Также Ф. ответственен за сочинение множества рассказов, касающихся тем юности, жизненных перспектив и надежд наряду с отчаянием, безнадёжностью и старостью.
Творчество Э. Хемингуэя.
Эрнест Миллер Хемингуэй— американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Участник 1-й мировой войны 1914 - 18. Война, судьбы «потерянного поколения», поиски истинных ценностей жизни определили основное содержание творчества Хемингуэя в 20-е гг. В книге рассказов «В наше время» (1925) появляется первый из «лирических» героев, сопутствовавших Хемингуэю на протяжении всего его творческого пути. Кризисные моменты жизни этого героя образуют историю «воспитания чувств» молодого американца 20 в. в мире жестокости, страданий и насильственной смерти. В романе «И восходит солнце» (1926, одновременное английское издание под название «Фиеста») писатель передал разочарование, боль и отчаяние «потерянного поколения» в годы послевоенного «процветания». Центральная этическая проблема Хемингуэя - как жить «в наше время» - остаётся для большинства его персонажей неразрешимой. В то же время в «фиесте» и в книге рассказов «Мужчины без женщин» (1927) четко определилось нравственное кредо Хемингуэя - мужество и достоинство человека в суровом испытании, величие духа, не сломленного в поражении. Роман «Прощай, оружие!» (1929) раскрывает откровенную враждебность войны человеку. Герои предстают как жертвы жестоких внеличных сил, которым Хемингуэй противопоставляет великое жизненное начало - любовь. Трагизм сочетается в книге с подлинной романтикой.
Любовь занимает огромное место в большинстве книг. Читая Хемингуэя, нетрудно заметить что трусы и себялюбцы, в сущности, не способны любить. А если они сами и называют то, что они испытывают, любовью, автор оставляет это на их совести. Манера откровенности, с которой описывает Хемингуэй отношения мужчины и женщины бывает своеобразна. Однако следует заметить, что эти отношения интересны Хемингуэю лишь тогда, когда за ними стоит настоящая любовь. О том, что не доросло до любви или никогда не собиралось стать ею, Хемингуэй чаще упоминает, чем пишет.
В 1-й половине 30-х гг. Хемингуэй переживает глубокий творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь (авторские отступления в книгах «Смерть после полудня», 1932; «Зелёные холмы Африки», 1935; сборника рассказов «Победитель не получает ничего», 1933). Преодоление кризиса намечается в романе «Иметь и не иметь» (1937), где даны острогротескные зарисовки верхушки буржуазного общества США. В романе показана также обречённость борьбы в одиночку за свои права.
В испанской революции военный корреспондент Хемингуэй увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художественных произведениях, из которых крупнейшее - роман «По ком звонит колокол» (1940). Обращение к опыту гражданской войны сообщило хемингуэевскому роману более глубокую связь с историей и народом. Прежде, пройдя через испытания войны, герои Хемингуэй отказывались участвовать в общественной борьбе. Теперь его герой становится борцом-антифашистом, сознающим личную ответственность за судьбы всего человечества.
После 2-й мировой войны 1939 - 45 в творчестве Хемингуэя наступает заметный спад. Он возвращается к уже исчерпанным темам, оказывается не в состоянии освоить новый жизненный материал (роман «За рекой, в тени деревьев», 1950; незавершенный роман «Острова в океане», опубликован 1970). Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче «Старик и море» (1952), ставшей своего рода итогом творчества Хемингуэя и поводом для присуждения ему Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий.
Война в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях
Через жизнь Хемингуэя прошло несколько войн: первая мировая война, гражданская война в Испании и вторая мировая война. Отношение к этим трем войнам у него было разное.
Первая мировая война была для него чужой, не его войной. И это с ясностью выражено в «Прощай, оружие!». Однако среди всей грязи и позора этой войны чувство боевого товарищества между людьми, брошенными в ее страшный котел, сохраняло для него свое значение. Храбрость оставалась храбростью, а трусость – трусостью.
Гражданская война в Испании была для Хемингуэя – его войной. Он ненавидел фашизм и принял участие в войне против фашизма на стороне Испанской республики. Роман «По ком звонит колокол» Хемингуэй писал в перерывах между схватками, и это была главная и определяющая черта романа – непримиримая и действенная ненависть к фашизму. Развернутая в романе картина жизни – а жизнь в то время была прежде всего войной – сложна и противоречива. В том лагере, в рядах которого с беззаветным мужеством сражается его герой, Хемингуэй многое критикует, отвергает, не принимает. Разрозненность усилий, бюрократизм, бестолковщина, анархические нравы и влияния – все это вызывает ярость и Роберта Джордана, и самого Хемингуэя. И очень часто нельзя не разделить этой ярости.
Участие Хемингуэя во второй мировой войне было для него логическим следствием его участия в испанских событиях. Вторая мировая война была для него продолжением той войны с фашизмом, которая началась в Испании.
