Оценивание успехов и пересмотр инструкций

Родители, которые не фиксируют данные процесса обучения, могут продолжать неэффективное вмешательство в поведение ребенка или проводить обучение непродуктивно. Это отнимает у ребенка драгоценное время.

Есть разные способы фиксировать достижения. Самый распространенный способ подсчета – это частотный подсчет, (например, кол-во подсказок) и его варианты (процент правильно исполненных инструкций). Например, учитель записывает, сколько раз ребенок смотрит ему в глаза, количество подсказок, понадобившихся при чистке зубов. Обычно для программ, развивающих навыки формула такова: количество правильных реакций делят на количество выполнений и умножают на 100%. Если ребенок правильно имитирует 7 раз из 10 попыток, значит, 70%. Необязательно записывать все результаты упражнений. Достаточно первые 10-20 попыток каждый день, чтобы увидеть результат.

Собственно говоря, сбор информации следует начинать до применения всей системы обучения, чтобы сравнить с тем, что будет после. Критерий 80% -- сигнал об успехе и переходе к следующему упражнению. Если вы заметите, что после многочисленных тренировок ребенок не добился успеха, необходимо пересмотреть инструкцию.

Обращение с ребенком, который сопротивляется обучению

Эвелин, по словам родителей, была непоседой, ее трудно было усадить даже поесть. Когда началось обучение, она плакала, вырывалась при физическом руководстве, старалась встать со стула. В борьбе с родителями она, как правило, выигрывала сражения и продолжала делать, что хочет. Т.к. она не разговаривала, единственно, как она могла противостоять требованиям, это сопротивление.

Учитель подошел многосторонне. Во-первых, в качестве стимуляторов были выбраны вещи, которые ей, несомненно, нравились. Во-вторых, занятия проводились очень короткими сеансами, пока Эвелин не привыкла. В-третьих, усадив девочку физически, учитель тут же вознаграждал ее, а затем позволял встать. Потом время сидения увеличивалось. Если она проявляла вспышки гнева, сидя на стуле, их игнорировали, пока она не успокаивалась. Сначала эти вспышки были длительными и нелегкими. Задания были простыми, и постепенно девочка все реже впадала в гнев.

Такой подход учит детей, что плач и сопротивление не избавят их от занятий. Можно научить детей давать понять знаками, что им нужен перерыв. Иногда бывают и худшие случаи, для которых есть специальная литература.

Твия приобретению языковых навыков

Общие рекомендации

1. Сократите количество прямых вопросов.
Родители из самых лучших побуждений часто задают много вопросов, веря, что они развивают речь ребенка. Вот вопросы, которые родители используют излишне часто:

· Что это?

· Что ты хочешь?

· Что ты делаешь?

· Как это называется?

Старайтесь избегать этих вопросов, хотя совсем от них избавиться, конечно, невозможно. Родители могут слушать, как каждый из них разговаривает, когда общается с ребенком. А потом напоминать друг другу о необходимости сокращения вопросов.

2. Комментирование.
Наблюдайте за действиями ребенка и комментируйте их, как если бы это был его внутренний голос. Как только вы станете задавать меньше вопросов, вы заметите, что вы больше комментируете. Вопросы и команды задерживают развитие речи. Комментарий способствует ее развитию.

3. Ждите и подавайте сигнал.
В коммуникативном обмене взрослый ожидает, с явно выраженным на своем лице ожиданием, глядя на ребенка. Ожидание состоит в том, что, когда взрослый произнес фразу, ребенок должен сказать свою. И если он это делает, следует его поощрять.

Что значит выражать ожидание? Установите зрительный контакт. Слегка приоткройте рот. Приподнимите брови. Склоните голову и тело в направлении ребенка.

4. Создавайте коммуникативные ситуации.
Будьте настороже, но непредугадывайте каждое желание ребенка. Создавайте маленькие моменты, когда ребенку надо вас попросить о том, что ему нужно.

5. Используйте больше жестов и мимику лица.
Преувеличенное использование жестикуляции и мимики необходимо для развития речи. Не будьте зажатыми. Привлекайте внимание ребенка движениями, а ваши жесты могут помочь ему понять то, что не всегда ясно со слов.

6. Моделирование.
Моделированием называют образец того, что должен сказать ребенок. Вместо исправления ошибок продумайте, как показать пример. Для кого угодно слышать, как его целый день исправляют, было бы угнетающе. В моделировании есть положительный заряд, а в корректировании ошибок – отрицательный.

