IV. Подведение итогов урока. - Подведем итоги нашего урока-викторины
- Подведем итоги нашего урока-викторины. Сосчитайте жетоны. Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.
Домашнее задание
Сочинить загадки о животных. Принести на урок книги о животных, которые вам нравятся.
Урок 8 5. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; ввести понятия раздела: сочувствие, сопереживание; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме урока; карточки (текст речевой разминки, задания); магнитная азбука.
К уроку можно приготовить сюрприз: договориться с родителями ученика, чтобы те принесли домашнего любимца в класс на урок в определенное время, рассказать о нем.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их одноклассникам.
Ill. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Разгадайте кроссворд.
(Дети работают самостоятельно, затем в парах. После этого проводится проверка.)
I | |||||||||
По горизонтали:
1. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц.)
3. Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.)
По вертикали:
3. Выпуча глаза, сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живет на земле. (Лягушка.)
5. Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)
7. Кричит: «Крак!»,
Червякам враг. (Ворона.)
8. С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака.)
9. Не солнце, Не огонь,
А светит. (Светлячок.)
— Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.)
— Как вы понимаете это словосочетание? (Высказывания детей.)
Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение».
IV. Работа по теме урока
— Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим названием? (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее.)
— Ребята, вспомните, какие произведения вы читали о животных. Какие из них вам особенно запомнились? Расскажите. (Рассказы детей. Показ книг.)
— Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе.
V. Физкультминутка
Вышли детки на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
VI. Продолжение работы по теме урока
Прогнозирование и обсуждение
— Узнав название раздела и поняв, что оно означает, можете ли вы предположить, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
— Как вы думаете, какие понятия мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
— Прочитайте на доске, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.)
— Как вы понимаете эти слова?
Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к пережи-илниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Сопереживание — сочувствие другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Как вы считаете, чему мы будем учиться?
Знакомство с разделом
— Прочитайте на с. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
Проблемный вопрос
— Во 2 классе мы читали с вами статью Николая Сладкова «Они и мы». Я вам ее напомню.
(Учитель читает статью.)
Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас mi юхожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы назы-ингм их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться мам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. Самое удивительное явление ми 1емле. И самое уязвимое...
У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»
— Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.)
— Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)
— Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладкое? («Не навреди!»)