Cексуальная свобода женщин
Обобществление женщин
Семья - это результат поисков, длившихся тысячелетия. В начальную эпоху, которую мы называем матриархатом, вся социальная жизнь зависела от женщины. Мужчина же играл весьма жалкую роль.
Однажды мужчины, оставив женщинам заботы о воспитании девочек, захотели передать свой опыт мальчикам племени.
Геродот так рассказывает о жившем в Ливии племени озов: "Когда у женщины рождается крепкий, здоровый ребенок, мужчины на третий месяц приходят посмотреть на него, и тот, на кого он больше всего походит, признает его своим". Обычай выбирать ребенка на основании физического сходства все еще существует, согласно Витольду де Голишу, у народа тода.
"Обобществление женщин" не есть эквивалент беспорядочных половых связей. Геродот, описывавший нравы африканских и азиатских племен, говорит: "У них женщины находятся в общем пользовании. Они не живут вместе с ними, но совокупляются на манер животных". Это самая первая стадия.
У массагетов, находившихся на более высокой ступени развития, когда мужчина хотел женщину, то вешал колчан на своей колеснице, а затем спокойно соединялся с избранницей.
В племени троглодитов, где обобществление женщин было правилом, только вождь имел персональную супругу. Однако, уточняет Диодор Сицилийский, любой член племени мог соединиться с женой вождя, преподнеся ему подарок.
Сексуальная свобода принцесс
В истории нередки случаи, когда права, отобранные у одной категории, сохраняются у привилегированных классов.
В ожесточенной войне между мужчиной и женщиной последняя, потерпев поражение, потеряла право на сексуальную свободу. Аргумент мужчины заключался и заключается в следующем: при наличии у женщины сексуальной свободы невозможно установить отцовство. В результате мужчины упразднили сексуальную свободу женщины и обязали ее хранить супружескую верность.
Египтологи свидетельствуют, что в Древнем Египте существовала полная сексуальная свобода для принцесс. И добавляют: "Что касается нравов древних обществ вообще, то женщины, которые, как считалось, принадлежали к божественной расе, пользовались привилегией иметь нескольких мужей. Ни один мужчина не мог обладать правом собственности в отношении этих божественных женщин, несмотря на общепринятую норму, в соответствии с которой муж был волен распоряжаться жизнью и смертью своей жены".
Асри туарегов
Асри – это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Если женщина не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать ее свободу. Чем больше у нее любовников, тем выше ее репутация.
Девушка не может быть выдана замуж против своей воли. Больше того, у туарегов существует своеобразный кодекс галантности, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет ее к родителям.
У туарегов существует обычай. После трудового дня, с наступлением ночи молодежь собирается вокруг костра. Они обмениваются шутками, поют песни и делают друг другу галантные предложения в ставшей уже ритуальной форме: "Могу ли я нанести тебе визит сегодня ночью?" - "Иди в мой шатер, я догоню тебя".
Игра на флейте
У бушменов есть обычай. Женщины одного клана уведомляют женщин соседнего клана о том, что в такой-то день они придут "играть с ними на флейте". В назначенный день они отправляются в гости процессией, держа у губ флейты. Мужчинам их клана строго запрещается следовать за ними. Жены в подобных случаях пользуются полной свободой. Встретившись, две группы женщин устраивают своего рода музыкальный конкурс, после чего следуют песни, танцы, банкет.
Это длится в течение нескольких дней, и все это время женщины первого клана могут беспрепятственно соединяться с мужчинами второго клана. (Нужно помнить о том, что бушмены моногамны по экономическим соображениям, полигамны – когда могут позволить себе это, а супружеская неверность у них карается.)
Спустя некоторое время женщины второго клана наносят ответный визит женщинам первого клана. Подобный обычай существует также у банту.
Кожаные кольца
Геродот рассказывает об африканском племени гин-данов: "Их женщины носят на лодыжках кожаные кольца. Каждый раз, когда с ней соединяется новый мужчина, она добавляет очередное кольцо. Та, которая имеет наибольшее их число, считается лучшей, поскольку ее любили многие мужчины".