7. Облегчайте сложность речи.
Моделируя речь, стройте короткие простые фразы. Так вы добьетесь максимального понимания и надежду на воспроизведение ребенком вашего образца. Например, если ваш ребенок еще не употребляет слов, говорите с ним фразами из одного слова по мере возможности. Если он приближается к двусложному уровню, сокращайте предложения до двух слов.

8. Используйте преувеличение интонации, громкости и темпа речи.
Этот прием помогает завладеть и удерживать внимание ребенка. Вот почему песни и рифмовки хорошо стимулируют развитие речи: они ритмичны и содержат повторы. Вы можете пропеть песню и сделать паузу, чтобы ребенок подхватил.

9. Зрительный контакт.
Смотреть в глаза тому, с кем разговариваешь, важно. Смотрите на ребенка и учите его смотреть на вас. Указание должно быть простым: «Смотри на меня».

10. Взаимная реакция (отклик).
Это почти, само собой разумеется. Чтобы содействовать увеличению спонтанной речи, крайне важно, чтобы вы на нее отвечали и тем самым стимулировали самостоятельную речь ребенка. Не оставляйте без внимания попытки ребенка общаться, хоть вербально, хоть невербально. Реагируйте как-нибудь. Желательно одним из способов, описанных здесь. Отвечайте словами или жестами, только отвечайте, тем самым вы будете учить ребенка, что за его речь всегда есть награда.

11. Сделайте общение удовольствием.
Говорите приятным голосом. Часто улыбайтесь. Пусть общение ассоциируется у ребенка с теплотой, любовью и радостью. Старайтесь оставаться ненапряженными. С какой стати ребенок станет общаться, если это не доставляет удовольствия? Будьте игривы, творите. Выдумывайте.

Раздел 1

Эти положения относятся именно к детям, которые находятся на дословесном уровне общения.

1. Если ваш ребенок не общается преднамеренно, т.е. не озвучивает жесты, не смотрит осознанно, могут быть полезны такие игры и игрушки, как дергунчики, шкатулки с выпрыгивающими человечками, пугалки.

2. Общению способствуют и игры, в которых надо ходить по очереди. Например, перекатывание мяча от одного к другому, катание машинки (вперед-назад), игра на музыкальном инструменте по очереди, рисование на детской доске. Сначала в таких играх расстояние между взрослым и ребенком должно быть минимальным. Взрослый руководит действиями ребенка (рука в руке) и поощряет каждый признак понятливости. Если ребенок проявит интерес к одному из перечисленных занятий, начните с него. Если нет, попробуйте с мячом. Сядьте на пол, расставив ноги, также усадите ребенка напротив себя на небольшом расстоянии, перекатывайте мяч вперед и назад. Считайте: раз-два-три-и-и, когда катите мяч к ребенку. Надо, чтобы мяч несильно, но задел ребенка. Положите руки ребенка на мяч, затем наклонитесь и положите свои руки поверх рук ребенка, сосчитайте: раз-два-три-и-и и катните мяч на себя. Вознаграждайте. Через несколько дней увеличьте количество перекатываний по очереди.

3. Для стимуляции общительности подходят прятки. Суть состоит в том, чтобы ребенок стал инициатором игры. Вот как играть в «ку-ку». Закройте свое лицо полотенцем (расстояние между вами и ребенком мало: буквально лицо к лицу). Если ребенок отворачивается, будьте настойчивы, двигайте свое лицо за ним и повторяйте его имя из-за полотенца. Возможно, понадобится кукукать несколько раз, чтобы добиться на лице ребенка выражения ожидания, что вы вдруг появитесь или даже жеста, срывающего с вас полотенце. Вознаграждайте даже намеки проявления интереса и понимания. Если вы будете использовать одно и то же покрывало для лица, то, даже просто положив его на колени ребенка, можно рассчитывать, что однажды он проявит инициативу, начав игру.

4. Научить здороваться и прощаться можно на всех домочадцах, игрушках и картинках. Машите «до свидания» каждой игрушке, когда ее прибираете на место. Возьмите ребенка за руку и учите его махать и произносить «до свидания».

5. Ваш ребенок может попытаться взять вас за руку и повести к тому, что ему понадобилось. Не потакайте. Уберите свою руку и спросите: «Что?», используя преувеличенные жесты. Разогните руку ребенка в локте (указательный жест). Выпрямите пальчик ребенка (жест просьбы), и направьте его на желаемый предмет. Идите рядом с ребенком к объекту, но не позволяйте себя тянуть.

