Б. метаморфозы или превращения
Малохольный отец муч. Варвары не смог вернуть ее к язычеству и бросился на нее с мечом (11). Она побежала к горе, которая раздвоилась перед нею и спрятала в себе. Отец пошел к пастухам с расспросами, и один из них показал рукой на убежище Варвары. Поплатился он своеобразно: сам стал каменным столбом, овцы же превратились в саранчу (а их-то за что?!). Папа доцю свою нашел и наказал на славу. Только ведь вопрос: зачем надо было устраивать раздвоение горы, расправу над пастухом, если гнев отца так и не был остановлен?
В другом житии святой Спиридон превращает змею в кучу золота и дает в заем одному бедняку, который бы и не узнал об этом, если бы через год в его присутствии святой не вернул золоту прежний вид (12). Что за нужда была оживлять змею? И зачем нужна была показуха? Спиридон явно не выполнил заповедь Христа о тайной милостыне (Мф.6:4).
Однажды между святым Кононом и язычниками возник спор о том, чей Бог истинней: его или их (13)? Они заявили, что пока он не сделает так, чтобы они услышали голос своего бога, они не поверят ему. И он сделал то, чего не удавалось сделать ни одному святому в XX веке ни с одной статуей В.И. Ленина. Обратившись к идолу во имя Иисуса, он позвал его к себе. Истукан упал, подкатился и стал перед святым. Народ в панике стал разбегаться, а идолу был устроен допрос с пристрастием: "Кто истинный Бог: ты или Христос?" Изваяние простерло руки к небу и исповедало Христа Богом. Понятно, что такой способ разборок с идолами был бы неплох и очень хочется верить в таких святых, но история не дает примеров такого рода.
Св. Прокопий сотворил нечто подобное (14). Он превратил идолов в воду, причем в таком количестве, что было затоплено все идольское капище. Нечистоты, которыми полили муч. Хрисанфа, превратились в подобие французских духов, а в темной пещере, куда заключили святого (видимо мучители надеялись на никтофобию святого), включился свет (15).
Приведенные выше примеры не то что не дают какого-то здравого наставления, но могут лишь вдохновлять средневековых алхимиков, пытавшихся превращать неблагородные вещества в благородные металлы, что нередко вело лишь к увлечению оккультизмом. Мне кажется, что и эти жития придумал кто-то из алхимиков.
В. ЗОМБИ
Именно так называют человека, которого после смерти воскресил колдун и использует в своих целях для каких-то заданий. Это считается основной "фишкой" религии Вуду, которую создали в Вест-Индии рабы, вывезенные из Африки, смешав свои прежние верования с католицизмом (16). В житиях я многократно встречал случаи воскрешения мертвых, которые вернулись к жизни на несколько минут по чьей-то прихоти, причем нередко им можно было и не воскрешаться, т.к. в этом не было никакой острой нужды.
Какой смысл в том, что св. Иоанн Постник после своей смерти, когда для прощания с телом пришел губернатор Нил, встал и потолковал с ним пару минут на ухо? А что потом? Да ничего! Лег дальше помирать (17). Когда отмечали годовщину смерти Филофея пресвитера, то решили перенести его мощи. При переноске он протянул руки на двух несших его пресвитеров, которые при этом, наверное, чуть не протянули ноги от страха (18). Игнатий Ростовский сделал еще круче: при перенесении его мощей, он вознесся над храмом и благословил народ (19). А св. Евлагия стала улыбаться через 3 дня после смерти, но кто даст гарантию, что у нее просто не скорчило какие-то мышцы лица (20)? Александр Невский и по смерти сотворил чудо: взял в руку "прощальную грамоту", которую в православии дают всем умершим (21).
Нельзя не вспомнить и о любимом занятии преп. Маркиана, который бродил по Константинополю и если находил умершего бомжа, то омывал его и одевал. После этого говорил: "Встань брат, поцелуемся!" И куда было мертвому деваться? Воскресал, целовался и опять укладывался спать вечным сном (22). Конечно, возникает вопрос: с чего он взя л, что бомж – это его брат по вере? Многие из них обычные алкоголики и сквернословы, которые Царства Божьего не наследуют (1Кор.6:9-10).
