Уте­ши­тель­ные про­ро­че­ст­ва. Хри­с­тос и Цер­ковь

Сле­ду­ю­щая часть с 40-й гла­вы и до кон­ца кни­ги ино­гда на­зы­ва­ют «кни­гой Уте­ше­ния». Ес­ли до это­го пре­об­ла­да­ли об­ли­че­ния, гроз­ные и страш­ные про­ро­че­ст­ва о гибели Ие­ру­са­лима (Ис. 32:13–14), то здесь главной темой становится радостная весть об избавлении и явлении цар­ст­вия Бо­жия: «Уте­шай­те, уте­шай­те на­род Мой, го­во­рит Бог ваш» (Ис. 40:1). Ес­ли рань­ше пророк восклицал: «ку­да бить вас?», то те­перь го­во­рит­ся: «уте­шай­те на­род Мой». По­че­му? – по­то­му что «за не­прав­ды его сде­ла­но удов­ле­тво­ре­ние, ибо он от ру­ки Гос­под­ней при­нял вдвое за все гре­хи свои. Глас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не: при­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те в сте­пи сте­зи Бо­гу на­ше­му; вся­кий дол да на­пол­нит­ся, и вся­кая го­ра и холм да по­ни­зят­ся; ...и явит­ся сла­ва Гос­под­ня, и уз­рит вся­кая плоть [спа­се­ние Бо­жие]; ибо ус­та Гос­под­ни из­рек­ли это»(Ис. 40:2-5).

Здесь мы ви­дим прямую связь с Новым Заветом, поскольку святой Иоанн Предтеча говорил о себе: «Я глас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не» (Ин. 1:23; Ис. 40:3). О чем же этот глас согласно пророческому речению? О том, что «вся­кий дол на­пол­нит­ся», то есть, все сми­рен­ное воз­вы­сит­ся, «вся­кая го­ра и холм да по­ни­зят­ся», то есть, все гор­дое бу­дет упразднено и смирится, и явит­ся сла­ва Бо­жия. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «прежде это совершилось во время возвращения из плена, так как народ пришел без труда и препятствия. Потом наполнение дебрей, понижение гор, холмов и изменение трудного в легкое означает тот путь, который ведет к добродетелям, что он легок и ровен, так что на нем… не будет никаких препятствий для желающих по нему идти… До пришествия Христа сила добродетели была подобна густым кедровым рощам, стремнистым и лесистым местам, почти была непроходима; пророки, праведники плакали и оплакивали тех, которые населяли эти суровые места; но после Христа – не так;… многие вступают на эту дорогу <добродетели> без сомнения и страха» [29, т. 5, с. 215].

Спа­се­ние, ра­дость и уте­ше­ние свя­за­ны с яв­ле­ни­ем Не­ко­е­го ра­ба Гос­под­ня или От­ро­ка Гос­под­не­го. Главы с 42-й по 53-ю гла­ву яв­ля­ют­ся важ­ней­шими с точ­ки зре­ния мес­си­ан­ско­го содержания кни­ги про­ро­ка Иса­ии, а в плане догматическом – во­об­ще все­го Вет­хо­го За­ве­та.

«Вот, От­рок Мой, Ко­то­ро­го Я дер­жу за ру­ку, из­бран­ный Мой, к ко­то­ро­му бла­го­во­лит ду­ша Моя. По­ло­жу дух Мой на Не­го, и воз­ве­с­тит на­ро­дам суд; не во­зо­пи­ет и не воз­вы­сит го­ло­са Сво­е­го.., тро­с­ти над­лом­лен­ной не пе­ре­ло­мит, и льна ку­ря­ще­го­ся не уга­сит; бу­дет про­из­во­дить суд по ис­ти­не; не ос­ла­бе­ет и не из­не­мо­жет, до­ко­ле на зем­ле не ут­вер­дит су­да, и на имя его бу­дут упо­вать на­ро­ды» (Ис. 42:1–4). Об исполнении пророчества Исайи свидетельствует евангелист Матфей (Мф. 12:18). Итак, избавление будет связано с приходом этого Отрока. Для че­го Он при­шел? «По­став­лю Те­бя в за­вет для на­ро­да и в свет для языч­ни­ков». «Све­том во от­кро­ве­ние язы­ков» называет Христа в свое молитве святой Симеон Богоприимец(Лк. 2:32). Он придет «что­бы уз­ни­ков вы­ве­с­ти из за­клю­че­ния и си­дя­щих во тьме – из тем­ни­цы. Я Гос­подь, это – Мое имя, и не дам сла­вы Мо­ей ино­му... Вот, пред­ска­зан­ное преж­де сбы­лось, и но­вое Я воз­ве­щу; преж­де, не­же­ли оно про­изой­дет, Я воз­ве­щу вам» (Ис. 42:7–9).

Пророк Исайя еще не использует выражение Новый Завет. Но он подразумевается. Господь, сотворивший мир и поддерживающий его в бытии, имеет намерение и власть обновить обветшавшее. «Я, Я Гос­подь, и нет Спа­си­те­ля кро­ме Ме­ня. … Вот, Я де­лаю но­вое; ны­не же оно явит­ся; не­уже­ли вы и это­го не хо­ти­те знать? Я про­ло­жу до­ро­гу в сте­пи, ре­ки в пу­с­ты­не. … Этот на­род Я об­ра­зо­вал для Се­бя; он бу­дет воз­ве­щать сла­ву Мою. А ты, Иа­ков, не взы­вал ко Мне; ты, Из­ра­иль, не тру­дил­ся для Ме­ня. … Я, Я Сам из­гла­жи­ваю пре­ступ­ле­ния твои ра­ди Се­бя Са­мо­го и гре­хов тво­их не по­мя­ну» (Ис. 43:11, 19, 21 - 22, 25). То, что со­би­ра­ет­ся сде­лать Гос­подь, упо­доб­ля­ет­ся Ис­хо­ду и да­же но­во­му тво­ре­нию.

Что же воз­ве­ща­ет Гос­подь? Он обе­ща­ет из­лить во­ды Свои на жаж­ду­щих: «А ны­не слу­шай, Иа­ков, раб Мой, и Из­ра­иль, ко­то­ро­го Я из­брал. Так го­во­рит Гос­подь, со­здав­ший те­бя..: не бой­ся, раб Мой, Иа­ков, и воз­люб­лен­ный [Из­ра­иль], ко­то­ро­го Я из­брал; ибо Я изо­лью во­ды на жаж­ду­щее, и по­то­ки на ис­сох­шее; из­лию дух Мой на пле­мя твое и бла­го­сло­ве­ние Мое на по­том­ков тво­их. И бу­дут рас­ти меж­ду тра­вою, как ивы при по­то­ках вод. Один ска­жет: “я Гос­по­день”, дру­гой на­зо­вет­ся име­нем Иа­ко­ва; а иной на­пи­шет ру­кою сво­ею: “я Гос­по­день”, и про­зо­вет­ся име­нем Из­ра­и­ля» (Ис. 44:1–5). Это то­же обе­то­ва­ние об из­ли­я­нии Свя­то­го Ду­ха.

В главах с 49-ю по 53-ю содержатся пророчества об избавлении из вавилонского плена и восстановлении Иерусалима. Однако эта яркая и торжественна картина мало соответствует тому, что в действительности произошло после возвращения из плена. Как мы знаем, израильтяне были притесняемы окрестными народами и испытывали многочисленные трудности.

Между тем возвещаемая здесь радость должна возвещаться всем «островам и народам дольним» (Ис. 49:1, 51:5), это событие вселенского масштаба. «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет» (Ис. 51:6). Торжество избавления будет связано с явлением и служением Отрока Господня. «И ны­не го­во­рит Гос­подь, об­ра­зо­вав­ший Ме­ня от чре­ва в ра­ба Се­бе, что­бы об­ра­тить к Не­му Иа­ко­ва и что­бы Из­ра­иль со­брал­ся к Не­му; Я по­чтен в очах Гос­по­да, и Бог Мой – си­ла Моя. И Он ска­зал: ...Я сде­лаю Те­бя све­том на­ро­дов, что­бы спа­се­ние Мое про­стер­лось до кон­цов зем­ли» (Ис. 49:5–6).