6. Комментирование можно начинать на самой ранней стадии. Если ребенок проявляет интерес к какому-то предмету, учите его показывать на него (см. п. 5) и комментируйте, если это большой предмет, говорите: «Большой» или «страшный/смешной/сломанный».

7. Неприемлемые средства общения, такие как плач или бросание игрушек можно переучить в более подходящие. Если ребенок бросает игрушку, чтобы прекратить игру, покачайте отрицательно головой: «Нет». Если ребенок еще не умеет произносить слово «нет», произнесите гласный звук, который он умеет произносить. Сочетание голоса и отрицательного жеста более эффективно, чем только качание головой.

8. Создавайте для ребенка возможности общения:

· Привыкайте класть любимые игрушки и еду ребенка повыше, но так, чтобы он мог их видеть;

· Надуйте мыльный пузырь, а потом закройте флакон. Если ребенок покажет, что хочет увидеть еще раз, моделируйте «Дуй»;

· «Нечаянно» проведите по столу карандашом и скажите «Ах-ах». Пусть ребенок видит вашу ошибку. Повторите ситуацию и моделируйте «Ах-ах»;

· Поместите то, что нравится ребенку в прозрачный плотно закрытый контейнер и дайте ему в руки;

· Дети вступают в контакт, когда что-то в их окружении меняется;

· Когда пора выходить из дому сделайте вид, что дверь заело, и вы не можете ее открыть;

· Устанавливайте очередность в выполнении каких-либо операций (3-4 шага по очереди), а потом протяните ребенку что-нибудь или сами сделайте что-то неожиданное.

9. Зрительный контакт поощряйте постоянно. Вы можете добиться этого, если всегда прежде, чем отдать ребенку предмет подержите его на уровне своих глаз.

10. Словам следует обучать одновременно на уровне понимания и воспроизведения. Взрослый: «Где бутылка?» Ребенок смотрит на нее или показывает. Взрослый: «Бу…» глядя на ребенка выжидательно в надежде, что он повторит.

11. Разговаривайте с ребенком, учитывая его рост (присев или согнувшись), чтобы ваши глаза были на одном уровне.

12. Речевые навыки восприятия:

· Обучайте ребенка распространенным командам во время игр. Сперва: «Возьми мяч», а потом «Возьми мяч и тапок»;

· Учите ребенка отзываться на имя, когда он играет с игрушкой;

· Как только убедитесь, что ребенок понимает команды, варьируйте их. Положи бумагу в мусорницу = выброси ее;

· Предоставляйте ребенку достаточно времени, чтобы он успел понять сказанное.

Раздел 2

Этот раздел относится к детям, которые уже используют в речи слова. Теперь ваша цель состоит в том, чтобы помочь им увеличить словарный запас и добиться спонтанности, не только в ответах на обращение и вопросы других. Дети могут научиться ожидать таких вопросов и не говорить сами. Следующие советы помогут вам научить ребенка быть инициатором в разговоре.

Развитие инициативы в речи

Просьбы предметов

Представьте, что ребенок проявил умение говорить: «Еще … (чего-нибудь)». Но он не использует этот навык систематически. Попробуйте так.

Дайте ему попробовать что-нибудь вкусное. Ваша цель услышать реплику: «Еще …». Теперь поместите угощение в недосягаемости, но в поле зрения ребенка. Когда он потянется за ним, с помощью руки остановите его попытку и смотрите выжидающе, как бы говоря (но не произнося): «Что ты хочешь?». Потом ждите.

Если ребенок заплачет, потянется настойчивее, изобразите разочарование, но не произносите слов просьбы. Возьмите угощение одной рукой и покажите на него другой. Произнесите имя ребенка. Это поможет ему понять, что вы чего-то от него ожидаете. И опять ждите.

Если ребенок не применяет слов, поднесите угощение ближе к нему (все еще держа в руке). Укажите на него. Приподнимите подбородок и приоткройте рот, как будто собираетесь сказать «Еще», но не говорите, а продолжайте смотреть ожидающе.

Если же и теперь ребенок не произносит фразу, повторите всю описанную процедуру, протяжно произнося звук «Ееее». Добавляйте постепенно по одному также протяжному звуку из фразы «Еще печенья», пока если понадобится, вы не смоделируете всю просьбу. На каком бы этапе ребенок не отреагировал, сам произнеся просьбу, скажите «Хорошая работа» и сразу же отдавайте угощение.

