Определение догмата и его свойства
Догмат – это богооткровенная вероучительная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непреложное и непререкаемое положение православной веры.
Также принято отличать догмат от теологумена и частного богословского мнения.
Таким образом, догмат - это принимаемое и выраженное Церковью в определенных документах основополагающие истины христианского вероучения (нужно помнить, что есть еще так называемые равнодогматические истины);
Теологумен – мнение какого-то святого отца или нескольких святых отцов по вероучительному вопросу. Разумеется, что теологумен может быть только в отношении вопроса еще не решенного Церковным разумом.
Частное богословское мнение – это мнение богослова или гурппы богословов (не святых!!) о вероучительному вопросу. Как и в случае с теологуменом может быть только в отношении вопроса еще не решенного Церковным разумом.
Слово «догмат» происходит от греческого глагола δοκείν, и буквально означает «думать», «считать», «полагать», может иметь также значение верить, а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («δεδόγμη»), что можно перевести на русский язык как «определено», «решено», «положено», «установлено». В Новом Завете употребляется в двух смыслах. Во-первых, как некоторое постановление, в частности, в Евангелии от Луки словом «догма» назван указ кесаря Августа о проведении переписи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления Апостольского Собора названы «τά δόγματα», т. е. множественное число от «το δόγμα» (Деян. 16, 4). У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте. Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков.
Свойства догмата:
1) богооткровенность;
2) вероучительность;
3) церковность;
4) общеобязательность.
Nota bene! В 19 веке католическим кардиналом Джоном Ньюманом сформулирована так называемая «теория догматического развития». По православному вероучению догмат не изменяем по своему содержанию, но уточняется в своей формулировке.
МЕТОД ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Догматическое богословие, будучи наукой, должно обнаруживать принципиальные научные методы рассмотрения своего предмета, т. е. вероучения Церкви:
1) в систематическом порядке посредством логического изложения и точных формулировок раскрыть содержание всей догматической области Священного Предания Церкви;
2) указать основание догматов в текстах Священного Писания;
3) привести принципиальные положения мысли церковных писателей и в первую очередь святых Отцов по рассматриваемым догматическим вопросам.
ДОГМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
Краткий исторический обзор догматических систем
1. Эпоха до Вселенских Соборов:
а) Климент Александрийский – «Строматы»;
б) Ориген – «О началах».
2. Эпоха Вселенских Соборов:
а) свт. Кирилл Иерусалимский – «Огласительные слова» (IV в.);
б) свт. Григорий Нисскй – «Большое огласительное слово» (IV в.);
в) блж. Феодорит Киррский «Сокращение Божественных догматов» (первая половина V века);
г) преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» (VIII в.).
3. Эпоха после Вселенских Соборов (русская школа догматистов):
1. митрополит Макарий (Булгаков) – «Православно-догматическое богословие»;
2. архиепископ Филарет Черниговский (Гумилевский) – «Догматическое богословие»
3. архиепископ Антоний (Амфитиатров) – «Догматическое богословие»;
4. епископ Сильвестр Каневский (Малеванский) – «Опыт догматического богословия»;
5. протоиерей Николай Малиновский – «Догматическое богословие»;
БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА
Апофатические свойства:
Апофатические свойства Божии характеризуют совершенства Божественной природы путем отрицания за ней всевозможных ограничений.
1) самобытность (Бог есть причина Самого Себя, causa sui)
Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44, 6).
как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26).
Прп. Иоанн Дамаскин: «Бог, в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море сущности»
Бл. Иероним Стридонский: «Бог существует от Самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него»
Неизменность
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал. 3, 6).
У Отца светов... нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17).
Прп. Максим Исповедник: «Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение» (Вопросоответы к Фалассию, вопрос LX)
Nota bene!Воплощение Слова Божия не противоречит Божественной неизменяемости, потому что субъектом восприятия человеческой природы является не Божественная природа, а Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. При этом, согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, то есть в воплощении Божественная природа ни в коей мере не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается тождественной себе.
Вечность
живу Я во век (Втор. 32, 40).
Бог называется сый прежде век (от века Живущий) (Пс. 54, 20).
вечный Господь Бог (Ис. 40, 28).
Аз есмь первый и Аз есмь во век (Ис. 48, 12).
Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер. 10, 10).
Свт. Григорий Богослов: «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, ибо слова «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый – всегда».
Вездеприсутствие.
Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138, 7-10).
Прп. Иоанн Дамаскин: «Надобно знать, что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело, - не частью какою в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем, и весь выше всего»
Прп. Иоанн Дамаскин: «Все отстоит от Бога, но не местом, а природой».
Свт. Афанасий Александрийский: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству».
КАТАФАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
В Своем снисхождении к миру Бог открывается как благой, добрый, справедливый и т. п. В результате этого откровения можно говорить о катафатических свойствах Бога, то есть таких, которые характеризуют Его действие в мире, но не Его природу. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Что говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству».
Всеведение
Бог знает:
· Свою триединую природу: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Мф. 11, 27). Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 10-11).
· Свои дела: Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян 15, 18).
· Все существующее: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр. 4, 13).
Святость и Свет
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3).
будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).
«Во свете Твоем узрим свет».
Молитва 1-го часа: «Христе Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный…»
Всемогущество
Я Бог Всемогущий (Быт. 17, 1)
Вся елика восхоте, сотвори... (Пс. 113, 11)
Nota bene!Бл. Августин: «Когда мы говорим, что Бог не может умереть или обманывать, то этим не умаляется Его могущество. Напротив, Его могущество стало бы меньше, если бы это невозможное сделалось для Него возможным. Потому собственно Он и всемогущ, что не может ни умереть, ни обмануться. Он делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее приключилось Ему, тогда не был бы Он всемогущ».