И вот ка­ким об­ра­зом де­ла­ет­ся это спа­се­ние зем­ли. Пе­ред на­ми яв­но пред­ста­ют кар­ти­ны Ве­ли­ко­го Пят­ка: «...Я не вос­про­ти­вил­ся, не от­сту­пил на­зад. Я пре­дал хре­бет Мой би­ю­щим и ла­ни­ты Мои по­ра­жа­ю­щим; ли­ца Мо­е­го не за­кры­вал от по­ру­га­ний и оп­ле­ва­ния. И Гос­подь Бог по­мо­га­ет Мне: по­это­му Я не сты­жусь...» (Ис. 50:5–7). По­ра­жен­ный ви­де­ни­ем про­рок вос­кли­ца­ет: «[Гос­по­ди!] кто по­ве­рил слы­шан­но­му от нас, и ко­му от­кры­лась мыш­ца Гос­под­ня? Ибо Он взо­шел пред Ним, как от­прыск и как рос­ток из су­хой зем­ли; нет в Нем ни ви­да, ни ве­ли­чия; и мы ви­де­ли Его, и не бы­ло в Нем ви­да, ко­то­рый при­вле­кал бы нас к Не­му. Он был пре­зрен и ума­лен пред людь­ми, муж скор­бей и из­ве­дав­ший бо­лез­ни, и мы от­вра­ща­ли от Не­го ли­це свое; Он был пре­зи­ра­ем, и мы ни во что ста­ви­ли Его» (Ис. 53:1–3). Этот текст очень ва­жен, так как оп­ро­вер­га­ет рас­про­ст­ра­нен­ное сре­ди со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей мне­ние о том, что про­ро­ки все­гда го­во­ри­ли толь­ко то, что бы­ло яс­но и оче­вид­но для их слу­ша­те­лей, в свя­зи с чем не сто­ит от­но­сить их про­ро­честв к но­во­за­вет­ным вре­ме­нам. Про­рок Иса­ия сам со­мне­ва­ет­ся в том, что кто-то смо­жет про­ник­нуть в смысл дан­но­го ему от­кро­ве­ния. О чем здесь речь? О том, что иудеи во Христе не узнали Своего Избавителя. Они Его ждали, как воинственного Царя, Который должен явиться во славе, а Христос пришел в образе странствующего проповедника: «Вот, Раб Мой бу­дет бла­го­ус­пе­шен, воз­вы­сит­ся и воз­не­сет­ся, и воз­ве­ли­чит­ся. Как мно­гие изум­ля­лись, смо­т­ря на Те­бя, – столь­ко был обе­зо­б­ра­жен па­че вся­ко­го че­ло­ве­ка лик Его, и вид Его – па­че сы­нов че­ло­ве­че­с­ких! Так мно­гие на­ро­ды при­ве­дет Он в изум­ле­ние; ца­ри за­кро­ют пред Ним ус­та свои, ибо они уви­дят то, о чем не бы­ло го­во­ре­но им, и уз­на­ют то, че­го не слы­ха­ли» (Ис. 52:13–15).

