Рецензия на работу А.А. Кобринского «Материалы Вольфа Эрлиха в Рукописном отделе Пушкинского Дома».
Коноваленко Анастасия.
В своём обзоре А.А. Кобринский, опираясь на материалы личного фонда Вольфа Эрлиха в Рукописном отделе Пушкинского Дома, даёт описание биографии поэта. Также он пытается проследить творческий путь Эрлиха, определить его место в литературной жизни России первой трети XX в и дать некоторые замечания к произведениям Эрлиха.
Работа Кобринского поделена на 6 частей. Факты биографии поэта в основном сосредоточены в первой части. Как пишет Кобринский, Вольф Эрлих родился 6 (19) мая 1902 г. в Симбирске, с юных лет начал проявлять свои творческие способности, поступил на медицинский факультет Казанского университета по воле отца, но вскоре перевёлся на историко-филологическое отделение, а затем переехал в Петроград в 1921 г. Там он поступил на факультет общественных наук, отделение этнолингвистики в Петроградский университет, где и проучился до 1923 г. Дальнейшая его судьба связана с петроградским «Воинствующим орденом имажинизма», что, как полагает Кобринский, и было причиной ухода из университета. В отчёте бегло затронута деятельность петроградских имажинистов и их внутренние разногласия. Кроме того, указано, что Эрлих состоял в Ленинградском союзе поэтов и дружил с Н.С. Тихоновым и Г.Б. Шмелёвым, что дает представление о некотором контексте творчества Эрлиха. [1]
Кобринский не обходит стороной взаимоотношения Вольфа Эрлиха с Сергеем Есениным, так как «биография и творчество Эрлиха сами по себе были <…> неинтересны исследователям, его имя мелькало на страницах изданий только в связи с событиями вокруг Есенина в последние годы его жизни».[2] Однако Кобринский не останавливается на этом подробно, а лишь приводит несколько фактов из отношений Есенина и Эрлиха: 14 апреля 1924 г. Эрлих участвовал в поэтическом вечере Есенина, а затем стал заниматься его издательскими делами в Ленинграде, организовывал приезды, в том числе и последний, в декабре 1925 г. Смерть Есенина Эрлих перенёс тяжело.[3]
С 1926 г. Вольф Эрлих начинает строить свою литературную деятельность независимо от каких-либо литературных группировок. 8 июля 1928 г. он и Н. Тихонов отправляются на Кавказ, особенно впечатляет поэта Армения. Ей Эрлих посвящает несколько своих произведений и занимается переводами армянских поэтов. В 30-м и 31-м он вновь совершает путешествие а Армению и по Кавказу.[4]
В начале 30-х гг. Эрлих работает в периодических изданиях и много публикуется. Кобринский пишет: «…его стихотворения выходят в журналах “Звезда”, “Красная новь”, “Литературный современник”, в “Красной газете”, в газетах “Наступление”, “Литературный Ленинград”».[5] Исследователь также отмечает, что в то время Эрлих был «достаточно заметной фигурой в литературно общественной жизни Ленинграда». [6]
Кобринский ссылается на «Литературный Ленинград» и говорит, что 11 августа 1934 г. состоялось вечернее заседание ленинградской писательской конференции, на которой выступил сам Эрлих и Н. Тихонов, высказавший замечания о писательском стиле Эрлиха. В обзоре также приведено замечание Е. Мустанговой, касающееся «сухости» поэзии Эрлиха.[7]
С началом 1935 г. Кобринский связывает деятельность Эрлиха в качестве переводчика грузинских и армянских авторов, на это же время приходятся его выступления и вечера с его участием. Осенью этого года Эрлих едет на Дальний Восток в ходе работы над сценарием кинофильма «Волочаевские дни». В феврале 1936 он участвует в писательских дискуссионных собраниях и читает стихи на вечерах поэзии. В конце августа того же года подаёт заявление о приёме в сочувствующие ВКП(б). С начала 1937 участвует в собраниях писателей по поводу судебных процессов над «врагами народа». 20 июля 1937 арестован во время командировки в Армению, 9 ноября состоялся допрос, 24 ноября 1937 Вольф Эрлих был расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном троцкистском подполье, Кобринский называет гибель Эрлиха «почти случайной».[8]
Во второй части обзора Кобринский описывает состав фонда Вольфа Эрлиха. Он включает тексты его произведений и переводов, в том числе и неопубликованных, письма и телеграммы, адресованные Эрлиху или касающиеся его посмертной судьбы, биографические материалы и личные документы, фотоматериалы и материалы других лиц.[9]
Остальные части посвящены рассмотрению и описанию самих материалов. Особенный интерес представляет третья часть, где приведены сведения о некоторых произведениях Эрлиха. Упоминается сборник стихов «Ноябрь», набранный в ноябре 1925 г. в издательстве «Имажинисты», но так и не вышедший. Кобринский говорит, что книга насыщена подражаниями А.С. Пушкину и С.Есенину. Стихотворение «Свадебное», которое должно было войти в этот сборник, позже вышло в сборнике «Волчье солнце».[10] Кобринский отмечает в этом сборнике Эрлиха влияние Б. Лишвица, А.С. Пушкина, А.А. Блока, И.Ф. Анненского, С.А. Есенина, Г.Р. Державина и Н.А. Заболоцкого. В подобном ключе Кобринский рассуждает и о поэме «Софья Первоская». Интересны замечания исследователя о композиции книги «Арсенал»: он говорит, что Эрлих буквально «разрезает книгу надвое»,[11] в одной части – стихи, в которых усматривается влияние Э. Багрицкого, в другой – стихи, в которые начинает проникать ненависть. Кобринский отмечает появление в этом сборнике темы расстрела. Также он замечает влияние Д. Хармса в стихотворении «Шестнадцать раз ходили».[12]
Четвёртая часть посвящена рассмотрению писем и телеграмм. Среди них стоит отметить письмо Б. Пастернака, в котором он с похвалой отзывается о «Софье Перовской». Пятая часть комментирует биографические материалы Эрлиха, а шестая – фотоматериалы, что не представляет особого интереса для нашего исследования.
[1] Кобринский А.А. Материалы Вольфа Эрлиха в Рукописном отделе Пушкинского Дома//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1994 год.СПб., 1998.С. 19–20. Далее ссылки на это издание будут даваться с указанием страниц.
[2] Там же. С. 19.
[3] Там же. С. 19, 20–21.
[4] Там же. С. 22–23.
[5] Там же. С. 24.
[6] Там же.
[7] Там же. [Здесь может быть побочное рассуждение, когда я доберусь до доклада Тихонова.]
[8] Там же. С. 25–27.
[9] Там же.С. 27–28.
[10] Там же. С. 28–29. [Тут можно вставить замечание про посвящение этого стихотворения и сборника «Арсенал» одному человеку.]
[11] Там же. С. 31.
[12] Там же. С. 28–31.