Смерть, жестокость, насилие интересуют Хемингуэя прежде всего как типичные явления 20 в., порождающие важнейшие моральные проблемы современности. Хемингуэй противопоставил несправедливости и хаосу окружавшей его жизни веру в нравственные силы человека и его способность к подвигу. В произведениях Хемингуэя претворились национальные, западно-европейские и русская литературные традиции. Хемингуэй создал один из характернейших стилей 20 в., которому присущи внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм и содержательный подтекст. Большое влияние на современную прозу оказали хемингуэевские интонации и диалог.
Фрэ́нсис Скотт Кей Фицдже́ральд (1896—1940) — американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.
Произведения:
Романы:
«По эту сторону рая» (This Side of Paradise, 1920)
«Прекрасные и проклятые» (The Beautiful and Damned, 1922)
«Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925)
«Ночь нежна» (Tender is the Night, 1934)
«Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941 — не завершен)
Рассказы:
«Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button, 1921)
Пьеса:
«Размазня» (The Vegetable, 1923, пьеса)
Сборники рассказов (изданы при жизни):
«Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers, 1920)
«Рассказы о веке джаза» (Tales of the Jazz Age, 1922)
«Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men, 1926)
«Сигналы побудки» (Taps at Reveille, 1935)
Сборник публицистики:
«Крушение»(The Crack-Up, 1945 — издан после смерти автора)
В литературном мире дебютировал романом "По эту сторону Раи рая". После публикации романа в марте 1920 года Фицджеральд стал знаменитым. Книга была воспринята как «манифест поколения». В ней писатель обратился к важнейшей для себя теме — проблеме богатства и бедности, а также влияния денег на судьбу человека. Главный герой романа, Эмори Блейн, представляет собой олицетворение американской мечты. Литературный критик и журналист Генри Менкен так отозвался о первом романе Фицджеральда:
«…удивительный роман — оригинальный по форме, чрезвычайно изысканный по манере письма и великолепный по содержанию».
Также Ф. ответственен за сочинение множества рассказов, касающихся тем юности, жизненных перспектив и надежд наряду с отчаянием, безнадёжностью и старостью.
Самый знаменитый его роман - "Великий Гэтсби" (хотя истинным шедевром в среде людей-с-высшим-образованием-и-моноклем ™ принято считать другой его роман, "Ночь нежна").
«Вели́кий Гэ́тсби» — роман американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Роман вышел в свет 10 апреля 1925 года, и является в американской литературе типичным представителем так называемого «Века Джаза». Роман был закончен и опубликован Фицджеральдом в Париже, где он в то время проживал во время своего путешествия по Европе (это важно, взгляд на американское общество "со стороны", параллель - роман Оруэлла "1984": взгляд коренного англичанина (ярого демократа и республиканца) на сценарий развития социалистического общества).
Действие романа происходит в Нью-Йорке, на Лонг-Айленде, в двадцатые годы XX века: вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: в «ревущие 20-е» экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Восхищаясь богатыми и их очарованием, Фицджеральд в то же время порицает неограниченный материализм и отсутствие морали Америки того времени.
Герои (подробнее см. здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/The_Great_Gatsby#Major_characters и http://en.wikipedia.org/wiki/The_Great_Gatsby#Secondary_characters Но там по-английски. И настолько подробно, что проще роман прочитать): |
- Ник Каррауэй — главный герой, ведущий рассказ от первого лица. Переехал в Нью-Йорк весной 1922 года. На момент повествования занимался кредитными операциями в небольшой фирме.
- Джей Гэтсби — загадочный сосед Ника, чьи род занятий и прошлое окутано тайной для всех гостей и знакомых.
- Дэзи Бьюкенен — троюродная сестра Ника.
- Том Бьюкенен — муж Дэзи. Из богатой семьи, в прошлом был футболистом.
- Джордан Бейкер — подруга Дэзи, выросшая в её родном городе Луисвилл. Спортсменка-гольфистка, по мнению Ника, «неисправимо бесчестна».
- Джордж Уилсон — владелец автомобильной мастерской из Долины Шлака.
- Миртл Уилсон — жена Джорджа и любовница Тома.
Сюжет:
Рассказчик от первого лица Ник Каррауэй начинает своё повествование с совета, который когда-то ему дал его обеспеченный отец, просивший его не судить других людей, не обладавших его преимуществами. Следование этому совету вошло в привычку Ника, за исключением случая Гэтсби. Ник покидает Нью-Йорк, где произошла ещё не поведанная читателям история, чтобы вернуться на родной Средний Запад. Таким образом, последующий рассказ представляет из себя ретроспективу.
Свою историю Ник начинает воспоминанием о том, как арендовал дом в Уэст Эгге на Лонг-Айленде, где, в отличие от Ист Эгга, жили не знатные, но не менее богатые люди. Ник посещает роскошный особняк Тома и Дэзи Бьюкененов. Дэзи была троюродной сестрой Ника, а её муж, Том, некогда играл в футбол в Йеле (там он был шапочно знаком с Ником), а ныне наслаждается богатством. Том изображается Ником как высокомерный человек с расистскими взглядами и мощным телосложнием, а Дэзи как милая, но недалёкая домохозяйка с трёхлетней дочерью. Именно в этом доме Ник встречает Джордан Бейкер, подругу Дэзи и очень известного игрока в гольф. Джордан сообщает Нику, что у Тома любовница в Нью-Йорке.
Для встреч с последней, Миртл Вилсон, женой ничего не подозревающего автомеханика Джорджа, Том арендует шикарные апартаменты в городе. Том приглашает туда Ника, где он также знакомится с Кэтрин, сестрой Миртл, и Честером и Люсиль Мак-Ки, друзьями Миртл. Ночь заканчивается всеобщей попойкой и разбитым носом Миртл, раздражавшей Тома упоминанием имени Дэзи. Ник удаляется из этого хаоса с мистером Мак-Ки.
Ник был ближайшим соседом Джея Гэтсби, очень богатого человека, известного проведением шикарных весёлых вечеринок в своём гигантском особняке, которую каждую субботу посещали сотни людей. Вскоре шофёр Гэтсби принёс Нику формальное приглашение на одну из таких вечеринок.
Гэтсби был загадочным человеком, о размере и источнике огромных богатств которого ходило много слухов. Никто из встреченных Ником гостей ничего не знал о его прошлом. Во время вечеринки некий мужчина узнал Ника, так как он служил с ним в Третьей дивизии Армии США во время Первой мировой войны. Ник подтвердил свою службу в армии, и поинтересовался где можно найти мистера Гэтсби. Оказалось, что собеседник Ника и есть мистер Гэтсби. Вскоре между мужчинами завязалась дружба.
Ник был очень удивлён, когда Джей привёз его в Нью-Йорк и без объяснения причин своего поступка поведал ему историю своего восхождения по социальной лестнице, казавшуюся выдуманной. Вышеупомянутая знакомая Ника Джордан Бейкер поведала ему, что Гэтсби проводит эти вечеринки в надежде на то, что Дэзи, его бывшая подружка, случайно заглянет к нему. Через Джордан Гэтсби просит Ника устроить ему встречу с Дэзи. Ник обещает сделать это, и воссоединение влюблённых состоялось, в начале ситуация была неловкой, но затем всё пошло по плану. Одновременно начинается роман между Ником и Джордан.
Вскоре по ходу сверхэмоциональной сцены в отеле «Плаза» Том узнаёт о любви Джея к Дэзи, и обвиняет его в том, что он бутлегер. Том угрожает Гэтсби и выражает свою ненависть к нему. В ответ Джей настаивает на том, чтобы Дэзи сказала, что она никогда не любила Тома, надеясь на восстановление прерванной пять лет назад любви. Дэзи хоть и нерешительно, но отказывается говорить это. Том чувствует победу. Он решает, что обратно Дэзи и Гэтсби поедут вместе, а он, Ник и Джордан едут в другой машине.
В это время Джордж Вилсон также спорил со своей женой. Она выбегает из дома и её сбивает машина Гэтсби, которую вела Дэзи. Миртл тотчас умирает, Дэзи и Джей уносятся прочь. Ехавшие позади, Джордан, Ник и Том, замечают погибшую. Том понимает, что его любовница умерла. Джордж выбегает из дома с безумным выражением лица и кричит, что видел жёлтую машину. Том уводит Вилсона в дом и объясняет, что не ехал на жёлтой машине сейчас, на которой ехал по дороге в Нью-Йорк, но Вилсон его не слушает. Решив, что водитель машины был тем, с кем встречалась Миртл, он решает найти эту машину.
Далее Ник советует Гэтсби уехать на недельку. Последние слова, которые Ник говорит Джею, звучат так: «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите их всех, вместе взятых».
Вилсон доходит до дома Тома, и тот под дулом пистолета говорит, что это Гэтсби вёл ту машину. Вилсон убивает Гэтсби в его бассейне и затем совершает самоубийство.
Ник обзванивает знакомых Гэтсби, но никто из них не приходит на похороны Гэтсби. Ник находит отца Гэтсби Генри Гетца, гордого своим сыном. Помимо их двоих и слуг, на похоронах присутствует только человек, похожий на филина, которого Ник встретил как-то в библиотеке Гэтсби. После разрыва отношений с Джордан Бейкер и небольшой перебранки с Томом Ник покидает Нью-Йорк, уезжая на Средний Запад, размышляя о возможности вернуть прошлое.