Иной суд че­ло­ве­че­с­кий, и иной суд Божий. «Мои мыс­ли – не ва­ши мыс­ли, ни ва­ши пу­ти – пу­ти Мои, го­во­рит Гос­подь. Но как не­бо вы­ше зем­ли, так пу­ти Мои вы­ше пу­тей ва­ших, и мыс­ли Мои вы­ше мыс­лей ва­ших» (Ис. 55:8–9). По­не­сен­ное Пра­вед­ни­ком стра­да­ние не есть на­ка­за­ние за грех: «Он взял на Се­бя на­ши не­мо­щи и по­нес на­ши бо­лез­ни; а мы ду­ма­ли, что Он был по­ра­жа­ем, на­ка­зу­ем и уни­чи­жен Бо­гом. Но Он изъ­язв­лен был за гре­хи на­ши, и му­чим за без­за­ко­ния на­ши; на­ка­за­ние ми­ра на­ше­го бы­ло на Нем, и ра­на­ми Его мы ис­це­ли­лись. Все мы блуж­да­ли, как ов­цы, со­вра­ти­лись каж­дый на свою до­ро­гу: и Гос­подь воз­ло­жил на Не­го гре­хи всех нас. Он ис­тя­зу­ем был, но стра­дал до­б­ро­воль­но и не от­кры­вал уст Сво­их; как ов­ца, ве­ден был Он на за­кла­ние, и как аг­нец пред стри­гу­щим Его без­гла­сен, так Он не от­вер­зал уст Сво­их. От уз и су­да Он был взят; но род Его кто изъ­яс­нит? ибо Он от­торг­нут от зем­ли жи­вых; за пре­ступ­ле­ния на­ро­да Мо­е­го пре­тер­пел казнь. Ему на­зна­ча­ли гроб со зло­де­я­ми, но Он по­гре­бен у бо­га­то­го, по­то­му что не сде­лал гре­ха, и не бы­ло лжи в ус­тах Его. Но Гос­по­ду угод­но бы­ло по­ра­зить Его, и Он пре­дал Его му­че­нию; ког­да же ду­ша Его при­не­сет жерт­ву уми­ло­с­тив­ле­ния, Он уз­рит по­том­ст­во дол­го­веч­ное, и во­ля Гос­под­ня бла­го­ус­пеш­но бу­дет ис­пол­нять­ся ру­кою Его. На по­двиг ду­ши Сво­ей Он бу­дет смо­т­реть с до­воль­ст­вом; че­рез по­зна­ние Его Он, Пра­вед­ник, Раб Мой, оп­рав­да­ет мно­гих и гре­хи их на Се­бе по­не­сет. По­се­му Я дам Ему часть меж­ду ве­ли­ки­ми, и с силь­ным бу­дет де­лить до­бы­чу, за то, что пре­дал ду­шу Свою на смерть, и к зло­де­ям при­чтен был, тог­да как Он по­нес на Се­бе грех мно­гих и за пре­ступ­ни­ков сде­лал­ся хо­да­та­ем» (Ис. 53:4–12). Это пророчество – од­на из вы­со­чай­ших вер­шин вет­хо­за­вет­но­го от­кро­ве­ния, сокровенная тайна Божественного домостроительства, открытая пророку. Мы ви­дим всю внеш­нюю сто­ро­ну подвига Христа: пол­ное Его уни­чи­же­ние, казнь со зло­де­я­ми, по­зор­ную гроб­ни­цу и по­гре­бе­ние с бо­га­ты­ми. Од­но­вре­мен­но рас­кры­ва­ет­ся и глу­бо­чай­ший смысл про­ис­хо­дя­ще­го, тай­на Пред­веч­но­го Со­ве­та, в ко­то­рую по­свя­щен был про­рок (и нель­зя по­это­му от­де­лять 53-ю гла­ву от 6-й).

Но и здесь сквозь мрак Гол­го­фы уже све­тит свет Вос­кре­се­ния. До­б­ро­воль­но при­няв стра­да­ние и смерть, Он взи­ра­ет с до­воль­ст­вом на де­ло рук Сво­их. Смерть Им не об­ла­да­ет; Он ­при­ни­ма­ет эту смерть для то­го, что­бы оп­рав­дать че­рез это мно­гих. О до­бы­че мы уже го­во­ри­ли в свя­зи с сим­во­ли­че­с­ким име­нем Ма­гер-Ше­лал-Хаш-Баз (Ис. 8:3).

Цер­ковь

По­сле опи­са­ния ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы Христа сле­ду­ют про­ро­че­ст­ва о со­зда­нии Церк­ви и о при­ше­ст­вии Цар­ст­вия Бо­жь­е­го как о пло­дах этой жерт­вы.