Делайте так, каждый раз подсказки приглушая. Лучше смоделировать просьбу, чем спросить, чего он хочет. Ведь вы добиваетесь инициативности, а не ответов.

Создание коммуникативных ситуаций

Просьбы о действиях

Для детей, пользующихся одно- или двухсложными фразами. Если ребенок проявил желание пить, вместо того, чтобы подать стакан воды, поставьте прямо перед ним плотно закрытую бутылку с водой. Смотрите и ждите прямого обращения к вам. Ничего не говорите. Вы ожидаете просьбу: «Открой» или «Помоги». Если понадобится, прибегите к подсказкам, описанным в предыдущем пункте.

Ваш ребенок хочет рисовать. Дайте ему лист бумаги без карандашей или карандаши, но без бумаги. Ждите, глядя вопросительно. Если он ничего не говорит, молча поднесите к его глазам недостающие предметы (как подсказку для просьбы). Можно также попробовать:

· Дать обед без вилки.

· Посадите ребенка в ванну, не набрав воды.

· Когда ребенок одевается, подайте ему или наденьте на него обе туфли, но только один носок.

· Держите книгу, которую вы читаете вместе, вверх ногами.

· Дайте пустой стакан, когда ребенок хочет пить.

Способствование комментированию и возражению

Привлекайте внимание ребенка к необычным ситуациям. Добивайтесь того, чтобы ребенок осознал, что происходит. Это может способствовать комментарию. Подобные ситуации могут возникать сами или быть созданы вами. Например, падение предмета со стола можно сопроводить одно- двусложной фразой: «Упал».

· Попытайтесь надеть обувь на руку ребенка.

· Когда ребенок смотрит на вас, положите свою туфлю в шкаф для посуды или пучок зелени в шкаф для одежды. Это может вызвать его реакцию: «Не туда (не так/ неправильно)». Если ребенок молчит, смоделируйте реакцию: «не туда», отрицательно качая головой. А затем рассмейтесь над своей ошибкой.

· Складывайте привычные игрушки не так, как надо.

· Ребенок дает вам знать, что хочет молока. Когда он смотрит, как вы наливаете, капните маленько в его кружку и протяните ему. Потом явно загляните в практически пустую кружку. Ждите. Смоделируйте реакцию: «Мало», выражение вашего лица должно быть преувеличенно удивленным. Добавьте еще капельку молока. Ждите. В качестве подсказки может сработать ваше удивление.

· Выражение «совсем нет/нисколько не осталось» можно отработать во многих ситуациях. Например, покажите пустую емкость из-под крупы, воду, ушедшую из ванны, пустые бутылки, пустую упаковку от печенья.

· Поместите фрагмент мозаики не туда, куда надо.

Пользуйтесь преувеличенными жестами и мимикой

Многие бутылки, банки, крышки и двери слишком плотные, чтобы ребенок смог их открыть. Воспользуйтесь этим, чтобы научить говорить: «Никак». Поставьте перед ребенком флакон с мыльными пузырями. Он пробует открыть, но не может и протягивает вам. Возьмите, продемонстрируйте страшное усилие, сопровождая его хрюканьем и шумом. Потом скажите: «никак» со смешным выражением лица. Детям это нравится, и они быстро запоминают. Передайте флакон ребенку. Сопровождайте его попытку открыть крышку тем же хрюканьем и, если он сам не скажет «никак», скажите вы. Применяйте этот прием и в других ситуациях. Например, узел на шнурке, дверь в ванную, тюбик с зубной пастой.

У детей с аутизмом правильное употребление ответа «Да» обычно развивается поздно. Вместо этого вы слышите в ответ повтор своей фразы (эхолалия). Помня, что обучение речи должно быть забавным, спросите ребенка: «Ты хочешь это?», держа перед ним то, что он точно хочет. Как только ребенок начнет повторять, тут же прервите его попытку и ответьте за него, моделируя: «Да-а-а-а….-а-а». В начале слова ваша голова, подбородок и брови движутся вверх и назад, а в конце слова резко опустите голову вперед, так, чтобы волосы свесились на лицо и рассмейтесь. Еще раз повторите. На этом этапе ребенок присоединится к вам в мотании головы и произнесении слова. Как можно скорее переходите от озвучивания «Да» только к мимике и движению губ.