Проституция египетских принцесс
Из истории Древнего Египта известно, что Хеопс (1182 год до н.э.) "дошел до крайней степени морального падения и, нуждаясь в деньгах, послал свою дочь в дом терпимости с наказом вернуться с определенной суммой".
Другой египетский фараон, Рамрсинт (1237 год до н.э.) "отправил свою дочь в дом терпимости и велел ей отдаваться там каждому мужчине, заставляя их перед этим рассказывать о всех преступных деяниях, которые они совершили в своей жизни". Целью этой хитрости было разоблачить вора, который завелся в его дворце.
Эти истории следует рассматривать – как шутку в отношении сексуальной свободы принцесс, которая уже не практиковалась в описываемую эпоху.
Африканские принцессы
В наиболее явном виде пережитки сексуальной свободы принцесс отмечались в Африке колониального периода. Во многих регионах, в частности в Дагомее, женщины царского происхождения пользовались привилегией, позволявшей им распоряжаться своим телом по своему собственному усмотрению.
Впрочем, царские дочери не имели права выходить замуж. Зачастую они начинали заниматься проституцией.
У базонгов Конго дочери вождей "торговали своими прелестями".
В Уганде царица и сестра царя могли позволить себе иметь столько любовников, сколько им заблагорассудится. Однако они не имели права заводить детей.
В африканском царстве Луанго царская кровь передается по женской линии. Принцессы сами выбирают себе мужей. Их супругами всегда становятся рабы или мужчины из народа.
Принцы и принцессы, цари и царицы не могут заключать брачные узы между собой. Жизнь мужа принцессы незавидна. Он является рабом и пленником своей супруги. Когда он выходит из дома, впереди его идет охранник, обращающий в бегство всех женщин, встречающихся на пути. В случае супружеской неверности с его стороны жена может приказать отрубить ему голову, и это право используется довольно часто. Вследствие этого женщин царской крови стараются избегать, вместо того чтобы искать их благосклонности, что при других обстоятельствах было бы вполне естественным.
Еще недавно в Турции принцессы пользовались особым статусом по отношению к своим мужьям: они совершенно не зависели от них, в отличие от других женщин.
Супружеская неверность в Африке
В племени моей супружеская неверность не считается чем-то безнравственным, и ее не пытаются скрывать. Замужняя женщина может отправиться на несколько дней в гости к своему любовнику, не встречая каких-либо возражений ни со стороны мужа, ни со стороны жены любовника.
Однако не везде нравы столь либеральны. У живущего в Заире племени нкоундо неверную жену выставляют на всеобщее обозрение с железным ошейником на шее. При этом разводят костер и заставляют ее стоять над ним, раздвинув ноги, или делают вагинальную клизму перченой водой. В Кот-д'Ивуаре виновница получает несколько ударов палкой, а ее сообщник выплачивает обманутому мужу компенсацию, размер которой зависит от социального положения последнего.
Супружеское ложе в случае измены должен очищать от греха колдун. Происходит это следующим образом: режут козу и ее кровью окропляют постель, неверную жену и ее детей.
В общем и целом супружеская измена в Африке приравнивается к воровству. За обманутым мужем признается право убить соблазнителя своей супруги. Это считается вполне естественным.
Кстати, об инцесте... Мужчины индейского племени чиппвэев, нравы которого столь часто упоминаются в работах этнологов, вступают в брачные отношения со своими матерями, сестрами и дочерьми.
Брак между братом и сестрой считался нормальным явлением у античных персов. В некоторых гаремах фигурировали кузины, тетки, племянницы, сестры и даже дочери суверена, который наследовал от своего отца его жен наряду с остальным имуществом.
Иногда кровное родство не препятствует брачным отношениям даже между сыном и матерью, хотя подобный союз практически всюду встречает всеобщее осуждение, особенно в наиболее цивилизованных обществах.
В одном хеттском тексте содержится весьма любопытный пассаж: "Не прикасайся к своим сестрам, невесткам и кузинам. Это недопустимо. Того, кто совершит подобное, ждет смерть".
А вот обращение, адресованное принцу одного из покоренных хеттами племен: "Вы, являясь менее цивилизованным народом, не колеблясь, берете своих сестер, невесток, кузин". (Эти выдержки датируются вторым тысячелетием до н.э. Хетты - это индоевропейский народ, основавший в Малой Азии государство, которое просуществовало около тысячи лет.)