«Воз­ве­се­лись, не­плод­ная, не­рож­да­ю­щая; вос­клик­ни и воз­гла­си, не­му­чив­ша­я­ся ро­да­ми; по­то­му что у ос­тав­лен­ной го­раз­до бо­лее де­тей, не­же­ли у име­ю­щей му­жа, го­во­рит Гос­подь. Рас­про­ст­ра­ни ме­с­то ша­т­ра тво­е­го, рас­ширь по­кро­вы жи­лищ тво­их; не стес­няй­ся, пу­с­ти длин­нее вер­ви твои и ут­вер­ди ко­лья твои; ибо ты рас­про­ст­ра­нишь­ся на­пра­во и на­ле­во, и по­том­ст­во твое за­вла­де­ет на­ро­да­ми и на­се­лит опу­с­то­шен­ные го­ро­да. Не бой­ся, ибо не бу­дешь по­сты­же­на; не сму­щай­ся, ибо не бу­дешь в по­ру­га­нии: ты за­бу­дешь по­срам­ле­ние юно­с­ти тво­ей и не бу­дешь бо­лее вспо­ми­нать о бес­сла­вии вдов­ст­ва тво­е­го» (Ис. 54:1–4). О чем здесь речь? Гос­подь на­зы­ва­ет Се­бя су­пру­гом Из­ра­и­ля, и вот ока­зы­ва­ет­ся, что по­сле Вос­кре­се­ния ос­тав­лен­ная, не­плод­ная, язы­че­с­кая цер­ковь при­об­ре­та­ет се­бе мно­же­ст­во де­тей – че­рез смерть и Вос­кре­се­ние Хри­с­то­во от­кры­ва­ет­ся спа­се­ние для все­го че­ло­ве­че­ст­ва. Вспом­ним пророчество патриарха Ноя о Иа­фе­те, который все­лит­ся в ша­т­ры Си­мо­вы (Быт. 9:27).

Эта тема присутствует и в другом месте книги. Возрожденный Сион, не могущий вместить всех сыновей своих, вопрошает Господа: «кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?» (Ис. 49:21). На что Бог отвечает: «вот Я подниму руку мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах» (Ис. 49:22).

Кро­вью Хри­с­то­вою бу­дет ут­верж­ден Но­вый За­вет. «Жаж­ду­щие! Иди­те все к во­дам; да­же и вы, у ко­то­рых нет се­ре­б­ра, иди­те, по­ку­пай­те и ешь­те; иди­те, по­ку­пай­те без се­ре­б­ра и без пла­ты ви­но и мо­ло­ко. <…> При­кло­ни­те ухо ва­ше и при­ди­те ко Мне: по­слу­шай­те, и жи­ва бу­дет ду­ша ва­ша, и дам вам за­вет веч­ный, не­из­мен­ные ми­ло­с­ти, обе­щан­ные Да­ви­ду» (Ис. 55:1, 3). Что же это за во­ду, ви­но и мо­ло­ко без се­ре­б­ра да­ет Гос­подь? «Сия есть Кровь Моя Но­во­го За­ве­та» (Мф. 26:28). Без вся­кой за­слу­ги со сто­ро­ны че­ло­ве­че­ст­ва да­ет­ся Но­вый За­вет и в нем – об­нов­ле­ние и уто­ле­ние вся­кой бла­гой жаж­ды. «Вот, Я дал Его сви­де­те­лем для на­ро­дов, вож­дем и на­став­ни­ком на­ро­дам. … Ищи­те Гос­по­да, ког­да мож­но най­ти Его; при­зы­вай­те Его, ког­да Он близ­ко. Да ос­та­вит не­че­с­ти­вый путь свой и без­за­кон­ник – по­мыс­лы свои, и да об­ра­тит­ся к Гос­по­ду, и Он по­ми­лу­ет его, и к Бо­гу на­ше­му, ибо Он мно­го­ми­ло­с­тив» (Ис. 55:4, 6–7). От­кры­тие Но­во­го За­ве­та да­ет воз­мож­ность каж­до­му че­ло­ве­ку ис­пра­вить­ся и всту­пить в за­вет с Бо­гом и да­ром об­ре­с­ти спа­се­ние. Здесь уместно вспом­нить от­кро­ве­ние о тра­пе­зе Пре­му­д­ро­с­ти в кни­ге Прит­чей Со­ло­мо­но­вых (Притч. 9:1–6).

