Цели и задачи Крестного хода.
Историческая справка
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., её появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.
Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Куковой горе» и «на Кожеле» , затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.
Для целей Крестного хода принято считать, что эти места соответствуют современным населённым пунктам: д. Сторожно (Волховский район), д. Шириничи и д. Имоченицы (Лодейнопольский район), д. Новое село и д. Горка (Тихвинский район) и сам город Тихвин, в котором на правом берегу находятся три места, связанных с явлением Иконы: Введенский монастырь, Николина гора (с церковью Иова Многострального), Всехсвятская церковь, а на левом — Большой Успенский мужской монастырь.
Как свидетельствует предание, её появление в малообжитых и ещё не до конца христианизированных землях, проявляло её чудотворную силу и способствовало распространению христианской веры.
На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.
Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.
С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.
Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путём вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке.
После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом.
Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».
В 1507 - 1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для этой иконы, покровительствовавшей Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской.
В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
В 1910 году, по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи, древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к её образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.
После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея.
До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.
В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.
В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Предварительно церковью была организована круглосуточная экспозиция иконы в храмах по пути следования иконы, включая Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Общие положения
2.1 Крестный ход «Путь Богородицы» посвященный празднованию Тихвинской иконы Божьей Матери, ежегодно организуется и проводится по благословению Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава Тихвинским епархиальным управлением по территории Тихвинской епархии во взаимодействии с Администрациями Муниципальных районов, на территории которых проходит крестный ход и иными общественными организациями, пожелавшими принять участие в проведении данного крестного хода.
2.2 В Крестном ходе участвуют: полноразмерный список Чудотворной Иконы Тихвинской Божьей Матери (далее Иконы Тихвинской Божьей Матери) священники от епархий ,православные верующие, а также добровольно изъявившие желание участвовать в крестном ходе иные граждане.
2.3 Священники от епархий включаются в состав Крестного хода решением епархиальных управлений на период прохождения Крестного хода по территории епархии.
2.4 Крестный ход с Иконой Тихвинской Божьей Матери может проводиться по территории Российской Федерации, а так же по территории зарубежных стран при получении соответствующего разрешения.
2.5 Разработанный маршрут Крестного хода и график движения по территории Тихвинской епархии , согласовываются епархиальным управлением Тихвинской епархии или епархиальными управлениями епархий и митрополий, на территории которых планируется проведение Крестного хода.
2.6 Средняя протяженность Крестного хода - ок. 200 км. Основная часть пути осуществляется пешком. Транспорт используется по мере необходимости. Начальная точка движения Никольский храм д. Сторожно, конечная точка движения - Тихвинский Успенский мужской монастырь, г.Тихвин.
2.7 Во время движения Крестного хода Икону Тихвинской Божьей Матери несут на специальных носилках православные верующие из числа местных жителей, передавая её поочередно от одного населенного пункта к другому. Икону так же сопровождает автомобиль, приспособленный к её транспортировке .
2.8 В период остановки или перерыва Крестного хода икона может находится в ближайшем храме или под охраной специального конвоя по месту её размещения.
2.8. Крестный ход делится на восемь дней (лучей), по числу лучей Вифлеемской звезды.
2.9. Как организация, так и участие в Крестном ходе происходит исключительно на добровольных началах!
Цели и задачи Крестного хода.
3.1 Целью Крестного хода с Иконой Тихвинской Божьей Матери является содействие возрождению и развитию духовной жизни православных людей путем молитвенного поклонения Пресвятой Богородицы.
3.2 Основные задачи Крестного хода:
- оживление церковной жизни в селах и городах по пути следования крестного хода;
- внедрение духовно-нравственных начал и культурно-исторических ценностей в уклад жизни православных людей;
- содействие созданию православных общин и новых приходов по пути следования Крестного хода;
- содействие восстановлению и строительству новых храмов по пути следования Крестного хода;
- осуществление патриотического воспитания молодежи;
- укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений.