Работа над предложением и его грамматическим оформлением
Конспект занятия. Тема «Предложение».
Цель. Практическое ознакомление со структурой сложносочиненного предложения. Обучение правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом у.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие домашних и диких животных и их детенышей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Ответы на вопросы. Логопед предлагает детям вспомнить и назвать домашних животных, детенышей домашних животных. (При затруднении логопед выставляет картинки.)
3. Ответить на вопросы по картинкам: а) Кто у кого? б) У кого кто?
Образец: а) Теленок у коровы... Телята у коров.
б) У коровы теленок ... У коров телята.
4. Составление предложений.
Задание. Составить предложения по двум предметным картинкам и вопросу: кто у кого? Телята, козлята.
Образец: Телята у коров, а козлята у коз. Телята у коровы, а козлята у козы.
5. Ответы на вопросы. Логопед предлагает вспомнить диких животных и их детенышей и ответить на вопросы: а) Кто у кого? б) У кого кто?
Проводится работа аналогично пунктам 3 и 4.
Работа с предложениями
Задание 1. Закончить предложения.
У коров много... (телят). У лошадей много ... (жеребят). У собаки много... (щенят). У кошки много... (котят).
Задание 2. Составить предложение из двух предложений. (См. предыдущее задание.)
Образец: У коров много телят, а у лошадей много жеребят.
Задание 3. Дополнить предложения и ответить на вопросы.
В стае волков было много .... (волчат). Кого было много в стае волков? (В стае волков было много волчат.)
Зайцы защищают своих ... (зайчат).
Кого защищают зайцы? (Зайцы защищают своих зайчат.)
Рассмотреть картинки и назвать их. Составить словосочетания со словом много.
Образец: Много стульев. Много окон.
Задание 4. Рассмотреть картинки. Детям раздаются по две картинки, нужно рассмотреть их и сказать, чем они отличаются.
Образец ответа: Здесь есть девочки. А здесь нет девочек. На этой картинке есть стулья, а на этой — нет стульев.
Игра «Магазин»
Оборудование. Куклы, кубики, карандаши, матрешки, книги, шары.
Логопед объясняет детям, что в магазине много разных товаров. Кто придумает предложение со словом много и названием товаров, которые есть в магазине, тот получит фишку.
Задание. Прослушать рассказы и дополнить предложения по картинкам. Пересказать рассказ, как запомнил.
Медведь и пчелы
Однажды медведь увидел, что из дупла вылетело много (пчелы). Он ловко залез на дерево, но (пчелы) начали его кусать. Медведь убежал от (пчелы).
Москва
Это Москва. В Москве много красивых (площадь), красивых (улица), (памятник), (театр), высоких (здание).
Сквер
Наш сквер очень красивый. Там много больших (деревья), красивых (цветы), (фонтаны). В нашем сквере играют много (дети).
Согласование числительного с существительными
Задания.
1. Сосчитать, сколько предметов.
Образец ответа: Один шар, два шара, пять шаров.
2. Сосчитать, сколько и каких предметов.
Образец ответа: Один белый гриб. Два белых гриба. Пять белых грибов.
Сколько (указывает на грибы)? (Один.)
Какой? (Белый.)
Что? (Гриб.)
После того как дети научатся согласовывать числительное с прилагательным и существительным, можно требовать от них составить предложения по аналогии.
4. Рассмотреть картинки. Составить предложения.
5. Образец ответа: Два гриба выросли под елкой. Два белых грибавыросли под елкой.
4. Составить условие задачи: а) по демонстрационному материалу.
Логопед выставляет предметные картинки или предметы, вырезанные из картона, дети составляют условие задачи.
Например, две матрешки и одна матрешка. Стояли две матрешки. Поставили еще одну матрешку. Сколько стало матрешек?
б) По сюжетным картинкам.
Сидели две девочки. К ним подошла еще одна девочка. Сколько стало девочек?
5. Прослушать задачу. Поставить к ней вопрос.
Логопед прочитывает условие задачи, а дети ставят только вопрос.
Логопед. Лена купила один шар. Потом она купила еще два шара.
Дети. Сколько шаров купила Лена?
Логопед. У Коли было четыре яблока. Одно яблоко он отдал товарищу.
Дети. Сколько яблок осталось у Коли?