Бауты
Пережитки сексуальной свободы женщин сохранились в народных традициях вплоть до нашей эпохи. В марте 1810 года во Флоренции (Италия) с Буше де Пертэ заговорили две "бауты": "Флорентийские женщины, как правило, домоседки. Но когда начинается карнавал, продолжающийся очень долго, они надевают черные платья, высокие шляпки со страусиными перьями и отправляются на улицу, пользуясь всеми привилегиями, предусмотренными в обычные дни только в отношении мужчин. Они заходят одни, без мужского сопровождения, в кафе и театры, подходят к любому мужчине, который им нравится, танцуют и беседуют с ним... Это бауты. Им позволено все. Они могут обратиться к прохожему, взять его за руку, и тот становится их пленником, собственностью, с которой они вольны поступать по своему усмотрению. При этом прохожий не имеет права высказывать какие-либо возражения. Бауты не носят масок, но их огромные шляпы с перьями скрывают половину лица".
Инициатива
В Бретани в начале XIX века в первый день карнавала юноши собирались в условленном месте, и девушки приходили туда, чтобы выбрать себе кавалера на время карнавала.
В той же Бретани существовал обычай, позволявший девушке, желавшей выйти замуж за молодого человека, который сам не проявлял инициативы, прийти к нему домой в тот час, когда он был в постели. Она преподносила ему традиционный бретонский пирог из гречневой муки. Молодой человек пробовал кушанье и, если был согласен взять девушку в жены, благодарил ее и хвалил ее кулинарное искусство. В противном случае он должен был сказать: "Твой пирог невкусен. Приходи через год".
Возникновение патриархата
Пока роль мужчины в зачатии ребенка не признавалась, женщина, будучи производительницей, доминировала в обществе.
Было хорошо известно, что родам предшествует совокупление. Люди полагали, будто трения мужчины и женщины друг о друга вполне достаточно для рождения ребенка. Чем больше соприкосновений, тем больше шансов зачатия.
Механизм оплодотворения был неизвестен, и установить взаимосвязь между конкретным мужчиной и новорожденным младенцем не представлялось возможным. Материнство уже почиталось на протяжении тысячелетий до того, как появилось понятие "отцовство".
Размышления по поводу египетской гравюры
В гробнице фараонов в Фивах была найдена весьма любопытная гравюра. На ней изображен мужчина с половым членом в состоянии эрекции, из которого бьет струйка спермы красного цвета. В конце траектории струйки находится персонаж маленького роста (ребенок).
Пришло время, и мужчина отнял ребенка у женщины, вынудив ее сойти с пьедестала. Мир вступил в эпоху патриархата.
Появились четкие разграничения между такими понятиями, как "отец" и "мать", "муж" и "жена", "дети" и "родители", которые были неизвестны прежде. Запрет на половые связи между матерью и сыном, отцом и дочерью, братом и сестрой мог быть введен только тогда, когда люди поняли механизм оплодотворения.
Хотя патриархат боролся с тотемизмом и матриархатом, зачастую он выступал в комбинации с ними, а иногда даже заимствовал некоторые их формы.
Патриархат выработал социальную формулу, более практичную и эффективную, нежели матриархат. Народы, создавшие нашу цивилизацию, были настроены в отношении матриархата чрезвычайно враждебно.
Матриархат начал приходить в упадок в отдельных общинах в начале четвертичного периода (около 900 тысяч лет назад). Три большие группы цивилизованных народов – тураны, семиты и арии – ввели патриархальный уклад жизни.
Такие древние понятия, как отцовство тотемного животного в клане и материнское наследование в матриархате, постепенно заменялись наследованием по отцовской линии. У римлян, являвшихся патриархальной нацией, законным наследником был и приемный сын.
Патриархат в корне изменил систему правопреемства и характер войн, и эти изменения повлекли за собой концентрацию собственности. В скором времени матриархальные государства исчезли, и остались лишь многочисленные группы, племена и кланы, где главенствовали женщины, а мужчины занимали подчиненное положение.
Войны имели место и в эпоху матриархата, но тогда они не были завоевательными. Мужчины занимались охотой и вели религиозные войны (охота за головами). Социальная деятельность, в собственном смысле слова, была сосредоточена в руках женщин, слишком занятых проблемами воспроизводства, чтобы еще думать о приросте имущества и усилении господства.
В отличие от женщины мужчина может иметь практически неограниченное количество детей. Для этого ему просто нужно обладать достаточным числом женщин. Если женщин не хватает, их, как и рабов, можно добыть путем завоевательной войны.
Библия и патриархат
Книга Бытия представляет собой краткую историю человечества. Здесь присутствуют тотемное животное, Ева, олицетворяющая матриархат, и двое мужчин - Яхве и Адам. Мужчина занимает доминирующее положение. Бытие - это памфлет против тотемизма и матриархата.
Змей и женщина играют гнусную роль, они заслуживают наказания и получают его. Другими словами, у них отобрали рычаги управления жизнью общества, которыми завладел мужчина.
Богиня-мать была "первой производительницей". Слово "первая" имеет важное значение. Женщина обладала первенством по отношению к мужчине. Мужчина не играл никакой роли.
Главная задача составителей книги Бытия заключалась в том, чтобы продемонстрировать, что женщина не является первым творением, что не она породила мужчину, а он породил ее и что в силу этого она должна занимать подчиненное положение.
Итак, Яхве вначале создал мужчину и только затем женщину. И каким же образом он создал ее? "Бог сотворил Еву, вытащив ребро из тела Адама, пока тот спал". В оригинальном тексте речь идет не о ребре, но о пенисе.
В древности женские гениталии играли важную роль. Начиная с определенного периода времени объектом почитания и обожествления становится мужской пенис, и это не имеет ничего общего со сластолюбием. Все дело в том, что производителем детей признается пенис, а не вагина, которой отныне отводится второстепенная роль.
Молодые боги
Все мифологии сходятся в том, что боги-мужчины появились в Пантеоне сравнительно поздно. Они заменили божества-животные и великих богинь. Переход от женских божеств к мужским произошел не в один день. Специалисты в области истории религий утверждают, что культ мужского бога является продолжением культа великой богини.
Вначале богиню изображали в одиночестве (тем не менее вспомним, что на самых древних изображениях она зачастую предстает беременной). В эпоху, предшествующую появлению мужских божеств, она уже держит младенца на руках (подобно Деве Марии). На одном древнем образе богиня сидит на троне, и ребенок лежит у нее на коленях.
На других изображениях мы видим подростка, протягивающего правую руку сидящей богине. На смену богу-младенцу, богу-подростку, богу-юноше пришел хорошо известный нам бог-старик - Зевс, Юпитер, Яхве.
Греки против матриархата
Некоторые кланы, составлявшие греческую нацию, некогда носили названия животных: мирмидоны являлись кланом Муравьев, аркадцы - кланом Медведя. Однако греки эволюционировали быстрее, нежели окружавшие их народы, и приключения Геракла могут в значительной части интерпретироваться как акции против сохранившихся матриархальных или тотемистических общин. Именно поэтому мы встречаем в греческой мифологии горгон с кабаньими клыками, волосатых змеев, крылатых гарпий - посланниц ада...
Одиссей становится жертвой небольших матриархальных групп: колдунья Цирцея превращает его товарищей в свиней с помощью волшебного напитка, Калипсо удерживает его самого на своем острове в течение семи лет...
Тотемистические и матриархальные автохтонные народы греческого архипелага были рассеяны племенами Лошади, Козы, Быка, пришедшими с Востока, чей тотемизм носил прогрессивный и утилитарный характер.
Проблемы наследования
Переход от матриархата к патриархату поставил ряд проблем, которые можно было бы назвать юридическими. История знает множество примеров компромисса между патриархальным и матриархальным наследиями. Разумеется, подобные проблемы затрагивали интересы не простых людей, а цариц кланов и вождей племен. Согласно древнему обычаю, власть переходила от матери к дочери, тогда как новый обычай требовал, чтобы наследником был сын, который, в свою очередь, должен был передавать власть своему сыну.