Возвещая спасение, пророк одновременно призывает людей к покаянию, поскольку именно грехи и беззакония препятствуют милосердию Божию излиться на них. «Все мы ре­вем, как мед­ве­ди, и сто­нем, как го­лу­би; ожи­да­ем су­да, и нет [его], спа­се­ния, но оно да­ле­ко от нас. Ибо пре­ступ­ле­ния на­ши мно­го­чис­лен­ны пред То­бою, и гре­хи на­ши сви­де­тель­ст­ву­ют про­тив нас; ибо пре­ступ­ле­ния на­ши с на­ми, и без­за­ко­ния на­ши мы зна­ем. Мы из­ме­ни­ли и со­лга­ли пред Гос­по­дом, и от­сту­пи­ли от Бо­га на­ше­го; го­во­ри­ли кле­ве­ту и из­ме­ну, за­чи­на­ли и рож­да­ли из серд­ца лжи­вые сло­ва. И суд от­сту­пил на­зад, и прав­да ста­ла вда­ли, ибо ис­ти­на пре­тк­ну­лась на пло­ща­ди, и че­ст­ность не мо­жет вой­ти. И не ста­ло ис­ти­ны, и уда­ля­ю­щий­ся от зла под­вер­га­ет­ся ос­кор­б­ле­нию» (Ис. 59:11–15). Народ Божий не явил правды Его. Но Сам Бог, придя на землю, очистит мир от зла и греха.«И Гос­подь уви­дел это, и про­тив­но бы­ло очам Его, что нет су­да. И ви­дел, что нет че­ло­ве­ка, и ди­вил­ся, что нет за­ступ­ни­ка; и по­мог­ла Ему мыш­ца Его, и прав­да Его под­дер­жа­ла Его. И Он воз­ло­жил на Се­бя прав­ду, как бро­ню, и шлем спа­се­ния на гла­ву Свою; и об­лек­ся в ри­зу мще­ния, как в одеж­ду, и по­крыл Се­бя рев­но­с­тью, как пла­щом. По ме­ре воз­мез­дия, по этой ме­ре Он воз­даст про­тив­ни­кам Сво­им – яро­с­тью, вра­гам Сво­им – ме­с­тью, ос­т­ро­вам воз­даст долж­ное. И убо­ят­ся име­ни Гос­по­да на за­па­де и сла­вы Его – на вос­хо­де солн­ца. Ес­ли враг при­дет как ре­ка, ду­но­ве­ние Гос­по­да про­го­нит его. И при­дет Ис­ку­пи­тель Си­о­на и [сы­нов] Иа­ко­ва, об­ра­тив­ших­ся от не­че­с­тия, го­во­рит Гос­подь. И вот, за­вет Мой с ни­ми, го­во­рит Гос­подь: Дух Мой, Ко­то­рый на те­бе, и сло­ва Мои, ко­то­рые вло­жил Я в ус­та твои, не от­сту­пят от уст тво­их и от уст по­том­ст­ва тво­е­го, и от уст по­том­ков по­том­ст­ва тво­е­го, го­во­рит Гос­подь, от­ны­не и до ве­ка» (Ис. 59:15–21).

При­зва­ние языч­ни­ков

Даль­ше го­во­рит­ся о том, что спа­се­ние бу­дет от­кры­то для всех на­ро­дов че­рез яв­ле­ние сла­вы Ие­ру­са­ли­ма: «Вос­стань, све­тись, [Ие­ру­са­лим], ибо при­шел свет твой, и сла­ва Гос­под­ня взо­шла над то­бою»(Ис. 60:1). Эти слова легли в основу 9-й пести канона Пасхи. Эта но­вая сла­ва Ие­ру­са­ли­ма пе­ре­кли­ка­ет­ся уже с тем, что го­во­рит­ся в Апо­ка­лип­си­се о сла­ве Но­во­го го­ро­да: «Ибо вот, тьма по­кро­ет зем­лю, и мрак – на­ро­ды; а над то­бою вос­си­я­ет Гос­подь, и сла­ва Его явит­ся над то­бою»(Ис. 60:2). Про­изой­дет раз­де­ле­ние греш­ни­ков и пра­вед­ни­ков. По слову святителя Иоанна Златоуста, явления тьмы и мрака будут происходить не по необходимости и насилию, но будут добровольными [29, т. 5, с. 362]. О том же говорится и в Евангелии: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). «И при­дут на­ро­ды к све­ту тво­е­му, и ца­ри – к вос­хо­дя­ще­му над то­бою си­я­нию. Воз­ве­ди очи твои и по­смо­т­ри во­круг: все они со­би­ра­ют­ся, идут к те­бе; сы­но­вья твои из­да­ле­ка идут и до­че­рей тво­их на ру­ках не­сут. … бо­гат­ст­во мо­ря об­ра­тит­ся к те­бе, до­сто­я­ние на­ро­дов при­дет к те­бе» (Ис. 60:3–5).

