Беседа по прочитанному; обобщение
— Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше.
— Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести кнашей сказке. (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошел искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу — будет сыт. Еще к этой сказке подходит пословица «Язык болтает, а голова отвечает».)
— Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)
— И к нашей сказке можно отнести пословицу «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
— К кому из героев произведения можно отнести поговорку «У страха глаза велики»? (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)
— Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени зайца.
Уроки 64, 6 5. В.Гарант «Лягушка-путешественница»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гар-шина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произ-ведения; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование: портрет В.М. Гаршина, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка от имени зайца.
III. Речевая разминка
- Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. (Утка с утятами.)
Выпуча глаза, сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
- Прочитаем загадки орфографически (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.
IV. Введение в тему
Беседа
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
- Прочитайте, что здесь написано. (Лягушка-путешественница.)
АКШУГЯЛ АЦИННЕВТСЕШЕТУП
- Как вы думаете, о чем эта сказка?
Мы сегодня ознакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
Рассказ учителя об авторе
V. Физкультминутка
(Дети имитируют движения рыбок. Движения придумывают сами дети.)
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Посидели, погалдели,
Потом потихоньку встали,
Быстро-быстро побежали.
VI. Работа по теме урока
Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница»
— Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественницами? И как это может быть? (Предположения детей.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Беседа после чтения.)
— Понравилась ли вам сказка? Чем? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Докажите, что «Лягушка-путешественница» — это сказка.
Домашнее задание
Подготовить выразительное, безошибочное чтение сказки.
Ход урока 2
I. Организационный момент