VIII. Подведение итогов урока.
— Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определениеударения в словах.)
— На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?
Домашнее задание Карточка
Поставь в словах ударение. На веселых, На зеленых
Горизонтских островах, По свидетельству ученых, Ходят все на головах! По горам На самокате Ездят там Бычки в томате! А один ученый кот Даже водит Вертолет.
Б. Заходер
Урок 37. Как определить ударный слог?
Цель: формировать умение ставить ударение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах ударный слог; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
По лесам гуляет осень, Краше этой нет поры. А. Балонский
— Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили? (Ответы детей.)
— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)
— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)
— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)
— Прочитайте стихотворение так, как записано.
— Проговорите шепотом, расскажите соседу.
— Все вместе проговорим так, как будем писать.
— Запишите.
(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударением на карточке читают учащиеся.)
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! — и ударил в безударный слог,
И сразу же исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк.
Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги...
Нет, снова — тук!
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли пирогШ (Учитель вывешиваетслова на доску парами.)
— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)
— Отличаются ли слова по смыслу? (Да, ЗАмок — строение, замОк— приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги— индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ—кулинарное блюдо.)
— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)
IV. Работа по теме урока Упр. 103 (с. 69).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить правильно ударение.)
— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (ДорогА.)
— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность.)
— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (ДорОга.)
— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.) (Далее вариант Т разбирает предложения под пунктом 2, вариант II — предложения под пунктом 3.) (Фронтальная проверка.)
V. Физкультминутка
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
(Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развестируки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
(Хлопок в ладоши.)
VI.Закрепление изученного материала Упр. 105 (с. 70).
— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)
— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)
— Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.
— На какую букву падает ударение?
(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)
— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что значит подвижное ударение*? (Это ударение, которое может переходить с одного слога на другой.)
МП Рефлексия Упр. 106 (с. 70).
(Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью «светофора».)