Египтяне решили эту проблему посредством браков между братьями и сестрами. У древних саксов королевский трон занимал тот, кто женился на вдове короля. Так, в IX веке н.э. Эфельбальд женился на Юдифи, вдове своего отца. В этом и других аналогичных случаях королева играет роль конституционного монарха, в то время как ее муж становится фактическим властителем.
Примирение между матриархатом и патриархатом часто служит сюжетом сказок о феях: принцесса обязана выйти замуж за иностранца, и корона затем переходит к их дочери. Что касается сыновей короля, они, как правило, отправляются в поисках приключений на чужбину.
В некоторых княжествах Индии принцессы собирали претендентов на свою руку и трон и устраивали между ними спортивные состязания, победителя которых и ждал заветный приз. Подобные ситуации довольно часто фигурируют в сказках и легендах. Итак, трон и корона являются атрибутами принцессы, а право жениться на ней зачастую завоевывается путем победы в соревновании.
Супруг своей матери
В Аннаме (северный и частично центральный Вьетнам) до колонизации Индокитая существовала традиция, в соответствии с которой сын царицы должен был жениться на собственной матери после смерти своего отца.
Вскоре после установления французского протектората (1883 год) аннамского принца Дуонг Чакра по распоряжению правительства привезли в Париж, а затем как врага Франции депортировали в Алжир, где он не замедлил умереть. Эта история, забытая сегодня, в свое время наделала немало шума.
Так вот, принц Дуонг Чакр был сыном своей собственной бабушки.
Супружеская верность
Мы привыкли считать подчинение жены своему мужу, как и супружескую верность, чем-то само собой разумеющимся (хотя нарушения установленных правил в этой сфере случаются довольно часто).
Однако в эпоху перехода от матриархата к патриархату научить женщину хранить верность было весьма и весьма нелегкой задачей, о чем свидетельствует легенда, возраст которой составляет более 3 тысяч лет.
Король Ферон, занимавший трон до 1291 года до н.э., однажды ослеп и прожил слепым десять лет, когда оракул сказал ему, что зрение вернется, если он промоет глаза мочой женщины, имевшей отношения только со своим мужем и никогда не знавшей других мужчин.
Процедура, проделанная с помощью мочи супруги, не принесла результатов. Тогда король промыл глаза мочой почти всех женщин города Орифреболя, пока, наконец, не прозрел вновь. После этого он взял в жены ту, которая помогла ему исцелиться, и приказал сжечь живьем всех неверных жен.
Гробницы германцев
Недалеко от Люнебурга, на севере Германии, было обнаружено захоронение, содержащее скелет мужчины и обугленные останки женщины лет двадцати. В Нордхайзене, близ Гарца, были выкопаны скелеты мужчины и женщины. Череп женского скелета носил на себе следы ударов, по всей видимости, топора.
Эти гробницы, датируемые несколькими тысячелетиями до христианской эры, свидетельствуют о том, что в ту эпоху у германских племен существовал институт брака. После смерти мужа его вдову умерщвляли и погребали вместе с ним.
Папство и патриархат
Доктор Жюльен Безансон напоминает нам, что кардинал, которому поручено провозгласить вновь избранного папу, произносит латинскую фразу: "Дуос тестес абет эт бене пендентес" ("Имеет два свисающих ядра").
Этот намек на яички святого Петра, вне всякого сомнения, означает, что папа является мужчиной. Сегодня это представляется нам вполне естественным, но в начале христианской эры назначение на высшие церковные должности женщин, по всей вероятности, было еще весьма распространенным явлением.
Корни христианского брака следует искать в иудаизме, обычаях германских племен и традициях греко-латинского мира. Нашей концепцией семьи мы обязаны христианству, которое, сохранив за мужчиной, отцом, доминирующую роль, обеспечило женщине, матери, супруге, привилегированное, хотя и в определенной мере зависимое положение.
РИТУАЛЫ МОЗГА
Великий перелом
Человек не был изгнан из рая, но покинул его по своей воле, осознанно отказавшись от бессмертия (или бестелесности), чтобы стать смертным существом, размножающимся половым путем.