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:10–12). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «все, что возвещено в этой главе, было обетованиями, которые должны были исполниться после возвращения из плена; если же что не исполнилось, то это совершилось по причине их недостоинства… На самом же деле, это исполнилось в Церкви, так как врата ея открыты всегда, и никогда не затворяются» [29, т. 5, с. 362].

В цен­т­ре все­мир­ной про­по­ве­ди – Хри­с­тос. «Дух Гос­по­да Бо­га на Мне, ибо Гос­подь по­ма­зал Ме­ня бла­го­ве­ст­во­вать ни­щим, по­слал Ме­ня ис­це­лять со­кру­шен­ных серд­цем, про­по­ве­до­вать плен­ным ос­во­бож­де­ние и уз­ни­кам от­кры­тие тем­ни­цы» (Ис. 61:1). Это те сло­ва, ко­то­рые Хри­с­тос Сам чи­тал в си­на­го­ге в На­за­ре­те пе­ред тем, как про­по­ве­до­вать (Лк. 4:18).

Разрушающий узы ада Спаситель является как грозный воин. «Кто это идет от Едо­ма, в черв­ле­ных ри­зах от Во­со­ра, столь ве­ли­че­ст­вен­ный в Сво­ей одеж­де, вы­сту­па­ю­щий в пол­но­те си­лы Сво­ей? “Я – из­ре­ка­ю­щий прав­ду, силь­ный, что­бы спа­сать”. От­че­го же оде­я­ние Твое крас­но, и ри­зы у Те­бя, как у топ­тав­ше­го в то­чи­ле? “Я топ­тал то­чи­ло один, и из на­ро­дов ни­ко­го не бы­ло со Мною; и Я топ­тал их во гне­ве Мо­ем и по­пи­рал их в яро­с­ти Мо­ей; … ибо день мще­ния – в серд­це Мо­ем, и год Мо­их ис­куп­лен­ных на­стал. Я смо­т­рел, и не бы­ло по­мощ­ни­ка; ди­вил­ся, что не бы­ло под­дер­жи­ва­ю­ще­го, но по­мог­ла Мне мыш­ца Моя; … и по­прал Я на­ро­ды во гне­ве Мо­ем, и со­кру­шил их в яро­с­ти Мо­ей …”» (Ис. 63:1–6). Под эти­ми на­ро­да­ми Едо­мом, Во­со­ром, ко­то­рые по­пи­ра­ли Ие­ру­са­лим, и под от­мще­ни­и им по­ни­ма­ет­ся по­пра­ние ди­а­во­ла и все­го во­ин­ст­ва его и ос­во­бож­де­ние лю­дей от их вла­с­ти. Омы­тие одежд кро­вью – вос­ста­нов­ле­ние че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды: «Вос­при­ем­ле­му Те­бе Хри­с­те от го­ры Мас­лич­ныя, си­лы зря­ще, друг дру­гу во­пи­я­ху: кто есть Сей? И гла­го­лет к ним: Сей есть дер­жав­ный и силь­ный, Сей есть силь­ный в бра­ни, Сей есть во­ис­тин­ну Царь сла­вы. И поч­то Ему черв­ле­ны ри­зы? Из Во­со­ра при­хо­дит, еже есть пло­ти. Ты же Сам яко Бог одес­ную сед ве­ли­че­ст­вия, по­слал еси нам Ду­ха Свя­та­го, да на­ста­вит и спа­сет ду­ши на­ша»[47]. Это пророчество тесно связано с мессианским благословением патриарха Иакова Иуде, в котором сказано, что он «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11).

Та­ким об­ра­зом, все вра­ги Цар­ст­ва Не­бес­но­го ока­зы­ва­ют­ся по­пран­ны­ми, и Гос­подь го­во­рит: «Я топ­тал то­чи­ло один, и из на­ро­дов ни­ко­го не бы­ло со Мною» (Ис. 63:3, ср. 51:18). На кре­с­те Гос­подь один со­вер­шил это спа­се­ние, которого никто не был достоин.

«Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Поэтому Господь снова обращается с призывом к людям с тем, чтобы создать для себя новый народ. «Я от­крыл­ся не во­про­шав­шим обо Мне; Ме­ня на­шли не ис­кав­шие Ме­ня. “Вот, Я! вот, Я!” – го­во­рил Я на­ро­ду, не име­но­вав­ше­му­ся име­нем Мо­им. Вся­кий день про­сти­рал Я ру­ки Мои к на­ро­ду не­по­кор­но­му..., к на­ро­ду, ко­то­рый по­сто­ян­но ос­кор­б­ля­ет Меня в лицо» (Ис. 65:1–3). Те, кто откликнутся на призыв и станут новым Израилем и примут новое имя. «Рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины» (Ис. 65:14–16). «Вот, Я тво­рю но­вое не­бо и но­вую зем­лю, и преж­ние уже не бу­дут вос­по­ми­на­е­мы и не при­дут на серд­це. А вы бу­де­те ве­се­лить­ся и ра­до­вать­ся во­ве­ки о том, что Я тво­рю: ибо вот, Я тво­рю Ие­ру­са­лим ве­се­ли­ем и на­род его ра­до­с­тью. И бу­ду ра­до­вать­ся о Ие­ру­са­ли­ме и ве­се­лить­ся о на­ро­де Мо­ем» (Ис. 65:17–19).

Итак, пе­ред на­шим взо­ром уже пред­ста­ют но­вое не­бо и но­вая зем­ля, наполненные божественной славой. «Не­бо[48] – пре­стол Мой, а зем­ля – под­но­жие ног Мо­их; где же по­ст­ро­и­те вы дом для Ме­ня, и где ме­с­то по­коя Мо­е­го? Ибо все это со­де­ла­ла ру­ка Моя... А вот на ко­го Я при­зрю: на сми­рен­но­го и со­кру­шен­но­го ду­хом и на тре­пе­щу­ще­го пе­ред сло­вом Мо­им» (Ис. 66:1–2). Ветхозаветные жертвы уподобляются различным мерзостям (Ис. 66:3) по сравнению с чистым и духовным служением смиренных сердец в духе и истине (Ин. 4:23). То, что от­кры­ва­ет­ся про­ро­ку, от­но­сит­ся к ре­аль­но­с­ти бу­ду­ще­го ве­ка. Об этом сви­де­тель­ст­ву­ет От­кро­ве­ние св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва: «И уви­дел я но­вое не­бо и но­вую зем­лю, ибо преж­нее не­бо и преж­няя зем­ля ми­но­ва­ли, и мо­ря уже нет. И я, Ио­анн, уви­дел свя­тый го­род Ие­ру­са­лим, но­вый, схо­дя­щий от Бо­га с не­ба, при­го­тов­лен­ный как не­ве­с­та, ук­ра­шен­ная для му­жа сво­е­го. И ус­лы­шал я гром­кий го­лос с не­ба, го­во­ря­щий: се, ски­ния Бо­га с че­ло­ве­ка­ми, и Он бу­дет оби­тать с ни­ми; они бу­дут Его на­ро­дом, и Сам Бог с ни­ми бу­дет Бо­гом их. И от­рет Бог вся­кую сле­зу с очей их, и смер­ти не бу­дет уже; ни пла­ча, ни во­пля, ни бо­лез­ни уже не бу­дет, ибо преж­нее про­шло. И ска­зал Си­дя­щий на пре­сто­ле: се, тво­рю все но­вое. И го­во­рит мне: на­пи­ши; ибо сло­ва сии ис­тин­ны и вер­ны» (Откр. 21:1–5).

Одно из пророчеств этой части книги пророка Исаии: «Еще не му­чи­лась ро­да­ми, а ро­ди­ла; преж­де, не­же­ли на­сту­пи­ли бо­ли ее, раз­ре­ши­лась сы­ном» (Ис. 66:7), – преподобный Иоанн Дамаскин относит к Божией Матери, родившей Бога Слова «без истления», то есть страдания [26, с. 278].

Наши рекомендации