РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. XII—XIII вв.
Документ № 22
Из новгородских берестяных грамот*
Вопросы и задания к документу № 22:
1. Что такое береста? Определите причины возникновения грамот на бересте.
2. Найдите ответ на вопрос: каким образом сохранились берестяные грамоты?
3. На основании текстов определите социальную принадлежность авторов грамот.
4. На основании берестяных грамот сделайте выводы о развитии русского общества в XI-XIV вв.
(XII в.): Поклон от Ефрема к брату моему Исихию. Не расспросив, ты разгневался. Меня игумен не пустил, а я отпрашивался. Но он послал меня с Асафом к посаднику за медом. А вернулись мы, когда звонили. Зачем же ты гневаешься?
(XIIIв.): От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж.
(XIII в.)' Поклон от 1ригория к матери. Дай 30 гривен. Войта и сына подвергли пытке после суда о воровстве.
(XIVв.): От Жилы к Чудину. Дай (отдай) рубль Андрею. Если же не дашь, то весь позор, который из-за этого рубля мне доведется принять, ляжет на тебя.
* В XX веке при раскопках в древнем Новгороде ученые обнаружили множество берестяных грамот — основного средства общения между новгородцами того времени. В слоях XI века найдено 7 грамот, в слоях XII века их оказалось 50, в XIII веке в землю было брошено 99 грамот, в XIV веке - 164, в XV веке —74.
Документ № 23
Первое летописное свидетельство о Москве (из «Ипатьевской летописи» XIII-XIV вв.)
Вопросы и задания к документу № 23:
1. Можно ли считать указанную дату временем основания Москвы? Почему?
2. Почему князь Юрий выбрал для встречи князей Москву? Для ответа используйте карту атласа.
3. Используя знания по истории и данный фрагмент, составьте характеристику князя Юрия Долгорукого
В1147 году. Пошел Юрий [сын Владимира Мономаха, прозванный Долгоруким] воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу [Черниговскому князю Святославу Ольговичу] послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь [литовское племя] вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных.
И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брате, в Москов». Святослав поехал к нему с сыном Олегом и с небольшой дружиной и взял с собой Владимира Святославича [князя Рязанского].
И было веселье. Юрий устроил обед силен, и сотворил честь великую им, и дал Святославу дары многие.
Документ № 24
Из материалов археологических раскопок*
Вопросы и задания к документу № 24:
1. В чем особенность данного источника? Определите его отличие от предыдущих.
* Археологические раскопки проводились в московском районе За-рядье и в Кремле в 1945—1951 гг. Был вскрыт культурный слой XI века.
2. Какие находки характеризуют быт, а какие занятия древних москвичей?
3. На какие международные связи Москвы указывают находки археологов?
4. Назовите признаки, по которым определяется поселение людей как город.
5. Какой вывод о времени основания Москвы как города можно сделать на основании археологических данных?
Археологические раскопки в Зарядье вскрыли в культурном слое, относящемся к XI веку:
—остатки деревянных построек;
—предметы быта: гирьки, весы, керамические сосуды, и чем ближе к территории Кремля, число предметов увеличивается;
—найдены остатки рвов и валов;
—водоотводные каналы;
—много инструментов: наковальни, молотки, клещи, гончарный круг, шило.
В самом Кремле:
—клады арабских монет IX века;
—меч дамасской стали немецкого мастера Цицелина;
—Западноевропейский денарий X—XI веков;
—предметы из Херсонеса; украшения из Киева, Любеча, свинцовая печать из Киева XI века;
—самшитовый гребень с Кавказа.
Документ № 25
Договор Новгорода с князем Ярославом'
Вопросы и задания к документу № 25:
1. Охарактеризуйте положение и права князя в Новгороде. Свои выводы обоснуйте.
2. Кто прав в этой ситуации: новгородцы или князь?
* Цитируется по книге Н. М. Карамзина «История государства Российского».
3. Как называется такая форма управления обществом?
4. Какие сведения о жизни и занятиях новгородцев можно извлечь из приведенного документа?
Князь Ярослав!
Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править Новым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены новгородцами.
В Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворянам твоим сёл не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода.
В Русу можешь ты, князь, ездить осенью, не летом. Целуй же святой крест не через посредников, но сам. Мы клянемся тебе, господину князю.
Документ № 26
Из «Истории монгалов» Плано Карпини*
(сер. XIII в.)
Вопросы и задания к документу № 26:
1.Выберите из текста приемы ведения боя монголами.
2. Какие из этих приемов характерны именно для кочевых народов и почему?
3. Какие факты, приведенные в тексте, отражают Нравы и обычаи монголов?
4. Сделайте выводы о причинах побед монголов.
* Карпини Джованни Плано делъ (1182— 1252) — итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник папы римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длительного путешествия написал для папы отчет, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».
Глава 6