"Тогда, - говорится в Библии, - Адам и Ева увидели, что они наги". Осознание этой наготы имеет конкретное значение. Нагота - это символ наличия пола, а наличие пола в свою очередь - это жизнь, рождение, смерть и страдание. Поскольку они были "нагими", или, другими словами, обладали полом, Адам должен был добывать в поте лица пропитание, а Ева - рожать в муках детей. Пришел день, когда человек, забыв о преимуществах, осознал все неудобства и тяготы своего нового состояния - физические страдания, смерть, необходимость работать... Тогда он пожалел о своей прежней, духовной,природе.
Идея рая - это сожаление о некогда утраченном состоянии, состоянии без рождения, смерти, плоти, физиологических потребностей неиндивидуализированного духовного существования...
Если, согласно Книге Бытия, на животном (змее) лежит ответственность за падение человека, так это потому, что между животным и наличием у человека пола существует прямая связь.
Таким образом, человек пришел к тому, что начал проклинать наличие пола и животное после того, как столь длительное время рьяно преклонялся перед тем и другим...
На смену сожалению пришла вера в возможность вновь обрести рай путем устранения причины, которая привела к его утрате.
Поскольку наличие пола является причиной смерти и страданий, сказал себе человек, наверное, можно устранить смерть и страдания и вернуть прежнее состояние рая, устранив пол. И он кастрировал себя.
Его ожидания не сбылись. Даже лишенный пола, он не стал вновь духовным существом, а остался человеком. Однако при этом он приобрел новое качество - интеллектуальность.
Интеллектуальность - это своего рода побочный продукт духовной силы.
Народы, открывшие интеллектуальность, практиковали ритуалы кастрации, хотели вновь обрести рай, создали новую религию, предали анафеме животное и наличие пола и отвернулись от богини-матери.
Процесс интеллектуализации и цивилизации начался с ритуала кастрации: это был великий перелом. Нерастраченная сексуальная сила скопилась в том, что мы называем мозгом, и вызвала его качественное изменение, породив интеллектуальные способности в ущерб сексуальным и физическим возможностям. Эти способности позволили человеку получить преимущество перед животными и выделиться из их среды.
Духовная религия пришла на смену религии материальной, позаимствовав у последней ее ритуалы, которые приобрели новое значение, претерпев некоторые изменения. Перелом, выразившийся в эволюции человека, совпал по времени с изменениями условий жизни на Земле. Таким образом, человек подвергся эволюции одновременно внутри и снаружи. Ориентирами, которые позволяют нам датировать эпоху перелома, являются солнце, холод, кислород.
Сезонность появилась около 20 миллионов лет назад. Последующий период был периодом похолодания, который предшествовал четвертичному ледниковому периоду, имевшему место около миллиона лет назад.
Кастрацию человек начал практиковать, возможно, 20 миллионов лет назад. В то время луна перестала играть главную роль, и первые лучи солнца начали пронзать толстую пелену облаков. К этой же эпохе, по-видимому, относится и открытие огня.
В начале четвертичного периода люди уже имели примерно тот же вид, какой имеют сейчас. Они дышали кислородом полной грудью в охлажденной атмосфере.
Колдун и священнослужитель
Наиболее важным феноменом истории культов является пришествие жреца-кастрата, ознаменовавшее начало новой религиозной фазы, называемой духовной, которая сменила материальную фазу.
Поскольку нельзя провести четкую грань между культами первой и второй категорий, распутать религиозный клубок не представляется возможным.
Колдун - персонаж, увенчанный парой рогов, одетый в звериную шкуру, впадающий в транс, практикующий ритуальное совокупление и ритуальное убийство, - вполне традиционен в религиозном плане, но он принадлежит к древней, материальной религии.
Священнослужитель - человек, возведенный в духовный сан, практикующий мистическую бесстрастность, принадлежит к новой, духовной и интеллектуальной религии. С появлением этого типа священника начинается новый мир.
Тем не менее - и это очень важно - древние ритуалы и традиции сохранились и в новой религии. Кастраты стали истинными священнослужителями, в общепринятом ныне смысле слова, и традиция безбрачия духовенства зародилась именно на этом этапе истории.