их Бо­гом; ибо они об­ра­тят­ся ко Мне всем серд­цем сво­им» (Иер. 24:5–7). Зна­ко­мые нам с ва­ми сло­ва: «Я бу­ду им Бо­гом, а они бу­дут Мо­им на­ро­дом». Эти сло­ва сра­зу на­по­ми­на­ют о За­ве­те, по­то­му что это цен­т­раль­ное со­дер­жа­ние За­ве­та Бо­га с на­ро­дом Из­ра­иль­ским. «А о ху­дых смок­вах, ко­то­рых и есть нель­зя по не­год­но­с­ти их, так го­во­рит Гос­подь: та­ким Я сде­лаю Се­де­кию, ца­ря Иу­дей­ско­го, и кня­зей его и про­чих Ие­ру­са­лим­лян, ос­та­ю­щих­ся в зем­ле сей и жи­ву­щих в зем­ле Еги­пет­ской; и от­дам их на оз­лоб­ле­ние и на зло­ст­ра­да­ние во всех цар­ст­вах зем­ных, в по­ру­га­ние, в прит­чу, в по­сме­я­ние и про­кля­тие во всех ме­с­тах, ку­да Я из­го­ню их. И по­ш­лю на них меч, го­лод и мо­ро­вую яз­ву, до­ко­ле не ис­треб­лю их с зем­ли, ко­то­рую Я дал им и от­цам их» (Иер. 24:8–10).

Про­рок по­лу­ча­ет от Бо­га по­ве­ле­ние сде­лать яр­мо и, воз­ло­жив на шею, воз­ве­с­тить о том, что все на­ро­ды от­да­ют­ся во власть ца­ря Ва­ви­лон­ско­го. «И ес­ли ка­кой на­род и цар­ст­во не за­хо­чет слу­жить ему, На­ву­хо­до­но­со­ру, ца­рю Ва­ви­лон­ско­му, и не под­кло­нит выи сво­ей под яр­мо ца­ря Ва­ви­лон­ско­го, – этот на­род Я на­ка­жу ме­чом, го­ло­дом и мо­ро­вою яз­вою, го­во­рит Гос­подь, до­ко­ле не ис­треб­лю их ру­кою его» (Иер. 27:8). «Ибо так го­во­рит Гос­подь Са­ва­оф, Бог Из­ра­и­лев: же­лез­ное яр­мо воз­ло­жу на выю всех этих на­ро­дов, что­бы они ра­бо­та­ли На­ву­хо­до­но­со­ру, ца­рю Ва­ви­лон­ско­му, и они бу­дут слу­жить ему, и да­же зве­рей по­ле­вых Я от­дал ему» (Иер. 28:14). Этот об­раз на­по­ми­на­ет о том пре­ду­преж­де­нии, ко­то­рое да­но бы­ло че­рез Мо­и­сея, на­пи­сав­ше­го в за­ко­не: «За то, что ты не слу­жил Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му с ве­се­ли­ем и ра­до­с­тью серд­ца, при изо­би­лии все­го, бу­дешь слу­жить вра­гу тво­е­му, ко­то­ро­го по­ш­лет на те­бя Гос­подь, в го­ло­де, и жаж­де, и на­го­те и во вся­ком не­до­стат­ке; он воз­ло­жит на шею твою же­лез­ное яр­мо, так что из­му­чит те­бя» (Втор. 28:47–48).

Наши рекомендации