Отдельные жесты помогают в освоении трудных слов. Например, местоимения. Обучая «мне, мой», возьмите руку ребенка в свою и прижмите его руку к его груди, когда моделируете фразу: «Моя очередь». Как можно скорее сопровождайте жест только звуком «М-м-м-м-м». Другим примером может быть вопрос: «Чья это шапка?», когда ребенок ее надевает. Поместите руку ребенка ему на грудь и произнесите «м-м-м-моя».

Обучая ребенка словам «ты/твой», положите руку ребенка себе на грудь и моделируйте «Твой ход». Вскоре помогайте только жестом и первым звуком.

Чтобы научить фразе «Дай мне!», вытяните руку вперед ладонью вверх. Произнося «Дай мне», быстро потяните руку на себя, сжав кулак. После нескольких репетиций, помогайте только жестом без слов.

Распространение

Принцип распространения поможет ребенку перейти на следующую ступень языковой сложности. Ваш ребенок произносит слово. Вы добавляете еще одно, наращивая грамматическую структуру. Потом ждете, давая понять, что надеетесь на повторение того, что вы сказали. Можно попробовать дружелюбное: «Ты скажи», если понадобится.

Ребенок замечает кошку и говорит: «Кошка»
Родитель: «Большая кошка» (с «большим» жестом)
Ребенок: «Большая кошка»

Ребенок: «Молоко»
Родитель: «Хочу молоко»

Ребенок: «Дверь»
Родитель: «Открой дверь»

Ребенок: «Мама, иди»
Родитель: «Мама, иди сюда»

Последнее слово о жестах. Показывая, вы скорее используете зрительную подсказку, чем вербальную. Зрительные подсказки считаются не такими сильными, как вербальные. А ваша цель как раз использовать наименьшие подсказки, чтобы добиться желаемой речи. Укажите на предмет, о котором, вы бы хотели, чтобы ребенок говорил. Например, вы ждете, чтобы ребенок произнес: «Надо ножницы». Во время занятия (рисование, поделки) можно сказать: «Ой, это слишком большое (надо отрезать)». Подождите, чтобы ребенок что-то вставил. Если он молчит, покажите на ножницы или, если необходимо, возьмите их в руки и покажите (более сильная подсказка), что надо сделать, чтобы добиться фразы: «Надо ножницы».

Комментарий

Вот примеры, как родители могут использовать комментарий вместо вопросов или команд для развития речи на уровне одного-двух слов.

§ Ребенок рисует. Родитель наблюдает и говорит: «Рисуем»

§ Ребенок укладывает куклу в кровать. Родитель: «Малыш спит».

§ Ребенок бросает мяч. Родитель: «Бросаешь мяч»

§ Ребенок садится. Родитель: «Садишься»

§ Ребенок роняет игрушку. Родитель: «Падает»

В комментарии следует использовать настоящее время. Это важно, т.к. освоение языка начинается с разговора о настоящем. Вчера и сегодня еще мало понятны вашему ребенку. Они живут здесь и сейчас, и говорить надо об этом.

Упрощение

В упрощении длинных предложений и снижении грамматической сложности смысл состоит в том, чтобы увеличить уровень понимания, а также обеспечения модели, которую ребенок действительно сможет имитировать. Вместо «Папа пришел домой сейчас» говорите «Папа домой». Это называют языком телеграфа, т.к. служебные слова пропускаются. Не беспокойтесь, что так вы задержите развитие речи ребенка. Как только ваш ребенок самостоятельно скажет: «Папа домой». Вы сможете моделировать следующий уровень сложности.

Использование преувеличенной выразительности в интонации,
громкости и темпа речи

Поощряйте приветствия . Говорите на высокой ноте, протяжно, сопровождая «При-и-и-ве-е-ет!» пожатием руки и улыбкой. Брови вверх. «До свидания» можно пропеть и помахать рукой.

Дети с аутизмом хорошо реагируют на музыку. Когда появляются в речи первые слова, рекомендуется много петь. Например «Мооой хоод – твоой хоод» выше и громче, чем обычно.

Учите ребенка звать кого-нибудь. Скажите: «…, позови папу!» сложите ладони лодочкой как для «ау» и пропойте 6 нот сверху вниз: «Па-а-а-а-а-па».