При захоронении патриарха Иоанна Милостивого в гробнице в знак смирения перед его саном отодвинулись в сторону 2 гроба с епископами (23). Такое же чудо сотворила и монашка Феодора, дав место гробу своей игуменьи (24). Смирение демонстрирует и св. Афанасия (25). Когда она умерла, ее хотели одеть в шелковые одежды, а она не давалась. Тогда-то ее попросили: "Ты при жизни смирялась? Прояви же смирение и после смерти!" После этого Афанасия просто вынуждена была встать и дать себя одеть, хотя я не пойму, почему ей самой было не одеться?
Есть пример воскрешения святого для исцеления. Митрополит Иона после смерти, лежа в раке, схватил одного богомольца рукой за язык, и тот стал разговаривать (26). Интересно, сегодня кого-то хватают святые за уши или языки?
Можем мы увидеть и воскрешения несвятых мертвецов, случаи с которыми больше похожи на кладбищенские страшилки с оборотнями или вампирами. Св. Андрей Юродивый сказал некоему мародеру-гробокопателю: "Не занимайся этим больше, а то не увидишь солнца" (27). И все сбылось! Святотатец пошел в склеп, снял верхнюю одежду с покойной, но потом его внутренний голос сказал ему: "Сними и рубашку!" Он так и сделал, но покойная как дала ему пощечину, что аж звон пошел по всему кладбищу! Более того, от удара он ослеп. А потом умершая и говорит: "Ах ты, негодяй! Ты хотел снять с меня последнюю одежду? Да как я буду с обнаженным телом в день второго пришествия Христа? Я сейчас тебе сделаю так, что ты никогда не будешь воровать!" Она оделась в свою одежду и легла на свое смертное ложе. Как изменилась жизнь гробокопателя? Он стал уважать Андрея Юродивого. И стоило ли ради этого устраивать эти "кошмары на улице Вязов"?
Другому незадачливому коллеге по ремеслу выше названного страдальца, умерший выцарапал глаза (28).
Читатель уже слышал об истории с ношением головы Дионисием Ареопагитом после смерти. Это не единственный случай подобного рода в житиях. Когда св. Лукиану отрубили голову, он взял ее, прошел 4 км, форсировав реку, и уже потом возлег на месте своего погребения (29). Так же поступил и некий монах, когда татары отрубили ему голову, а он ее взял, принес в монастырь и положил перед иконой Божьей Матери (30). Положил, а дальше что? Так и умер. А зачем же принес?
В житиях даже голову Иоанна Крестителя сделали говорящей (31). Якобы, будучи отрубленной, она продолжала обличать Ирода за жену брата. Но такого в Писании не написано (Мр.6:14-28). Зачем же делать из Иоанна Крестителя "Голову профессора Доуэля"?
Есть просто комичные случаи с житийными зомби. Так некий корабельщик решил узнать: св. Епифаний Кипрский, будучи евреем, обрезан или нет (32)? Для этого он полез в трусы к умершему и тут Епифаний ему так врезал, что тот летел дальше, чем видел, причем упал уже мертвым. Когда труп положили к ногам святого, то, коснувшись святого, тот воскрес. А может, он просто пришел в сознание?
Наш отечественный святой Марк Пещерник по производству зобми просто переплюнул всех иноземных святых (33). Будучи могильщиком в Киево-Печерской лавре, он воскресил трех мертвых. Почему так много? Да не успевал вырыть для них могилы или не было сил их переложить, поэтому он приказывал им перелечь, и они воскресали исключительно ради облегчения труда монастырского могильщика.
Я не буду касаться здесь тех случаев, которые читатель узнал в предыдущем разделе (34). Всего же таких случаев около трех десятков.