Прочтите текст и выполните задания 2-14. 1)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.3) Они были похожи на траву
...1)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.3) Они были похожи на траву. 4)Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.5) Может быть, никакого хлеба и не будет.6) Но трава начала сворачиваться в трубку.
—7) Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать.
8)И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась.9) Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом.10) А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. 11)Он так и не заметил, как цветет хлеб.12) Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.
13)Потом полоска стала соломенной.
14)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.15) Коржи были пахучие, румяные.16) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. 17)От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.
18)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.19) Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. 20)Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. 21)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
—22) Отведай, внучок, моего коржа.
23)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
24)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.25) Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. 26)И его скоро не стало...
27)Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул.28) А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
—29) Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.
— 30)Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.
31)Дед был очень старым и жил на пасеке. 32)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.33) Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. 34) Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.
35)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.
36)Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. 37)Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки.38) Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. 39)Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. 40)Но он терпел. 41)Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какой факт говорит о том, что мальчик был очень голодным?»
1)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.
2)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
3)От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.
4)Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.
Ответ:_________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.
1)Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.
2)А может быть, как вишня, покроется белой метелицей.
3)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.
4)Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.
Ответ:_________________________
4. Из предложений 32-34 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их лексического значения.
Ответ:_________________________
5. Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких причастиях пишется одна буква Н».
Ответ:_________________________
6. Замените слово ЗАПОДОЗРИЛИ в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:_________________________
7. Замените словосочетание ХЛЕБНОГО ВКУСА (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 22 .
Ответ:_________________________
9. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Отведай,(1) внучок, (2)моего коржа.
Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, (3)пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
Корочка обжигала губы,(4) соль пощипывала язык,(5) ноздри раздувались,(6) боясь упустить толику вкусного запаха.
Ответ:_________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_________________________
12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.
И все ждали,(1) и Коля ждал,(2) и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь,(3) которая то ли была на самом деле,(4) то ли приснилась.
Ответ:_________________________
13. Среди предложений 37-39 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
14. Среди предложений 23-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________
Ответы на вопросы теста №5
2. | |
3. | |
4. | приходил, приблизиться |
5. | спрятан |
6. | догадались, предположили |
7. | вкуса хлеба |
8. | отведай |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. |
Вариант 6