Модуль 4. Сюжеты чтения и письма в постмодернистской литературе
1. С. Довлатов «Записные книжки», «Ремесло», «Зона» и «Заповедник» – реалистическая и постмодернистская трактовка письма (слова). Фиксация хаотической жизни литературного круга 1960-х-70-х гг.
2. Постмодернистская квазиисторическая проза. Вопрос об абсурдности истории и исторического сознания вообще. История как объект художественной игры. Исторические фантасмогории В. Шарова.
3. Постмодернистское необарокко. Эстетизация реальности, игровая интерпретация реальности в прозе Т. Толстой 1990-х годов (рассказы, роман «Кысь»). Барочная «перенасыщенность» в прозе А. Королева. Роман «Быть Босхом».
4. «Имитационная» проза М. Шишкина. Лже-воспоминания в романе-стилизации «Всех ожидает одна ночь». Игра с языковыми пластами в романе «Венерин волос». Семантика текстовой структуры в романах М. Шишкина «Взятие Измаила», «Венерин волос».
Модуль 5. Сюжеты чтения и письма в литературе «non-fiction»
1. Чтение и комментирование текстов родственников как сопротивление энтропии времени в «семейно-мемуарной» прозе 1970-х (В. Катаев «Кладбище в Скулянах»).
2. «Мемуары» о писателях (С. Гандлевский «Трепанация черепа»). Имитация «фактуры» нехудожественного текста. Воссоздание коллективной мифологии поколения «дворников и сторожей»
3. Игра с текстом как моделирование внешнего взгляда на своё поколение в романах А. Наймана к.1990-х годов («Поэзия и неправда». «Славный конец бесславных поколений», «Б.Б. и др.»).
4. Литература non-fiction в к. 1990-х годов. Обзор. В. Войнович «Замысел», А. Сергеев «Альбом для марок», В. Аксенов «Скажи изюм», Л. Зорин «Авансцена» и др.).
6.2. Дополнительная литература:
к модулю 1:
Абашева М. Литература в поисках лица: русская проза в конце ХХ века; становление авторской идентичности. Пермь, 2001.
Бонецкая Н. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст – 1985. М.: Наука, 1986. С.241-269.
Гинзбург Л. О психологической прозе Л., 1877.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995, №1.
Лотман Ю. Литературная биография в историко-критическом контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. Избранные статьи в трёх томах. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 365-376.
К модулю 2
Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макроструктура) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1979. Т. 38, №1.
Максудов С. «Мастер и Маргарита» – театральный роман в пяти измерениях (пространство, время, этика) // Новый журнал, 1995, № 196. С. 202-244.
Шапиро Г. Повествователь в своём тексте: Мириады собственного лица. К вопросу об авторском присутствии в произведениях Набокова // Литературное обозрение, 1999, № 2.
Апресян Ю. Роман «Дар» в космосе В. Набокова // Известия РАН. Серия русского языка и литературы. 1995. Т. 54. № 3. С. 3-17.
Барковская Н. Художественная структура романа В. Набокова «Дар» // Проблемы взаимодействия метода, стиля, жанра в советской литературе. Свердловск, 1990. с. 30-42.
Сухих И. Поэт в зеркалах. «Дар» в. Набокова // Звезда, 1999, № 4. С..219-228.
“Звезда”, 1996, № 11; 1999, № 4 (номера, посвященные Владимиру Набокову )
К модулю 3
Рыбальченко Т. Судьба русской литературы в романе В. Набокова «Дар» и А. Битова «Пушкинский дом» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 2. Набоков в контексте русской литературы ХХ века. Томск: ТГУ, 2000.
Плеханова И. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. К проблеме художественной условности // Русская литература. 1980. № 4.
Вахитова Т. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба» М.: Высшая школа, 1988.
Баткин Л. Синявский, Пушкин – и мы // Октябрь, 1991, № 1. С. 164-193.
Генис А. Правда дурака. А. Синявский // Звезда. 1997. № 3.
Рыбальченко Т. Введение элементов сказочной поэтики в структуру повествования о современности как форма критики народного сознания в русской прозе 1960-х годов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2009. № 2 (6).
Гордин Я. Порвалась связь времён. Заметки об одном направлении современной исторической прозы // Вопросы литературы, 1986, № 3. С.
Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М.: Сов. писатель, 1984.
Еремина С., Пискунов В. Время и место прозы Ю. Трифонова // Вопросы литературы. 1982. № 5.
Суханов В. Романы Ю. Трифонова как художественное единство. Томск, 2001.
Липовецкий М. Разгром музея (Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом») // Новое литературное обозрение, 1995, № 11.
Пискунова С., Пискунов В. Уроки зазеркалья // Октябрь, 1988, № 8.
Рассадин С. Бочка холодного пива // Давыдов Ю. Соломенная сторожка. М., 2000. С. 578-588.
Курбатов В. «Даль свободного романа» // Литературное обозрение, 1978, № 3,
Агеев А. Истина и свобода: Владимир Маканин: взгляд из 1990 года // Литературное обозрение, 1990, № 9.
Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Новый мир, 1997, № 3.
Левина-Паркер М. Смерть героя: О творчестве В. Маканина // Вопросы литературы, 1995, № 12.
К модулю 4
Мережинская А.Ю. Русский литературный постмодернизм. Художественная специфика. Динамика развития. Актуальные проблемы изучения. Киев: Логос, 2004 (и др. изд.).
Абдуллаева З. Между зоной и островом. О прозе Сергея Довлатова // Сергей Довлатов. Последняя книга. СПб.: Азбука-классика, 2001.
Анастасьев Н. «Слова – моя профессия». О прозе С. Довлатова // Вопросы литературы, 1995, № 1.
Сухих И. Голос. О ремесле писателя Довлатова // Звезда, 1994, № 3.
Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // Литературное обозрение, 1993, № 1-2.
Липовецкий М. Мифология метаморфоз. Поэтика повести Саши Соколова «Школа для дураков» // Октябрь, 1995, № 7.
Руднев В. «Школа для дураков» // Руднев В Словарь культуры ХХ века
Руднев В. Бесконечный тупик // Руднев В Словарь культуры ХХ века
Латынина А. Творец и комментатор // Литературное обозрение. 1994. № 5/6.
К модулю 5
Мемуаристика на сломе эпох// Вопросы литературы.- 1999, № 1; 2000. № 1.
На перекрестке истории и автобиографии // Знамя.- 2000, № 2.
М. Абашева. Русская проза в к. ХХ века: становление авторской идентичности // АДД-Екатеринбург,2001.
Ремизова М. Детство героя. Современный повествователь в поисках самоопределения // Вопросы литературы, 2001, № 2.