Повествование: от первого лица, все события даются через призму восприятия Ника, характеристики героев - тоже; авторская позиция и оценка неизвестна (если не считать, что автор идентифицирует себя с Ником)
Темы и идеи:
Главная цель Фицджеральда - развенчание американской мечты в романе "Большой Гетсби". Что же такое "американская мечта"? Это желание молниевого успеха и быстрого обогащения. А самое главное то, что счастье и богатство являются тождественными для людей, которые исповедуют постулаты этой "американской мечты".
Этот миф включает в себя равные возможности для всех людей независимо от их стартового капитала и социального происхождения. Название этой мечты воплощает идею того, что все это возможно лишь в одной отдельно взятой стране - Америке. Именно эту теорию развенчивает Ф.Фицджеральд в романе "Большой Гетсби" и других своих произведениях. Он доказывает, что человек, который всю свою жизнь положил на получение материальных благ, не становится счастливее от этого, а наоборот, теряет свое собственное "я", свой духовный мир и, как следствие, желание жить полноценной жизнью. Автор показывает трагедию человека, который всю жизнь стремился к богатству, что, в конце концов, привело к его гибели.
Фицджеральд, как и другие писатели "утраченного поколения", что преимущественно потеряли идеалы ("все боги умерли"), настойчиво искал человеческое в человеке. Это одна из определяющих черт всех творчески близких Фицджеральду писателей. Другое дело, что пути поисков были разными. Цель же была одна: найти ценности, способные противостоять долларовой цивилизации, в которой, казалось бы, нет и не может быть места истинно человеческим ощущением, какой-либо положительной программе. Перед читателем "Великого Гетсби" возникает яркая картина уродливости буржуазного мира.
"Великий Гетсби" - рассказ об "образцовом" американском юноше. Гетсби прошел Первую мировую войну, мужества, силы, стойкости ему также было не набирать взаймы - об этом свидетельствует его военная карьера, военные отличия. Сыну неимущих родителей пришлось уже с детских лет не только формировать себя, а и прокладывать путь к обществу, "выстраивать" собственную карьеру, беспокоиться о своем будущем, ловить миг характера.
И здесь при счастливой встрече со странствующим богачом, бывшим соискателем золота на Далеком Западе Даном Коде, он проявил и ловкость, и изобретательность, и понимание человеческой природы - т.е., все то, чему учит жизнь одаренного бедняка. Тем не менее его умение использовать счастливый случай оказалось недостаточным для того, чтобы отстоять свое небольшое наследство в мире тех, чьи моральные нормы отшлифованы жизнью среди богатых. Тот юный идеалист, который был определенный, что достигнет большого богатства, а значит и счастья, целеустремленно соблюдая определенные правила поведения (франклиновское завещание "Бедного Ричарда"), сохранился в нем, несмотря на то, что он сознательно изменил имени в надежде обмануть судьбу. Война не лишила его вкуса к жизни, большой мечте и конкретной цели: разбогатеть и вступить в брак с любимой, которая может чувствовать комфортно лишь в богатстве.
Ради достижения этой мечты он, не проникаясь раздумьями и сомнениями, после периода мыканий, не использовав подарок судьбы - возможность учиться в Оксфорде, которую предоставляло правительство демобилизованным военным, принимает легитимные нормы послевоенной жизни, довольно своеобразно вписывается в реальность. Гетсби сумел разбогатеть на буттлегерстве - незаконной продаже спиртного во время действия "сухого закона".
Достижение "американской мечты" не обеспечивает человеку счастья в личной жизни, американское общество разлагается под весом богатства, процветания, благоденствия; сытенькое пузцо добавляет его обладателю одышки и ночных кошмаров в холодном поту. Тема ложных идеалов, неправильных выборов и ничего не стоящих ценностей. Всё происходящее - результат всего происходящего. Трагедия "рыцаря бедного, рыцаря честного" в обществе капитализма со звериным оскалом.
Много сомнений у Фицджеральда было не только по поводу создаваемых образов, но и о названии произведения. Раньше всего были отвергнуты следующие варианты: «Вокруг мусора и миллионеров», «Гэтсби — Золотая шляпа», «Неистовый любовник», и «По дороге в Уэст Эгг». За неделю до публикации Фицджеральд выбрал название «Пир Тримальхиона». Затем он решил назвать его «Великий Гэтсби», а в самый последний момент, решив связать заголовок с символами американской мечты, писатель придумал название «Под Красным, Синим и Белым» (цвета американского флага).
Существует мнение, что великим своего героя Фицджеральд назвал потому, что таким образом автор хотел показать своё ироничное отношение к герою: с одной стороны, Гэтсби — человек явно незаурядный, с большими способностями и неукротимой жизненной энергией, но с другой стороны, он растратил себя в погоне за ложной целью — богатством, ничтожной и испорченной женщиной.