А.Б.: - Раскол в русском национальном движении обозначился в ходе событий на Украине.
Мы – русские разных национальностей
В скором будущем может быть принят закон о российской нации. Споры вокруг того, кто же мы – «россияне» или «русские разных национальностей», гражданская общность или же суперэтнос, идут давно.
Свое видение проблемы решили высказать писатель, руководитель Архангельского регионального отделения Народного Собора Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Александр Тутов:- Не в первый раз обсуждается вопрос о российской нации, который взбудоражил общественность. И в этом ничего удивительного нет:
сейчас настал экстремальный период – санкции, конфликты по религиозным и другим мотивам. При этом русское население чувствует себя обделенным. В каждом практически городе существует совет или другой орган, объединяющий национальные общины. Это, конечно, здорово, хорошо, что такие советы существуют, но логика здравого мышления подсказывает, что они должны, объединившись с коренным населением, обсуждать, и как улучшить межнациональные отношения, и как вместе работать на благо территории, на которой они живут. Каких только национальностей нет, все они могут влиять на ситуацию в конкретном регионе, но представители коренного (чаще всего – русского) населения туда не входят и, поэтому, не могут. И у них, естественно, возникает вопрос: почему не прислушиваются к нашему мнению? Почему средства на национальные праздники выделяются, а на русские – нет?
Анатолий Беднов: - В Архангельской области представители Ассоциации поморов входят в Совет национальностей. А вот казаки – нет, хотя в Архангельской области первая казачья организация возникла еще в начале девяностых. Как нет пока и общерусского объединения.
А.Т.:- С поморами долго «боролись», хотя 99,9 процента их не отделяют себя от русских, считают себя ветвью русского народа. При этом некоторые продолжают утверждать, что русские люди поморского происхождения хотят отколоться от единого народа. Это можно воспринимать и как провокацию, и как оскорбление, в лучшем случае – просто как недальновидность.
А.Б.: - Пытаются обвинить в том, что поморы считают себя не русскими, не славянами, а финнами и скандинавами по происхождению. Хотя то, что среди предков не только поморов, но и жителей центральной России были в том числе финно-угорские племена, давно доказано наукой, и отрицать это было бы нелепо. Во всяком случае, по языку, по культуре поморы и другие северные русские все равно восточные славяне, по вере – православные. Просто произошла мирная ассимиляция, обрусение через приобщение аборигенных финских племен к более высокой культуре, которую принесли на Север новгородцы, суздальцы, ростовчане…
А.Т.: - В истории России часто происходила ассимиляция, когда представители народов, которые приходили к нам, вливались в состав русского народа.
А.Б.: - Среди казаков это ярко проявлялось. Были даже казаки из шведов!
А.Т.:- Были среди казаков и представители других национальностей – например, сербы, поселившиеся на территории Войска Донского.
А.Б.: - В казачьи войска вливались представители кавказских, уральских, сибирских народов.
А.Т.:- Ассимиляция – это нормальное явление.
А.Б.: - В городках Засечной черты жило немало татар, перешедших на русскую службу. Как доказывают историки, полное обрусение татарских выходцев происходило в течение четырех поколений.
А.Т.:- Если почитать записи курского дворянства, то там очень много выходцев из татар, кабардинцев (в том числе Тутовых) которые становились боярскими детьми, мелкими дворянами, служилыми людьми. И в этом нет ничего плохого.
Суворов говорил: «Я – природный русак», гордился своей русскостью, хотя у него были и шведские корни. Один из его предков в 15-м веке, «воинский человек Сувор», пришел служить Ивану Третьему. Да тот же Рамзан Кадыров говорит: «Я – русский чеченской национальности». И это нисколько не напрягает. Так же нормально звучит: я – русский бурятской, якутской и так далее национальности. Так почему не сделать базовой установку на русское население? У меня есть друзья среди аварцев, кабардинцев. Если они поедут на Запад, то кем их там будут считать?
А.Б.: - Русскими. Об этом еще Лев Гумилев в свое время писал. Если в российском селе или городе различия между русским и татарином имеют значение, то в Нью-Йорке и тот, и другой будут «рашен».
А.Т.:- В будущем году, году столетия революции, могут возникнуть серьезные конфликты. Есть опасность, что часть так называемых русских национальных движений могут стать из национальных крайне националистическими, маргинализироваться и начать подпольную борьбу. Повод то для этого дается. Нам это нужно?
А.Б.: - Раскол в русском национальном движении обозначился в ходе событий на Украине.
А.Т.:- Есть русские нацисты, которые в карательных батальонах. Но нацистов не надо путать с националистами, большинство которых – сторонники сильной российской государственности, поддерживают Донбасс.
А.Б.: - Вернемся к теме нации. Говоря о «россиянах» как гражданской общности, нередко приводят в пример США, американскую концепцию нации как плавильного котла из разнообразных этносов.
А.Т.:- На самом деле население там до конца так и не слилось: индейцы сами по себе со своими проблемами, эскимосы – тоже. И различия между жителями северных и южных штатов никуда не делись.
А.Б.: - Как у нас в нулевые годы появился лозунг «Россия для всех». «Для всех» – это как? Превратить страну в проходной двор? Представьте себе кандидата в президенты США или в сенаторы. Выступает он, допустим, в Техасе и ратует за «Америку для всех»: открыть мексиканскую границу, впустить в страну миллионы желающих, в том числе немало бандитов, наркоторговцев, просто бездельников, желающих жить на пособие и ничего не делать. Такого политика просто освищут, это будет концом его карьеры.