Многие дети говорят очень тихо и поэтому не пользуются речью для общения. Развивая громкость, применяйте прием контраста. Игриво произнесите фразу очень громко, а потом ее же тихо. Научите ребенка различать «Скажи это громко/тихо», чтобы затем регулировать его громкость.

Раздел 3

Этот раздел рассматривает три области языка: форму (грамматика и синтаксис), содержание (словарный запас) и функцию (разговорный этикет – приветствия, благодарность, и т.д. и прагматическую сторону языка) и относится к детям, которые уже пользуются многосложными высказываниями,

Словарный запас

Новый опыт обогащает словарный запас. Привлекайте ребенка к разным видам деятельности: приготовление пищи, уборка, ремонт, высаживание цветов, мытье посуды…важно в процессе работы повторять новые слова и спрашивать ребенка, что ему надо, чтобы он произносил их тоже. Походы в магазин, парикмахерскую, цирк тоже полезны. Показывайте и называйте предметы по несколько раз. Характеризуйте их с разных сторон. Пользуйтесь ассоциацией. Например, сестра Сара любит бананы. Малина растет в конце огорода дяди… Постарайтесь вовлечь ребенка в активное усвоение лексики. Попросите его принести новый предмет, спросите, что он о нем думает. Вот четыре этапа освоения лексики. Подготовьте книги о том месте, куда вы пойдете. Почитайте и ознакомьте с новыми словами, затем используйте те же слова уже, будучи на месте. Например, «Смотри-ка, вот акробат, которого мы вчера видели в твоей книге». Подчеркните различия между акробатом из книги и в жизни: «Но акробат в книжке одет в костюм клоуна, а этот – в черном. Тебе какой нравится больше?» Вернувшись домой, перечитайте книгу, чтобы закрепить и обобщить навыки. Позже вернитесь к этому разговору с новыми слушателями и в новом контексте.

В привычной обстановке, например, за столом, заменяйте известные ребенку слова на лексику более высокого уровня: «Какой напиток ты будешь на обед?» Когда сортируете белье после стирки, дайте ребенку пощупать шелк, хлопок, фланель и спросите, какой материал больше нравится. Когда набираете ванну, спросите, какая температура. Слишком горячо? Слишком холодно? Какая температура? Старайтесь произносить слова несколько раз и добиваться, чтобы ребенок тоже произносил их. Можно наметить цель, столько-то новых слов на каждый день. Вы будете вознаграждены, когда ребенок заговорит самостоятельно.

Придумайте игру, в которой ребенок будет получать монетку и складывать ее в копилку каждый раз, когда он спросит: «Что значит это слово?» Преднамеренно используйте незнакомые слова и ждите, не спросит ли он об их значении.

Когда едете на машине, играйте в «категории». Например, вы говорите: «Одежда. Я начинаю: «Шляпа. Аня, твой ход». «Пальто. Папа, твой ход» и т.д.

Помогайте ребенку говорить о событиях прошлого по фотографиям, о будущем по календарю (следующий четверг, чтобы он стал более ощутимым). Используйте конкретные слова «после завтрака», а не «скоро». Если вам предстоит поездка, проиграйте ее на игрушечной машинке, с домиком, куклами, что там может произойти.

Ребенок быстрее усвоит, если вы будете опираться на его чувства – видишь? Слышишь?

Грамматика

Если ребенок постоянно допускает одну и ту же грамматическую ошибку, недостаточно просто поправлять его, называя правильную модель. Сначала обдумайте игру или какое-то занятие для обучения и закрепления модели. Например, ребенок говорит «он» и про женщин и про мужчин. Можно вместе нарисовать девочку. Добавьте такие детали, как браслеты, сережки, бантики. Она может держать шарик, птичку на плече или собачку на цепочке. Рядом стоит ее машина. Чем больше деталей вы включите, тем лучше. А теперь по очереди называйте, что она имеет. (Она имеет бантик/У нее бант….) - твой ход. (Она имеет собаку/У нее собака.) Можно каждый раз помогать с началом предложения: «Она имеет…»

После нескольких подобных игровых упражнений ребенок готов ко второй ступени стратегии обучения грамматике. Когда ребенок правильно называет местоимение в игре, можно исправлять его в спонтанной речи. Когда он вновь ошибется, просто спросите: «Что?». Таким образом, будто вы просто задумались и не расслышали и хотите, чтобы он повторил. Это даст возможность ребенку подумать над правильным вариантом.

Наши рекомендации